Владислав Мельников, старший вице-президент Банка ВТБ, руководитель проекта МФК MatchPoint:
«Важных событий в этом году на рынке недвижимости столичного региона было более чем достаточно, но особенно хотелось бы выделить те, которые оказали важнейшее влияние на сегмент апартаментов. В авангарде – инициатива АИЖК по формированию фонда арендного жилья, в рамках которой были заключены две крупные сделки по приобретению апартаментов и машино-мест общей площадью около 56 тыс. кв. м, в том числе в проекте МФК Match Point.Данные пилотные проекты позволят АИЖК сформировать стандарты наемного жилья, которые тем самым будут способствовать развитию цивилизованного рынка аренды, а также предложить востребованный инвесторами финансовый продукт в сфере недвижимости путем создания паевого инвестиционного фонда.
Далее важным шагом в сторону легализации апартаментов стало снижение ставки расчета налога на имущество
физлиц с 2% до 0,5%. Это касается тех апартаментов, которые входят в состав
торгово-офисных объектов и площадь которых не превышает
Надежда Васильева, «Ворошиловский торговый центр», Волгоград:
«Текущий год стал годом действий - мы и наши партнеры адаптировались под новые экономические условия. Каждый девелопер решал свои задачи; перед нами стояли простые и одновременно очень сложные – не допустить вакантности более 5%, сохранить доходность на уровне 2015 г., сократить издержки. Кроме того, мы приняли программу развития и почти полностью ее выполнили. Она включала в себя два направления – открытие новых магазинов одежды и обуви и модернизацию технического оснащения ТЦ. В этом году нами были открыты несколько магазинов с новыми концепциями и проведена техническая модернизация ТЦ, которая позволяет улучшить эксплуатацию здания и всех инженерных систем. Решение всех этих задач позволило нам оставаться конкурентоспособными и планировать развитие на 2017 год».
Максим Лещев, генеральный директор ГК «Гео Девелопмент»:
«Самый главный тренд рынка недвижимости, который виден и в девелопменте, - удешевление. Появляется все больше отличных предложений по адекватной цене. Оно достигается либо за счет снижения издержек и повышения эффективности, либо является следствием понимания рыночной ситуации. Оно встречает определенное противодействие - часть собственников выжидает, не спешит принимать решение о развитии своих участков. Также и покупатели ждут, когда цены еще больше снизятся. Многие уже оценили ситуацию на земельном рынке реалистично и изменили оценку стоимости своих активов. Например, стоимость земли сельскохозяйственного назначения в некоторых районах упала на 70%. Я думаю, что таким образом мы приближаемся к точке, когда все резко активизируется, что выразится в увеличении числа сделок, появлении новых проектов.
В сегменте жилого строительства очень активно развивались проекты с апартаментами. Несмотря на явный успех, будущее этого формата не ясно. Государство пока еще не определилось окончательно со своим отношением к апартаментам. Возможно, этот узкий формат, привлекательный для бизнесменов и людей из арт-индустрии, просуществует еще несколько лет.
Вырос интерес к редевелопменту. У всех на слуху самые успешные проекты – «Флакон», Artplay, Красная Роза и т.д., привлекающие арендаторов интересной идеей, уникальной творческой атмосферой. На такие «офисы со смыслом» есть спрос, но надо также и отметить, что о настоящем успехе можно говорить только в отдельных случаях.
В торговой недвижимости тренд на удешевление получил собственное преломление. Тендерная площадка Московского Правительства добилась успеха в конкурентной борьбе за титул поставщика недорогих площадок и комплексов. В действительности цены там держатся на уровне рыночных, но уже сформировалось мнение, что на столичных конкурсах можно приобрести лоты дешевле. Также в дополнение к этому девелоперы стали внимательнее изучать рынок, искать инсайдерскую информацию, чтобы включиться в борьбу за имущество потенциальных или реальных банкротов или просто тех, кто решил продать участок, предприятие или имущественный комплекс.
И, наконец, нельзя не упомянуть технологический тренд. IT-сфера стала прямо влиять на результаты и успешность девелоперского бизнеса. Мы уже приняли как факт необходимость использования интернет-технологий, но теперь к ним добавились системы управления бизнесом, продажами, коммуникациями с клиентами. Наверное, эту тенденцию формируют, прежде всего, молодые покупатели, которые оценивают проекты и компании с точки зрения их технической продвинутости, следования актуальным идеям в бизнесе и культуре».
Сергей Камлюк, генеральный директор компании Key Capital:
«В Москве рынок существенно оживился после ввода в эксплуатацию МЦК. Этот ожидаемый проект дал толчок развитию прилегающих к нему территорий - как для масштабного жилого строительства, так и для создания МФК комплексов с жилой составляющей, и для развития классических лофт-форматов.
Как обычно в кризис, заметен интерес инвесторов к покупке перспективных недооцененных объектов. Например, структура Capital Group «Апарт Груп» приобрела «дом-книжку» №15 на Новом Арбате по стартовой цене в 2,4 млрд руб. под строительство отеля. Москва продала 100% акций компании «Столичные аптеки» за 5,67 млрд руб. Победителем электронного аукциона стало ООО «Миттен», структура совладельца Capital Group Павла Тё.
Планируется оптимизация бизнеса. Среди трендов отмечу Smart Growth - концепцию «умного роста» и рост взаимодействия людей, предприятий малого и среднего размера с помощью современных технологий, работы в коворкингах, развития систем car-sharing и крауд-фандинга и т.п. Smart Growth предполагает ограничение бесконтрольного роста метрополий. Далее TOD (Транспортоориентированный девеломент): Москва, а следом за ней и другие крупные города России, постепенно включается в мировой тренд развития систем общественного транспорта, что предполагает развитие проектов, ориентированных на активные транспортные и пешеходные потоки, пересечение несколько видов транспорта в определенных локациях (ТПУ).
Затем - смена «якоря». В этом году в сегменте торгового девелопмента активно заговорили о lifestyle centers, усилении роли развлекательной и досуговой составляющей. В офисном бизнесе мы также видим проекты, где «якорем» становится арт-кластер, музейная составляющая, другие нестандартные форматы. В индустриальном сегменте появляются проекты с «якорем» в виде складов индивидуального хранения и с мелкой нарезкой, востребованной у небольших производственников, по сути «кустарников», крафтовиков.
Разумеется, еще один тренд - обмен опытом. Регионы более активно применяют московский опыт, но мы также видим все большее количество интереснейших проектов именно в регионах. «Брусника», КОРТРОС и другие девелоперы в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске задают тон отрасли. Существует целый пласт проектов, уникальных, оригинальных, показательных для своего типа, многие из них были показаны на «Региональном дне» в рамках АРХ-Москва 2016.
Ну и коммуникативность пространства. К этому тренду относят устройство парков, пешеходных зон, включение арт-пространств в концепции освоения территорий, способность пространства «увлекать и вести за собой», устанавливать связь с человеком на уровне интуиции. Такой запрос явно чувствуется со стороны потребителей».