Кто арендует офисы в «Москва-Сити»?

Colliers International проанализировала состав арендаторов в ММДЦ «Москва-Сити» и составила портрет резидента этого делового района. На текущий момент 66% занятых площадей в «Москва-Сити» приходится на российские компании и 34% - на иностранные. 
11392

Colliers International проанализировала состав арендаторов в ММДЦ «Москва-Сити» и составила портрет резидента этого делового района. На текущий момент 66% занятых площадей в «Москва-Сити» приходится на российские компании и 34% - на иностранные. Наибольший объем иностранных резидентов наблюдался в 2006 г., тогда их доля составляла 80%. В тот период для российского бизнеса данный проект представлял собой новый, непривычный формат, тогда как иностранные компании были заинтересованы в размещении своих офисов в соответствии с западными стандартами. Однако по мере заполнения ММДЦ российские компании вышли на доминирующие позиции.

Строительство и развитие ММДЦ «Москва-Сити» продолжается уже довольно продолжительное время, а первые построенные небоскребы датированы 2004 г. На начальных этапах реализации проекта основной интерес к размещению офисов в ММДЦ был сформирован преимущественно иностранными компаниями, в том числе и азиатскими. По мере развития ММДЦ мы наблюдаем постепенное увеличение числа российских резидентов в деловом районе, при этом речь идет как об аренде офисов, так и об их покупке. В результате в настоящее время на российские компании приходится около 66% резидентов ММДЦ, соответственно, на иностранные - 34%.

Первое место по объему занятых площадей в ММДЦ среди иностранных компаний приходится на компании из США (их доля составляет 10% от общего объема предложения), на втором – Великобритания (5%), на третьем - Нидерланды. При этом сейчас активность иностранных компаний можно охарактеризовать как среднюю. С одной стороны, новые сделки продолжают закрываться, что во многом объясняется уже сформировавшимся пулом крупнейших западных корпораций – арендаторов, которые притягиваю новых резидентов в Сити. Но с другой стороны, в последние полтора года на первый план выходят крупные российские сделки.

Если говорить о российских резидентах, то в среднем годовой объем поглощения с их стороны составлял 32 000 кв. м до 2014 г. Однако в 2016 г. в башнях ММДЦ также был закрыт больший объем сделок, в том числе по покупке объектов для собственного пользования. Например, в этом году была закрыта сделка по покупке Администрацией Москвы 55 000 кв. м в бизнес-центре «ОКО». Кроме того, для размещения собственных офисов компании-покупателя был приобретен небоскреб – башня «Эволюция». В результате доля российских компаний среди резидентов Сити резко выросла в последние два года.

Что касается профиля резидентов ММДЦ, то среди российских компаний лидируют ресурсодобывающие компании (31%), банковские и финансовые структуры (26%), государственные и некоммерческие организации (15%), строительные и девелоперские компании (8%), профессиональные услуги (8%). Среди иностранных арендаторов преобладают профессиональные услуги (30%), обрабатывающая промышленность (24%), фармацевтика и биомедицина (11%), ИТ и телекоммуникации (10%), банки и финансовые компании (7%).

Зона ММДЦ «Москва-Сити» становится интересной для бизнеса не только благодаря статусности субрынка, но и за счет привлекательных коммерческих условий. Так, по итогам трех кварталов офисные площади ММДЦ «Москва-Сити» занимают четвертое место по объему спроса после ЦДР, Западного и Южного направления, с долей в 10%. В первую очередь это связано со снижением арендных ставок на офисы в этом районе (за год снижение ставки аренды в долларовом эквиваленте в среднем по району составило 25%). Ставки в рублевом выражении за год практически не изменились, сохранившись на уровне 26 400 руб./кв. м/год. Однако сам факт перехода почти всех собственников в рублевую зону при формировании цены продажи и стоимости аренды вместе с возможностью подписания долгосрочного рублевого договора сделали помещения в Сити более привлекательными для потенциальных резидентов.

Наименьший уровень ставок в настоящий момент наблюдается в тех башнях, где зафиксирован большой объем свободных площадей. Так, в башне «ОКО» вакантность составляет 50%, а арендная ставка (без НДС и ОПЕК) – 27 000 руб./кв. м/год, в башне «Меркурий Сити Тауэр» вакантность 46% и ставка – 27 000 руб./кв. м/год, в МФК CityPoint – 30% и 24 600 руб. /кв. м/год соответственно.

Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International в России, объясняет: «На сегодняшний день ММДЦ «Москва-Сити» является престижным деловым кластером, который характеризуется высоким уровнем офисных помещений, инфраструктуры и управления. На фоне привлекательных коммерческих условий «Москва-Сити» становится все более популярной у арендаторов. Сокращение уровня вакансии в текущей экономической ситуации отчасти результат того, что российские компании стали более предметно рассматривать этот район как локацию для размещения своего бизнеса и существенно потеснили иностранных арендаторов».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Казанский Николай

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Экспертный анализ

«Москва-Сити» бьет рекорды по объему офисных сделок

По данным компании JLL, количество арендованных и купленных офисных площадей в «Москва-Сити» во 2-м квартале 2016 г. достигло 120 тыс. кв. м. В целом за полугодие объем сделок в этом деловом кластере достиг 207 тыс. кв. м, что почти в три раза превысило результат предыдущего года в целом и стало рекордным показателем за всю историю рынка.
11.08
Исследования рынка

Аренда в Москва-Сити дешевеет, что приводит к крупным сделкам

За 2 года ставки аренды на офисы в Москва-Сити снизились в 1,5 раза.
14.06

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (30 июня - 6 июля)

CORE.XP отправляется на курорт, «Магнит» наращивает логистику и производство, IBC Real Estate развивает офисное направление, а «Золотое яблоко» и «Дом.РФ» ищут новые офисы. Эти и другие новости, а также свежие материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
06.07
Источник: KravtGroup
Игроки рынка

KravtGroup проводит ребрендинг при участии Студии Артемия Лебедева

Отельер и девелопер получит название Kravt Hotels & Homes. Кроме того, компания запускает новый флагманский бренд Muse. Полностью завершить ребрендинг сети планируется до конца 2025 года.
07.07
Источник: Пресс-служба «Магнит»
Открытие

Флагманский «Магнит Косметик» открывается в Хамовниках

«Магнит» откроет флагманский магазин «Магнит Косметик» новой концепции на 250 кв. м в ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках. В торговом пространстве реализованы AR-решения и бьюти-сервисы.
04.07
Источник: Bright Rich
Сделка

NVI Solutions стала резидентом «Товарищества Лен»

Компания арендовала в сервисном офисе 900 кв. м или 180 рабочих мест. Консультантом сделки выступила компания Bright Rich | CORFAC International.
04.07
Источник: Blank
Назначения

Петр Фонфара - управляющий партнер Blank

В новой роли Фонфара сосредоточится на стратегическом управлении международной командой бюро, развитии направлений компании и укреплении проектного портфеля.
07.07
Источник: Manufaqtury
Назначения

Андрей Хаев присоединился к Manufaqtury

Он занял должность директора департамента управления и эксплуатации коммерческой недвижимости. Андрей обладает более чем 10-летним опытом в области управления и эксплуатации объектов коммерческой недвижимости, занимал руководящие позиции в таких компаниях, как Sawatzky, Standard Property & Facility Management (бывший O1 Standard) и RD Management Services. 

 
07.07
Источник: МЕГА
Игроки рынка

Более 80 магазинов открылось в МЕГАХ в первом полугодии 2025

Это на 12,5% больше, чем в прошлом году. Общая площадь новых магазинов - более 22 тыс. кв. м. Модный сегмент лидирует по количеству открытий – более 11 тыс. кв. м.
07.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre