Как потребительские расходы влияют на развитие ТЦ?

18.05.2017, Рейтинг
Потенциал развития торговой недвижимости в российской столице и регионах отнюдь не исчерпан. Даже сегодня, во времена экономической стагнации, у девелоперов торговых центров есть возможности для маневра, и с определенными оговорками можно наращивать объемы торговой недвижимости в большинстве российских городов. 

К таким выводам пришли эксперты департамента стратегического консалтинга RealJet в рамках аналитического исследования по влиянию потребительских расходов на развитие ТЦ в Москве и регионах.

На потенциал развития торговой недвижимости влияют четыре фактора:

1. Динамика реальных денежных доходов населения.

2. Динамика потребительских расходов.

3. Уровень денежных расходов.

4. Насыщение города торговой недвижимостью, т.е. конкуренция.

Принимая во внимание все эти факторы, специалисты департамента стратегического консалтинга RealJet проанализировали емкость и потенциал рынка торговых центров в регионах России.

Москва

Несмотря на скептическое отношение к потребительскому поведению населения, сегодня потребительские расходы в денежном выражении продолжают расти, но мы имеем дело с падением темпов их роста. То есть если в 2013 г. годовой рост потребительских расходов составлял  10%, то в 14 – 6%, в 15 – 5%, а в 16 – 4,5%. При этом реальные доходы населения постепенно падают. Как эти показатели коррелируются с возможностью строительства торговых центров в городах РФ? 

Темпы падения реальных доходов москвичей были практически такими же, как и темпы роста потребительских расходов. Это не означает, что расходы превышали доходы, но является свидетельством того, что эти два показателя стремились к точке пересечения. Например, если доходы людей с учетом инфляции в 2012 г. составляли 70 000 руб., а в 2016 году -  50 000 руб., то расходы в 2012 г. в среднем составляли 25 000 руб., а в 2016 г. – 30 000 руб. Примечательно, что подобное поведение потребителей повторяется на определенных этапах экономического цикла. Так, например,  динамика доходов и расходов населения в 2014 г. копирует 2008 год. 

Несмотря на длительное падение доходов населения, Москва имеет высший приоритет в развитии ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателям насыщения рынка торговой недвижимостью, уровню потребительских  расходов, динамике роста доходов и расходов, но уступает по последним двум параметрам Санкт-Петербургу.

Санкт-Петербург

Совсем иная ситуация - в Санкт-Петербурге. На протяжении 10 лет темпы роста реальных доходов петербуржцев превышали темпы роста их расходов. Отчетливо виден «потребительский бум», когда на фоне резкого роста курса доллара люди скупали бытовую технику, транспортные средства и товары длительного пользования. Потребительские ожидания роста цен сильно стимулируют обороты данных категорий, но затем наступает долговременное затишье.

Петербург сегодня имеет высший приоритет развития ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателям насыщения рынка торговой недвижимости, уровню потребительских  расходов, динамике роста доходов и расходов.

Новосибирск

В Сибири на протяжение всего времени темпы роста доходов превышали темпы роста расходов. Таким образом, население данного региона больше, чем другие, имеет склонность к сбережениям. Это значит, что в среднесрочной перспективе в Новосибирской области мы получим эффект отложенного спроса. Пока же продолжится рост реальных расходов населения (в первую очередь из-за снижения инфляции), а расходы в 2017 г. вырастут на фоне падения потребительского спроса в 2015-2016 гг., а в 2018 г. расходы снизят темп роста по сравнению с 2017 г.

Новосибирск имеет высший приоритет развития ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателю насыщения рынка торговой недвижимостью и высокий - по динамике роста расходов, но низкий - по показателю уровня потребительских расходов.

Казань

Несмотря на стабильное развитие Татарстана, постоянное упоминание его весомого вклада в рейтинг DoingBusiness, по сравнению с другими городами-миллионниками Казань имеет более негативные показатели в точки зрения развития торговой недвижимости. С середины 2015 г. регион имеет постоянное стабильное падение реальных денежных доходов населения. На конец прошлого года уровень доходов жителей Татарстана достиг уровня 2014 г. Данная тенденция не была характерна для региона в 2008-2009 гг. На фоне стабилизации курса рубля есть вероятность, что падение в текущем году прекратится. Небольшой рост возможен в 2018 г., и, соответственно в 2018 г. будет небольшой рост потребительских расходов, который к концу года достигнет уровня 2013 г.

Екатеринбург

На Урале доходы падали с 2014 г. А расходы, несмотря на провалы в кризисные 2008 и 2014 гг., росли средними темпами. В 2016 г. темпы выровнялись. Сегодня для Екатеринбурга характерна положительная динамика изменения доходов и расходов населения. Можно прогнозировать, что столица Урала покажет значительный рост товарооборота ритейла, а значит, и потенциал для развития девелоперских проектов. 



Поделиться
Статьи по теме

Безопасность в торговых центрах

Вероника Конкина, руководитель по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости MALLTECH

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
Популярное

7 важнейших изменений на рынке проектирования и строительства в 2018 г.

Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект»

Бизнес начинает покупать, а не арендовать

«Мосреалстрой» выявил новые тенденции спроса на коммерческие помещения в Москве.
 

Инвестиции: итоги 2018 г. от S.A. Ricci

Аналитики компании S.A. Ricci подвели итоги инвестиционной активности на рынке коммерческой недвижимости за 2018 год. Одним из ключевых трендов ушедшего года стали инвестиции в торговую недвижимость как наиболее устойчивый сегмент рынка, особенно в регионах.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2019  Impress Media