Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о существенном изменении законодательства в отношении саморегулируемых организаций («СРО») в сфере строительства.
С 1 июля 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).
Закон направлен на изменение системы СРО в сфере строительства, усиление контроля за их деятельностью, повышение ответственности СРО за работы, выполняемые их участниками. Законом вносятся следующие изменения:
1. Исключается требование о выполнении работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, только лицами, имеющими допуски СРО.
Вместо объектного критерия («какие работы выполняются») введен субъектный критерий («какое лицо выполняет работы») - установлено, что членство в СРО требуется для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, осуществления строительства/ реконструкции/ капитального ремонта:
(a) Застройщиком или
(b) Лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка для выполнения инженерных изысканий в соответствии с Земельным кодексом РФ, или
(c) Подрядчиком, выполняющим работы по договору с указанными лицами. Закон прямо предусматривает, что субподрядчики при этом могут не являться членами СРО.
(d) Подрядчиком, выполняющим работы по договору с лицами, ответственными за эксплуатацию зданий, или региональными операторами, обеспечивающими капитальный ремонт многоквартирных домов.
Закон прямо предусматривает, что субподрядчики при этом могут не являться членами СРО.
При заключении техническим заказчиком (от имени застройщика) договора на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или строительство технический заказчик также обязан быть членом СРО соответствующего вида.
2. Исключения для применения требований о членстве в СРО включают в том числе:
· выполнение работ по договору строительного подряда, если размер обязательств подрядчика по договору не превышает три млн руб.,
· выполнение ГУПами или МУПами работ по договорам с органами государственной власти или местного самоуправления, а также выполнение работ по иным контрактам, в которых заказчик и подрядчик являются органами власти или фактически контролируются ими.
3. Внесены изменения в положения, регулирующие членство в СРО:
(a) Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом только одной СРО каждого вида (ранее возможно было участие в нескольких СРО одного вида).
До 1 декабря 2016 г. лица, являющиеся членами существующих СРО, должны были уведомить соответствующую СРО о намерении сохранить или прекратить свое членство.
(b) Для лиц, осуществляющих строительство, обязательно членство в СРО, зарегистрированной в том же субъекте РФ, в котором зарегистрировано само лицо.
Исключение установлено для иностранных юридических лиц (они вправе выбрать любую СРО) и случаев, когда в данном субъекте нет соответствующей СРО (в этом случае возможно участие в СРО, расположенной в субъекте, имеющем смежную границу).
4. Введено понятие специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства:
· специалисты включаются в национальные реестры специалистов, которые ведут соответствующие Национальные объединения СРО,
· наличие специалистов, нанятых по трудовому договору, является обязательным требованием для члена СРО,
· законодательно закреплены должностные обязанности специалистов.
5. Дополнительно вводится субсидиарная ответственность СРО по возмещению ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительного подряда:
· заключенным в рамках процедуры госзакупкок или
· иным договорам, для заключения которых в соответствии с российским законодательством обязательно проведение торгов.
В случае, если определенная законом часть членов СРО заявляет о своем намерении заключать подобные договоры, СРО обязаны формировать дополнительный компенсационный фонд для обеспечения соответствующих обязательств.
6. Детально регламентируются порядок размещения и использования средств компенсационных фондов. До 1 ноября 2016 г. СРО были обязаны привести свои компенсационные фонды в соответствие с новыми законодательными требованиями.
7. С 1 октября 2017 г. СРО, не соответствующие новым требованиям законодательства, будут исключаться из государственного реестра СРО.