Офисный рынок Москвы: итоги 2016 г. от S.A. Ricci

В 2016 г. девелоперская активность была очень низкой. Объем введенных офисных площадей в Москве по итогам года составил около 300 тыс. кв. м, что является минимальным значением за последнее 10 лет.
   
7318

По данным S.A. Ricci, снижение темпов ввода относительно прошлого года составило около 50% (600 тыс. кв. м было введено в 2015 г.). В 2013 г. объем введенных офисных площадей также составлял 600 тыс. кв. м, а в 2014 г. был установлен рекорд - введено более 1,20 млн кв. м.

Совокупный объем офисных площадей на рынке Москвы в 2016 г. вырос только на 2% и составил 15,35 млн кв. м по итогам года.

Ежеквартальный ввод нового предложения находится на минимальных уровнях 60-70 тыс. кв. м. При этом объем нового предложения, введенного в последние 6 месяцев 2016 г., составил только 40% от общегодового.

«Как и в 2015 г., сроки ввода в эксплуатацию многих проектов переносятся. Проектирование и начало строительства новых объектов откладывается, новых проектов практически не заявляется, - говорит Дмитрий Жидков, директор офисного департамента S.A. Ricci- В результате сокращается предложение крупных качественных лотов (более 10 тыс. кв. м), особенно в классе А – крупные арендаторы могут столкнуться с дефицитом помещений уже в 2017 г.».

Что касается вакантности, «причинами снижения данного показателя являются значительный объем поглощения, вызванный низкими ценами, и небольшой объем поступающих на рынок новых площадей», - комментирует Александр Морозов, директор департамента аналитики и консалтинга S.A. Ricci.

Формальное снижение вакансии зарегистрировано во всех классах. В классе А уровень вакансии снизился до 20% в первую очередь за счет нескольких крупных сделок («Сбербанк» получил в собственность БЦ President Plaza (107 тыс. кв. м) в счет погашения кредита; закрыта сделка по приобретению Мэрией Москвы оставшихся площадей (55 тыс. кв. м) в Башне «Око» и др.

Снижение вакансии в диапазоне 0,5-1 пп наблюдается также в классах В+ и В до уровня 17,7% и 12,5% соответственно.

В абсолютном выражении наибольший объем свободных площадей класса А регистрируется в зоне ТТК и Садового Кольца (в общей сложности более 700 тыс. кв. м.). Интересно, что уровень вакантных площадей в зоне ТТК ниже (17,5%), чем в зоне СК (22%). Однако уровень вакансии в зоне СК распределен неравномерно, и он значительно ниже внутри Садового кольца. Максимальный уровень вакансии отмечен в зоне МКАД (29%).

В классе В+ лидером по объему вакантных площадей в абсолютном выражении является зона ТТК, на которую приходится более 650 тыс. кв. м всех пустующих площадей. Однако уровень вакансии в данной зоне соответствует среднерыночному (17%), и наибольшая доля пустующих площадей класса В+ регистрируется в зоне МКАД – в среднем каждый объект пустует на 27%. В классе 70% вакантных площадей (около 400 тыс. кв. м) расположены в зоне ТТК, однако уровень вакансии (13%) в данной локации ниже среднерыночной.

 



иГРОКИ РЫНКА

Ricci

Морозов Александр

Консалтинг и брокеридж

Ricci

Материалы по теме

Экспертный анализ

Офисы Москвы: арендные ставки увеличиваются, но о полноценном росте говорить рано

По итогам III квартала 2016 г. на офисном рынке Москвы зафиксировано увеличение запрашиваемой усредненной ставки аренды во всех классах. 
25.10
Экспертный анализ

В Москве – самые дорогие премиальные офисы

Москва лидирует по уровню ставки аренды премиальных офисов в ЦВЕ, здесь также зафиксирована одна из высочайших ставок капитализации по региону.
23.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre