С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон № 218-ФЗ), который одновременно регулирует отношения, возникающие при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и вопросы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также устанавливает ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН).
Что изменилось в сфере учета и государственной регистрации недвижимости?
1. Появился новый реестр недвижимого имущества
Законом введен Единый государственный реестр недвижимости — свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также других установленных законом сведений.
По сути ЕГРН представляет собой объединенные сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), которые не требуют дополнительного подтверждения.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются. Это значит, что ЕГРН содержит в себе некую «историю» объекта недвижимого имущества, что безусловно на практике является его преимуществом.
С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет, а также регистрация возникновения или перехода прав на недвижимость удостоверяются только выпиской из ЕГРН. Выписка из ЕГРН — это документ, который подтверждает зарегистрированное право на объект недвижимости.
2. Изменены правила подачи заявления о кадастровом учете и регистрации прав
Законом № 218-ФЗ установлено, что при личном обращении с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав место подачи заявления не зависит от места нахождения объекта недвижимости.
Таким образом, заявитель может обратиться в любое действующее подразделение органа регистрации прав (Росреестр) или МФЦ. По ранее действующему законодательству у заявителя не было такой возможности, он мог обратиться с аналогичным заявлением только в территориальный орган по месту нахождения объекта недвижимости.
3. Отсутствуют требования о предъявлении учредительных документов организации
Теперь Росреестр самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы юридического лица, обратившегося с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. При этом Законом № 218-ФЗ установлено, что организация вправе предъявить учредительные документы по собственной инициативе.
4. Сократились сроки кадастрового учета и регистрации прав
В статье 16 Закона № 218-ФЗ изложен новый подход к срокам государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость. Сроки регистрационных действий зависят от того, куда заявитель обратился: в Росреестр или МФЦ.
Так, в случае подачи заявления в Росреестр срок регистрационных действий составит:
- семь рабочих дней для государственной регистрации прав;
- пять рабочих дней для кадастрового учета;
- десять рабочих дней для государственной регистрации прав и кадастрового учета.
Если комплект документов предоставлен в МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
5. Предусмотрен порядок межведомственного информационного взаимодействия
Еще одной новеллой Закона № 218-ФЗ является процедура внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия без участия правообладателя недвижимости.
Законом закреплено, что обязанность направлять необходимые для кадастрового учета и государственной регистрации прав документы в порядке межведомственного взаимодействия установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов и других субъектов при принятии ими различных решений.
Например, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП изменений в содержащиеся в указанных реестрах, направляет в орган регистрации прав соответствующие сведения.
При поступлении документов в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН и уведомляет правообладателя о внесении сведений.
В целом, принятие Закона № 218-ФЗ свидетельствует о позитивном развитии российского законодательства в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом оценить все новшества Закона № 218-ФЗ в полной мере станет возможным только после правоприменительной практики.