Специально к MAPIC: JLL о концепциях общепита в ТЦ Москвы и Санкт-Петербурга

Специально к международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей в Каннах, компания JLL подготовила исследование арендаторов сегмента food & beverage(F&B, общепит) в торговых центрах двух основных рынков России – Москвы и Санкт-Петербурга.

8448

Специально к международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей в Каннах, компания JLL подготовила исследование арендаторов сегмента food & beverage(F&B, общепит) в торговых центрах двух основных рынков России – Москвы и Санкт-Петербурга.

Увеличение доли ресторанов и кафе в торговых центрах становится новым глобальным трендом, что также заметно на европейском рынке. По данным JLL, операторы кафе и ресторанов в среднем занимают 15% арендуемой площади ТЦ в Европе и входят в число ключевых арендаторов. Понимая рост значения сегмента F&Bв современной жизни, собственники торговых объектов уделяют ему особое внимание. В российской практике пока мало примеров, когда ресторанная зона становится точкой целевого притяжения в ТЦ, но все же отдельные объекты воплощают в жизнь мировые тренды.

«За последние пять лет предложение на рынке качественных торговых центров в России удвоилось и превысило 20 млн кв. м – только за 2015 год было введено 1,9 млн качественных торговых площадей, и аналогичный объем ожидается в текущем году, - говорит Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – Появление большого количества новых торговых центров предоставляет потребителям более широкий выбор, при этом их привычки меняются под влиянием кризиса. В результате конкуренция за лояльных клиентов усиливается, заставляя собственников объектов искать новые способы привлечения и удержания посетителей. Одним из них становится грамотно сформированная зона питания в торговом центре».

Рынок качественных торговых центров Москвы насчитывает 104 объекта общей площадью 4,94 млн кв. м, что превышает показатели большинства европейских столиц, Санкт-Петербурга – 58 объектов (2,2 млн кв. м). По оценке компании JLL, в Москве заведения общественного питания занимают около 4% арендуемой площади ТЦ, при этом в ряде объектов доля F&Bзначительно превышает средний рыночный показатель и соответствует европейскому индикатору. На рынке торговых центров Санкт-Петербурга средняя доля ресторанов и кафе немного выше, чем в Москве, и составляет 5%, что в том числе связано с меньшим количеством крупных объектов.

Лидерами по доле площадей, занятых заведениями общественного питания, в Москве являются торговые центры «Европейский» (15,4%), «АФИмолл Сити» (10,9%), «Атриум» (10,7%) и «Охотный Ряд» (10,3%). По количеству ресторанных помещений первую строчку также удерживает «Европейский» (67 концепций), далее следуют «Авиапарк» (60) и «АФИмолл Сити» (51).

В Санкт-Петербурге наиболее насыщенным ресторанными площадями торговым центром является «Невский Центр» (12,5%). За ним следуют «Галерея» (9,5%) и «Гранд Каньон» (7,7%). По количеству помещений ресторанов и кафе лидируют «Галерея» (34 концепции), «Лето» (31), «Гранд Каньон» (28) и «Питер Радуга» (27).

«Залогом успеха является не только объем предложения в сегменте F&B, но и его разнообразие. Чем больше концепций и кухонь представлено в торговом центре, тем шире охват аудитории. Грамотно подобранный набор F&B арендаторов, включающий концепции с высокой узнаваемостью бренда и новых ярких локальных игроков, способен оказать позитивное влияние на результаты операционной деятельности торгового центра. Также собственникам стоит обращать внимание на уникальные, авторские концепции, единственные в своем роде, так как они могут стать точками притяжения покупателей», - комментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL.

В рамках исследования концепции заведений общественного питания разделены на пять основных категорий: рестораны с обслуживанием, кафе, фастфуд, импульсные киоски и гурмэ.

Доля предложения категории фастфуд в торговых центрах Москвы и Петербурга наиболее близка к европейским значениям и составляет около 30% в общем объеме площадей, занимаемых F&B. Показатели в других основных категориях серьезно различаются: доля ресторанов с обслуживанием в торговых объектах обеих столиц значительно превышает европейский уровень – более 50% против 35%. Категория кафе, наоборот, не насыщена по сравнению с Европой: в Санкт-Петербурге доля таких заведений в составе F&Bарендаторов торговых центров составляет 15%, в Москве лишь 10%, в то время как в европейских ТЦ – 25%. Значительное преобладание одной категории над другими означает ограниченность разнообразия предложения.

«В большинстве российских торговых центров зона F&B по-прежнему представлена стандартным предложением, которое нельзя назвать “якорем” и центром притяжения. При этом на рынке появляются примеры грамотно организованных, интересных концепций, выделяющихся за счет современного дизайна и нестандартного набора операторов, - отмечает Мария Шпакова. – Например, в Москве этим отличаются некоторые новые торговые центры и давно присутствующие на рынке объекты, в которых проводится реконцепция ресторанных зон. Таким образом, российские объекты следуют общемировым тенденциям в части развития F&B: мы наблюдаем рост этого сегмента в ТЦ в части как объема занимаемых площадей, так и разнообразия предложения. Мы также видим, что доля кафе и ресторанов в наиболее успешных и востребованных торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем в среднем по рынку. Создание уникального пространства, способного привлекать посетителей, положительно влияет на товаробороты арендаторов, ставки аренды и капитализацию объекта. Таким образом, продуманный подбор F&B концепций повышает привлекательность торгового центра и делает его более конкурентоспособным на современном рынке».



Материалы по теме

Экспертный анализ

#вПитереЕсть: креативные жители жаждут необычного общепита

Петербургский рынок street retail активно пополняется новыми заведениями общественного питания, отвечающими интересам креативного класса. По данным компании Colliers International, с начала 2016 г. в городе открылись свыше 130 новых концептуальных кафе, ресторанов и баров. В среднем это три новых заведения каждую неделю. 

11.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: Space 1
Игроки рынка

В Space 1 JET не осталось мест

Вакантность по сети достигла нулевого уровня со сделкой по аренде 36 рабочих мест поставщиком продовольственных и непродовольственных товаров в пространстве на Белой Площади.
07.05
Источник: October Group
Проект

K-City получил РНС

Девелопер October Group планирует завершить строительство первой очереди проекта - офисной башни площадью 22,5 тыс. кв. м - в 2028 году.
07.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre