Пять оптимистичных тенденций рынка в 2016 г.

Эксперты ГК «ЭКООФИС» подвели итоги 2016 г. на рынке коммерческой недвижимости и выделили пять основных тенденций, под влиянием которых развивались торговый и офисный сегменты.

5895

Рост заполняемости офисов

По мнению собственника ГК «ЭКООФИС» Андрея Ковалева, главным итогом уходящего года является то, что офисный рынок прошел дно. «Могу констатировать, что в течение всего года количество арендуемых площадей во всех наших объектах неизменно оказывалось больше освобождаемых. Да, ротация арендаторов продолжалась, многие компании в силу финансовых проблем отказывались от аренды или от части офиса. Однако сдавалось при этом еще больше. В результате к концу года на трех наших объектах – БЦ Экоофис на Тверской, бизнес-парки Дербеневский и Соколиный дворик - оказались заполнены все 100% площадей».

При этом постепенный рост заполняемости наблюдается не только в офисах среднего класса. «Сейчас и в премиальных проектах удается сдать площади, которые до этого пустовали длительное время. Например, я знаю, что недавно арендовали офисы в Москва Сити, которые до этого безуспешно пытались сдать в течение двух лет. Причем арендная ставка составила 48 000 руб/кв м/год,» - добавляет Андрей Ковалев.

Ротация арендаторов в более просторные офисы

Одной из главных тенденций на рынке офисной недвижимости в 2016 г. стало увеличение занимаемых арендаторами площадей. В данном случае речь идет прежде всего о бизнес-центрах среднего ценового сегмента – В класс. Начиная с осени 2014 г. общий объем свободных офисных площадей только возрастал: в связи с наступлением кризиса многие компании оптимизировали расходы и переезжали в более компактные помещения. Но уже с начала этого года ситуация начала постепенно меняться с точностью до наоборот. Объемы сданных в аренду площадей стали превышать количество освободившихся офисов, в связи с чем вакансия начала медленно, но с каждым месяцем все более уверенно сокращаться. «Дело в том, что к этому моменту многие компании уже успели подстроиться к текущему низкому спросу и найти для себя более востребованные направления и новые рынка сбыта, – рассказывает Андрей Ковалев. – Поэтому они начали расширять свой штат и выделять более солидные суммы на аренду офиса и переезжать в просторные офисы. Поэтому главной задачей управляющих компаний в 2016 г. было создать такие комфортные условия для арендаторов, чтобы они «расширялись» исключительно в пределах того же офисного центра».

При этом коммерческий результат стоил затраченных усилий. По официальным данным компании, в ноябре 2016 г. в ряде объектов не осталось свободных площадей.

Запуск МКЦ как импульс к формированию нового торгового кольца

Одним из ключевых событий для столицы в этом году стал запуск движения по Московской  центральной кольцевой железной дороге (МЦК), которая, по сути, стала новой веткой метро. По мнению экспертов ГК «ЭКООФИС», это, в свою очередь, способствовало не только улучшению транспортной доступности некоторых районов города, но и дало импульс для развития торговой недвижимости на территориях, расположенных в шаговой доступности от станций МЦК. За счет трафика пассажиров, ежедневно использующих кольцевую железную дорогу для поездок на работу и учебу, увеличилась посещаемость близлежащих торговых центров и объектов стрит-ритейла. В итоге малоликвидные ТЦ получили «вторую жизнь», а успешные объекты смогли сократить до минимума вакансию и начали строить планы по расширению. «К примеру, мы на территории нашего ТЦ «Подсолнухи», расположенного на выходе из станции МЦК «Бульвар Рокоссовского», разместили небольшой крытый фермерский рынок, в дальнейших планах – строительство еще нескольких объектов стрит-ритейла», – говорит Андрей Ковалев. В среднесрочной перспективе на свободных и пригодных для застройки территориях вблизи станций МЦК может появиться значительное число торговых объектов, которые вместе с уже существующими ТЦ сформируют новое «торговое кольцо Москвы».

Оживление неформатных торговых центров

На фоне общего снижения посещаемости торговых центров в целом, небольшие неформатные ТЦ, расположенные в шаговой доступности у метро, преимущественно в спальных районах столицы, напротив, «чувствовали» себя достаточно хорошо. В первую очередь этому способствовали три волны сноса торговых павильонов, признанных столичными властями самостроем. Бывшим арендаторам данных объектов пришлось искать альтернативные варианты, и наиболее подходящими из них стали неформатные районные ТЦ в шаговой доступности от станций метро. В отличие от концептуальных молов в них нет ограничений по составу арендаторов, а поэтому снять помещения там могут несетевые ритейлеры и даже небольшие ИП. Кроме того, в неформатных ТЦ предлагаются площади мелкой нарезки, которые наиболее востребованы данной категорией арендаторов, даже по более низким, чем в снесенных павильонах, ценам. Помимо этого, подходят им подобные объекты и по «формату». Основу торговой галереи в данных ТЦ составляют различные магазины с товарами первой необходимости, на чем, собственно, и специализировались арендаторы из снесенных павильонов. Поэтому многие неформатные ТЦ в этом году смогли сократить до минимума долю вакантных площадей и получили новые ресурсы для дальнейшего развития.

Уверенный рост доли новых форматов

Кризис вынудил всех игроков рынка искать новые пути для развития бизнеса. В 2016 г. окончательно оформились сразу несколько новых «веток» развития проектов в области коммерческой недвижимости.

Многие крупные торгово-развлекательные центры фактически превратились в развлекательно-торговые, где именно развлекательной сфере отводится роль якорных арендаторов. Торговые центры районного масштаба постепенно преобразовываются в «центры потребления»: помимо магазинов шаговой доступности и предприятий службы быта, там открываются отделения банков, туристические агентства, кабинеты стоматологии, салоны красоты, фитнес-центры. Некоторые риэлторские компании также открывают свои филиалы в торговых центрах в расчете на поток посетителей из прилегающих микрорайонов.

Наиболее громкий проект 2016 г. в этом плане – реконструкция московских кинотеатров, которые планируется превратить в подобные центры. Однако тенденция характерна и для уже действующих ТЦ, где подобная концепция формируется вследствие ротации арендаторов.

 



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

Материалы по теме

Исследования рынка

Офисный рынок Москвы: итоги 2016 г. от S.A. Ricci

В 2016 г. девелоперская активность была очень низкой. Объем введенных офисных площадей в Москве по итогам года составил около 300 тыс. кв. м, что является минимальным значением за последнее 10 лет.
   
25.01
Экспертный анализ

Москва: итоги 2016 г. глазами ILM

Эксперты компании ILM поделились своими соображениями о том, каким стал 2016-й для различных сегментов рынка коммерческой недвижимости, и рассказали, чего нам ждать от 2017-го. 

23.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre