Кто арендует офисы в «Москва-Сити»?

Colliers International проанализировала состав арендаторов в ММДЦ «Москва-Сити» и составила портрет резидента этого делового района. На текущий момент 66% занятых площадей в «Москва-Сити» приходится на российские компании и 34% - на иностранные. 
11306

Colliers International проанализировала состав арендаторов в ММДЦ «Москва-Сити» и составила портрет резидента этого делового района. На текущий момент 66% занятых площадей в «Москва-Сити» приходится на российские компании и 34% - на иностранные. Наибольший объем иностранных резидентов наблюдался в 2006 г., тогда их доля составляла 80%. В тот период для российского бизнеса данный проект представлял собой новый, непривычный формат, тогда как иностранные компании были заинтересованы в размещении своих офисов в соответствии с западными стандартами. Однако по мере заполнения ММДЦ российские компании вышли на доминирующие позиции.

Строительство и развитие ММДЦ «Москва-Сити» продолжается уже довольно продолжительное время, а первые построенные небоскребы датированы 2004 г. На начальных этапах реализации проекта основной интерес к размещению офисов в ММДЦ был сформирован преимущественно иностранными компаниями, в том числе и азиатскими. По мере развития ММДЦ мы наблюдаем постепенное увеличение числа российских резидентов в деловом районе, при этом речь идет как об аренде офисов, так и об их покупке. В результате в настоящее время на российские компании приходится около 66% резидентов ММДЦ, соответственно, на иностранные - 34%.

Первое место по объему занятых площадей в ММДЦ среди иностранных компаний приходится на компании из США (их доля составляет 10% от общего объема предложения), на втором – Великобритания (5%), на третьем - Нидерланды. При этом сейчас активность иностранных компаний можно охарактеризовать как среднюю. С одной стороны, новые сделки продолжают закрываться, что во многом объясняется уже сформировавшимся пулом крупнейших западных корпораций – арендаторов, которые притягиваю новых резидентов в Сити. Но с другой стороны, в последние полтора года на первый план выходят крупные российские сделки.

Если говорить о российских резидентах, то в среднем годовой объем поглощения с их стороны составлял 32 000 кв. м до 2014 г. Однако в 2016 г. в башнях ММДЦ также был закрыт больший объем сделок, в том числе по покупке объектов для собственного пользования. Например, в этом году была закрыта сделка по покупке Администрацией Москвы 55 000 кв. м в бизнес-центре «ОКО». Кроме того, для размещения собственных офисов компании-покупателя был приобретен небоскреб – башня «Эволюция». В результате доля российских компаний среди резидентов Сити резко выросла в последние два года.

Что касается профиля резидентов ММДЦ, то среди российских компаний лидируют ресурсодобывающие компании (31%), банковские и финансовые структуры (26%), государственные и некоммерческие организации (15%), строительные и девелоперские компании (8%), профессиональные услуги (8%). Среди иностранных арендаторов преобладают профессиональные услуги (30%), обрабатывающая промышленность (24%), фармацевтика и биомедицина (11%), ИТ и телекоммуникации (10%), банки и финансовые компании (7%).

Зона ММДЦ «Москва-Сити» становится интересной для бизнеса не только благодаря статусности субрынка, но и за счет привлекательных коммерческих условий. Так, по итогам трех кварталов офисные площади ММДЦ «Москва-Сити» занимают четвертое место по объему спроса после ЦДР, Западного и Южного направления, с долей в 10%. В первую очередь это связано со снижением арендных ставок на офисы в этом районе (за год снижение ставки аренды в долларовом эквиваленте в среднем по району составило 25%). Ставки в рублевом выражении за год практически не изменились, сохранившись на уровне 26 400 руб./кв. м/год. Однако сам факт перехода почти всех собственников в рублевую зону при формировании цены продажи и стоимости аренды вместе с возможностью подписания долгосрочного рублевого договора сделали помещения в Сити более привлекательными для потенциальных резидентов.

Наименьший уровень ставок в настоящий момент наблюдается в тех башнях, где зафиксирован большой объем свободных площадей. Так, в башне «ОКО» вакантность составляет 50%, а арендная ставка (без НДС и ОПЕК) – 27 000 руб./кв. м/год, в башне «Меркурий Сити Тауэр» вакантность 46% и ставка – 27 000 руб./кв. м/год, в МФК CityPoint – 30% и 24 600 руб. /кв. м/год соответственно.

Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International в России, объясняет: «На сегодняшний день ММДЦ «Москва-Сити» является престижным деловым кластером, который характеризуется высоким уровнем офисных помещений, инфраструктуры и управления. На фоне привлекательных коммерческих условий «Москва-Сити» становится все более популярной у арендаторов. Сокращение уровня вакансии в текущей экономической ситуации отчасти результат того, что российские компании стали более предметно рассматривать этот район как локацию для размещения своего бизнеса и существенно потеснили иностранных арендаторов».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Казанский Николай

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Экспертный анализ

«Москва-Сити» бьет рекорды по объему офисных сделок

По данным компании JLL, количество арендованных и купленных офисных площадей в «Москва-Сити» во 2-м квартале 2016 г. достигло 120 тыс. кв. м. В целом за полугодие объем сделок в этом деловом кластере достиг 207 тыс. кв. м, что почти в три раза превысило результат предыдущего года в целом и стало рекордным показателем за всю историю рынка.
11.08
Исследования рынка

Аренда в Москва-Сити дешевеет, что приводит к крупным сделкам

За 2 года ставки аренды на офисы в Москва-Сити снизились в 1,5 раза.
14.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre