Как потребительские расходы влияют на развитие ТЦ?

Потенциал развития торговой недвижимости в российской столице и регионах отнюдь не исчерпан. Даже сегодня, во времена экономической стагнации, у девелоперов торговых центров есть возможности для маневра, и с определенными оговорками можно наращивать объемы торговой недвижимости в большинстве российских городов. 
8471

К таким выводам пришли эксперты департамента стратегического консалтинга RealJet в рамках аналитического исследования по влиянию потребительских расходов на развитие ТЦ в Москве и регионах.

На потенциал развития торговой недвижимости влияют четыре фактора:

1. Динамика реальных денежных доходов населения.

2. Динамика потребительских расходов.

3. Уровень денежных расходов.

4. Насыщение города торговой недвижимостью, т.е. конкуренция.

Принимая во внимание все эти факторы, специалисты департамента стратегического консалтинга RealJet проанализировали емкость и потенциал рынка торговых центров в регионах России.

Москва

Несмотря на скептическое отношение к потребительскому поведению населения, сегодня потребительские расходы в денежном выражении продолжают расти, но мы имеем дело с падением темпов их роста. То есть если в 2013 г. годовой рост потребительских расходов составлял  10%, то в 14 – 6%, в 15 – 5%, а в 16 – 4,5%. При этом реальные доходы населения постепенно падают. Как эти показатели коррелируются с возможностью строительства торговых центров в городах РФ? 

Темпы падения реальных доходов москвичей были практически такими же, как и темпы роста потребительских расходов. Это не означает, что расходы превышали доходы, но является свидетельством того, что эти два показателя стремились к точке пересечения. Например, если доходы людей с учетом инфляции в 2012 г. составляли 70 000 руб., а в 2016 году -  50 000 руб., то расходы в 2012 г. в среднем составляли 25 000 руб., а в 2016 г. – 30 000 руб. Примечательно, что подобное поведение потребителей повторяется на определенных этапах экономического цикла. Так, например,  динамика доходов и расходов населения в 2014 г. копирует 2008 год. 

Несмотря на длительное падение доходов населения, Москва имеет высший приоритет в развитии ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателям насыщения рынка торговой недвижимостью, уровню потребительских  расходов, динамике роста доходов и расходов, но уступает по последним двум параметрам Санкт-Петербургу.

Санкт-Петербург

Совсем иная ситуация - в Санкт-Петербурге. На протяжении 10 лет темпы роста реальных доходов петербуржцев превышали темпы роста их расходов. Отчетливо виден «потребительский бум», когда на фоне резкого роста курса доллара люди скупали бытовую технику, транспортные средства и товары длительного пользования. Потребительские ожидания роста цен сильно стимулируют обороты данных категорий, но затем наступает долговременное затишье.

Петербург сегодня имеет высший приоритет развития ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателям насыщения рынка торговой недвижимости, уровню потребительских  расходов, динамике роста доходов и расходов.

Новосибирск

В Сибири на протяжение всего времени темпы роста доходов превышали темпы роста расходов. Таким образом, население данного региона больше, чем другие, имеет склонность к сбережениям. Это значит, что в среднесрочной перспективе в Новосибирской области мы получим эффект отложенного спроса. Пока же продолжится рост реальных расходов населения (в первую очередь из-за снижения инфляции), а расходы в 2017 г. вырастут на фоне падения потребительского спроса в 2015-2016 гг., а в 2018 г. расходы снизят темп роста по сравнению с 2017 г.

Новосибирск имеет высший приоритет развития ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателю насыщения рынка торговой недвижимостью и высокий - по динамике роста расходов, но низкий - по показателю уровня потребительских расходов.

Казань

Несмотря на стабильное развитие Татарстана, постоянное упоминание его весомого вклада в рейтинг DoingBusiness, по сравнению с другими городами-миллионниками Казань имеет более негативные показатели в точки зрения развития торговой недвижимости. С середины 2015 г. регион имеет постоянное стабильное падение реальных денежных доходов населения. На конец прошлого года уровень доходов жителей Татарстана достиг уровня 2014 г. Данная тенденция не была характерна для региона в 2008-2009 гг. На фоне стабилизации курса рубля есть вероятность, что падение в текущем году прекратится. Небольшой рост возможен в 2018 г., и, соответственно в 2018 г. будет небольшой рост потребительских расходов, который к концу года достигнет уровня 2013 г.

Екатеринбург

На Урале доходы падали с 2014 г. А расходы, несмотря на провалы в кризисные 2008 и 2014 гг., росли средними темпами. В 2016 г. темпы выровнялись. Сегодня для Екатеринбурга характерна положительная динамика изменения доходов и расходов населения. Можно прогнозировать, что столица Урала покажет значительный рост товарооборота ритейла, а значит, и потенциал для развития девелоперских проектов. 





Материалы по теме

Точка зрения

Безопасность в торговых центрах

Вероника Конкина, руководитель по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости MALLTECH

11.04
Исследования рынка

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
01.02

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre