Вполне возможно, что уже к концу этого года начнется массовый выпуск товаров (и их компонентов) с помощью 3D-печати.
Как известно, до сих пор такая печать использовалась в основном для создания прототипов новых моделей либо для производства нестандартных деталей. Но печатные технологии уже существенно усовершенствовались и теперь вполне пригодны для изготовления обычных потребительских товаров.
Сейчас в производство запущены кроссовки Adidas, их подошвы напечатаны на принтере и напоминают корни растения. Adidas нашла стартап Carbon, уже успевший привлечь инвестиции в размере $222 млн. Принтеры Carbon используют цифровой синтез с помощью света, благодаря которому жидкий полимер отвердевает под воздействием ультрафиолета и кислорода. Что характерно, по качеству полученные таким образом изделия не уступают литым. Производительность и себестоимость также оказываются конкурентоспособными, по крайней мере при тираже в десятки тысяч экземпляров.
HP и Desktop Metal тоже не остаются в стороне и приспосабливают технологии струйной печати для новых целей. Эти компании отказываются от традиционной технологии 3D-печати. HP, в частности, сотрудничает с BASF, создавая специальные полимерные порошки для своих 3D-принтеров. А Desktop Metal использует металлические порошки.
Почему же при столь стремительном развитии 3D-печать пока не так широко используется в производстве? Главная причина – ее высокая стоимость, но это временно. О стоимости 3D-кроссовок пока не сообщается, но понятно, что это будет товар премиум. К концу этого года Adidas поставит порядка 5000 пар напечатанных кроссовок, а к концу 2018 г. – более 100 000 пар.
Совсем скоро в товарах повседневного обихода будут содержаться компоненты, напечатанные на ЗD-принтере. В числе первопроходцев – Oechsler, которая производит комплектующие для немецких автомобилестроителей, и Caterpillar, занимающаяся строительным оборудованием.