· За 1 квартал 2017 г. в Москве не было введено ни одного качественного ТЦ. Объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2017 г. составит порядка 322 тыс. кв. м, что на 45% меньше показателя 2016 г. Среди крупнейших торговых центров 2017 г. стоит отметить ТРК Vegas Кунцево (с GLA = 120 тыс. кв. м), ТРЦ «Бутово Молл» (с GLA = 54,5 тыс. кв. м), «Торговый парк №1» (с GLA = 45,7 тыс. кв. м) и ТЦ «Видное Парк» (с GLA = 45 тыс. кв. м).
· В 2017 г. в региональных городах будет введено около 698 тыс. кв. м. Среди крупнейших новых ТЦ этого года следует отметить 2-ую очередь ТРЦ «Европа» в Курске (с GLA = 98 тыс. кв. м), 2-ую очередь ТРЦ «Галактика» в Барнауле (с GLA = 65,5 тыс. кв. м) и ТЦ «Европейский» в Новосибирске (с GLA = 45 тыс. кв. м). В 2017 г. ввод сократится почти на 25% по сравнению с прошлым годом.
· Объем совокупного предложения качественных ТЦ в Москве к концу года составит более 5,8 млн кв. м, а обеспеченность торговыми площадями – 483 кв. м на тыс. жителей. По состоянию на начало 2017 г., среди столиц мира в пятерку лидеров по обеспеченности входят Варшава (825 кв. м/тыс. жителей), Мадрид (725 тыс. кв. м), Бухарест (730 тыс. кв. м), Прага (520 тыс. кв. м) и Москва (475).
· Доля пустующих площадей по итогам 1 квартала 2017 г. составила 6,5%, вернувшись к уровню 1 полугодия 2016 г. По нашим прогнозам, в дальнейшем вакантность может еще сократиться. Это будет связано с тем, что объем нового предложения будет сокращаться второй год подряд, а площади в существующих ТЦ будут постепенно дозаполняться.
Комментарий Дианы Зазнобиной, руководителя направления «Торговые центры»: «Реальные располагаемые доходы россиян продолжили падение в новом году. Так, в феврале 2017 г., по последним данным Росстата, они снизились по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 4,1%. Это негативно отразилось на продажах арендаторов в ТЦ: по их словам, продажи в среднем такие же, как в прошлом году, или меньше.
Снижение покупательской способности стало одним из ключевых факторов в снижении посещаемости. По данным компании Watcom, после нескольких всплесков Shopping Index в течение 2016 г., уже в декабре было отмечено падение. Отставание от прошлого года продолжилось в январе и составило 12%. В предпраздничные недели перед 23 февраля и 8 марта московские ТЦ столкнулись с падением трафика почти на 10% по сравнению с показателями 2016 г. Это связано с тем, что при сокращении реальных доходов покупатели все реже делают эмоциональные покупки и более продуманно подходят к выбору подарков.
Основываясь на поведении потребителей, все ТЦ и торговые операторы выстроили свою маркетинговую компанию главным образом на акциях и скидках. Ведь чувствительность к цене – это основное, что доминирует сегодня в модели потребления.
Что касается будущего, то при стабильном курсе рубля и отсутствии негативных изменений в экономике ситуация с потреблением должна улучшиться. К осени ожидается оживление продаж, чему будет способствовать отложенный спрос».
Комментарий Александры Ромашиной, ведущего консультанта: «Как известно, последние несколько лет онлайн-магазины (зачастую старт-апы) активно открывают свои Instagram-блоги, где с помощью красочных фото можно ознакомиться с их ассортиментом и ценами. Очень часто среди таких магазинов встречаются российские дизайнеры одежды со своими брендами, а также байеры, осуществляющие закупку и продажу различных европейских, американских и азиатских брендов.
В последние 2 года наметилась тенденция, когда ТЦ размещают таких арендаторов на своих площадях. Обычно это магазины небольшого формата, 100-120 кв. м. Изначально цель привлечения таких арендаторов состояла в том, чтобы заполнить пустующие площади, но со временем оказалось, что некоторые офф-лайн магазины Instagram-ритейлеров показали отличные результаты (например, 12storeez в ТРЦ «Океания», Fashion Confession в ТЦ «Метрополис»). Наличие таких арендаторов имеет ряд плюсов для ТЦ. Во-первых, они привлекают дополнительную аудиторию без затрат через блоги и соцсети. Во-вторых, они имеют красиво оформленные магазины, которые хорошо вписываются в торговую галерею. При этом немаловажно, что такие арендаторы садятся не просто на проценте от товарооборота, а еще платят фиксированную арендную плату, а также сами делают отделку в своих помещениях.
Как ТЦ привлекают таких арендаторов? Как правило, при поиске инициатива исходит именно от самого ТЦ, представители которого ищут в интернете онлайн-магазины с большим количеством подписчиков в Instagram и предлагают им открыться в своем торговом центре. Таким образом, доля таких магазинов зависит прежде всего от желания самого ТЦ их привлекать. Таких магазинов немало в ТРЦ «Океания», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Авиапарк», ТРЦ «Калейдоскоп».
Комментарий Андрея Васюткина, руководителя отдела исследований и консалтинга: «ТЦ постепенно внедряют свои программы лояльности. Продуктовые ритейлеры были одними из первых, кто начал их модернизировать (например, создание личных кабинетов покупателей) в 2015 г. Вслед за ними ТЦ стали разрабатывать программы лояльности для своих посетителей. Зачастую это мобильные приложения, благодаря которым осуществляется дополнительная коммуникация с аудиторией. Например, люди, проезжающие мимо ТЦ или проходящие мимо определенных магазинов внутри ТЦ, получают сообщения о различных скидках, с учетом своей истории покупок и предпочтений. Программы лояльности на базе мобильных приложений есть, например, в ТРК «Афимолл Сити», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Город Лефортово» и ряде других ТЦ.
В качестве примера интересно рассмотреть программу ТРК «Афимолл Сити». Она имеет 2 основных преимущества. Во-первых, она позволяет каждому пользователю выбрать наиболее выгодные именно для него предложения (например, с учетом его количества накопленных баллов). Во-вторых, данная программа позволяет сформировать интересный пул бонусов - это конкретные вещи (например, маникюр или блюдо в ресторане, а не гипотетическая и не всегда нужная скидка у какого-нибудь арендатора)».
Комментарий Вячеслава Коркина, ведущего консультанта: «Некоторые якорные арендаторы стремятся арендовать помещения большей площади. Основными причинами являются следующие:
1. Операторам галереи необходимо все больше весомых доводов с точки зрения обеспечения посещаемости торговых объектов, особенно в условиях усиливающейся конкуренции. Наличие якорных арендаторов способствует формированию потоков посетителей ТЦ.
2. В большинстве случаев якорные арендаторы имеют более лояльные коммерческие условия, поэтому проще находят общий язык с арендодателями. Также арендодатели часто вынуждены сдавать пустующие помещения «якорям», чтобы получать доход.
3. Арендодатели также стремятся привлекать уникальных якорных арендаторов, позволяющих увеличивать время нахождения посетителей в ТЦ».