Итоги года глазами УК – от первого лица. Часть 1

Сегодня итогами и прогнозами делятся Ольга Летютина, УК «Столица Менеджмент», Игорь Кабатов, УК «ИТКОЛ», Штефан Цайзельмайер, ЕСЕ Russland, и Вальдемар Вайсс, Мунитор Группе.  

6778

Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент»:

«В 2016 г. продолжается активное развитие сегмента районных ТЦ. Районные торговые центры демонстрируют высокий уровень кризисоустойчивости, привлекают новые форматы магазинов, ведут активную маркетинговую политику. В настоящее время мы отмечаем рост интереса со стороны инвесторов именно к малому формату торговых центров. В этом году наша работа была направлена на повышение эффективности торговых центров «Столица». В частности, мы привлекли новые форматы, на 90% заполнили ТЦ «Столица» по адресу Зеленоград, корп. 2309А, начали работу по новым проектам. Так, в 2017 г. мы планируем реализовать три новых проекта, а также провести реконцепцию одного работающего объекта.

В целом можно отметить стабилизацию рынка коммерческой недвижимости в этом году. В последнем квартале мы видим даже некоторое его оживление. Один из последних трендов – формирование ритейлерами новых концепций и форматов с учетом изменения потребительского поведения. Так, крупные сети сместили вектор и начали рассматривать районные торговые центры в качестве площадок под развитие. На мой взгляд, это перспективное направление, и мы активно сотрудничаем с ритейлерами в этом плане.

В сегменте торговой недвижимости одним из ключевых факторов развития рынка всегда остаются отношения арендатора и арендодателя. На мой взгляд, в этом году участникам рынка удавалось достигать взаимопонимания по наиболее важным вопросам. Таким образом, отношения арендатор-арендодатель вышли на новый уровень, который можно характеризовать как полноценное партнерство».

Игорь Кабатов, партнер, директор по развитию УК «ИТКОЛ»:

«Пожалуй, наиболее важной тенденцией по-прежнему остается необходимость увеличивать эффективность работы. Сегодня для того, чтобы достигать результатов на уровне прошлых лет, необходимо работать в два раза больше по всем направлениям: отношения с арендаторами, маркетинг, привлечение потенциальных арендаторов, оптимизация затрат и т.д. В этом году мы провели несколько аналитических исследований среди арендаторов, которые помогли нам определить, как изменились их потребности. Основываясь на результатах этих исследований, мы разработали ряд партнерских программ, а также маркетинговую стратегию, что позволило нам привлечь новых арендаторов и повысить лояльность уже существующих. Ключевыми факторами развития рынка коммерческой недвижимости в целом остаются макроэкономические условия. Несмотря на переход к номинированию ставок аренды в российской валюте, волатильность валют по-прежнему оказывает заметное влияние  на уровень деловой активности в сфере коммерческой недвижимости». 

Штефан Цайзельмайер, генеральный директор ЕСЕ Russland:

«Главное, что повлияло на рынок торговой недвижимости и ритейла в 2016 г., – это изменение поведения потребителей. Во многом это следствие экономического кризиса и высокой инфляции – люди получают все ту же рублевую зарплату, однако могут купить на эти деньги меньше, чем раньше. Также сказывается влияние эмоционального фактора, поскольку покупатели тратят деньги более осторожно и избирательно. Тем не менее, россияне тратят на шоппинг достаточно много – больше 50% доходов. К примеру, в Европе этот показатель колеблется на уровне 30-35%.

Еще один важный тренд – покупатели больше внимания уделяют образованию и саморазвитию, здоровому образу жизни, правильному питанию и спорту, чем моде. Все это влияет на отрасль в целом, пул арендаторов и доходы ритейлеров. Особенно страдают небольшие fashion-операторы, которые сталкиваются с падением оборотов и маржи на фоне давления арендных ставок. В текущих условиях принципиально важно глубокое понимание управляющими компаниями бизнес-модели и финансового состояния ритейлеров. ТЦ с некачественным управлением, непродуманной концепцией и нечетким позиционированием объекта испытывают сложности с заключением и продлением договоров аренды.

Что касается развития рынка в ближайшие годы, то сейчас достаточно сложно делать прогнозы. В целом даже если экономическая ситуация начнет улучшаться, то потребуется время, чтобы конечные потребители отреагировали на происходящие изменения и начали тратить деньги. На мой взгляд, вряд ли произойдут значительные позитивные перемены, скорее рынок будет стабильным. ECERussland как управляющая компания сосредоточится на реконцепции и развитии текущих активов. А ритейлерам придется улучшать концепции своих магазинов для привлечения покупателей, ассортимент товаров и финансовые показатели, что в конечном итоге хорошо для потребителей.  В регионах для покупателей все большую роль играет соотношение цены и качества. Ввиду снижения покупательной способности на региональных рынках выигрывают fashion-бренды, предлагающие товары по очень низким ценам. С другой стороны, известные марки сохраняют стабильную долю рынка благодаря сильному бренду. Больше всего страдают ритейлеры, ориентированные на средний класс.

В регионах, как и в Москве, торговые центры превращаются в пространства для досуга и отдыха, поэтому увеличивается значение сегментов «еда», «развлечения» с элементами образования, «красота и здоровье», но в более низком ценовом сегменте. В торговых центрах под управлением ECERussland мы стараемся сохранять высокую долю локальных арендаторов, помогаем им улучшить интерьеры и продвигать магазины, чтобы они могли конкурировать с крупными сетями. Безусловно, сотрудничество с арендаторами сейчас играет все большую роль».

Вальдемар Вайсс, глава Мунитор Группе:

«Человеческий фактор и роль личности в истории, а не структурный подход и ежедневная рутина – по-прежнему отличительная черта российского рынка управления. Борьба и день, и ночь - сначала за клиента, потом за его оплату. Затем - финальный вариант борьбы в партере: удержание клиента в мохнатых лапках, отбиваясь от конкурентов, желания клиента экономить на управлении. Удача улыбается подготовленным к этой схватке.

По-прежнему основная проблема - получить объект в управление у собственника, убедить его, что «чужая» организация может управлять эффективнее, чем «своя», что это в принципе искусство.

Еще мне бы, конечно, хотелось обратиться к гражданам из большого консалтинга, которые изобретают цены на квадратные метры при написании исследований рынка - как подстригают под ноль без учета строения черепа.  Обратиться и к местным, и к «понаехавшим» в белокаменную, мастерящим таблицы и складывающим буквы в слова в тиши престижных офисов. Дорогие мои, ваши отчеты читают, а посему - гуляйте иногда по улицам, про которые вы пишете, узнавайте цены у тех, кто работает в полях и на земле. От себя - готов дать вам для тренировки собственные объекты с тем, чтобы вы попробовали сдать их по тем ставкам, о которых пишете в отчетах. Пока же, прочитав последние отчеты «большой четверки», вспоминаю Бисмарка - как они заливают, нам так не отхлебнуть. Никогда столько не лгут, как во время войны, на охоте, перед выборами и при анализе московского стритритейла».

 



иГРОКИ РЫНКА

ECE Russland

Цайзельмайер Штефан

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Мунитор Группе

Вайсс Вальдемар

Консалтинг и брокеридж

ИТКОЛ

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

ЕСЕ Russland

ИТКОЛ

Кабатов Игорь

Консалтинг и брокеридж

Мунитор Группе

Материалы по теме

Экспертный анализ

Итоги года глазами девелоперов – от первого лица. Часть 1

Этим материалом мы начинаем цикл январских публикаций, в которых известные игроки рынка рассказывают, каким им видится 2016-й год, и строят прогнозы на 2017-й. 

13.01
Экспертный анализ

Итоги года глазами девелоперов – от первого лица. Часть 2

Продолжаем подводить итоги и делать прогнозы – Иван Починщиков, IPG.Estate, Светлана Григорьева, Neopolis, Марианна Романовская, GVA Sawyer,Татьяна Осипова, SRV360, и Иван Татаринов, GLINCOM.    

16.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre