ТЦ Москвы и регионов: итоги 1 квартала от «Магазин Магазинов»

По информации компании «Магазин Магазинов», в Москве по итогам 1 квартала будет введено наименьшее количество GLA за последние 4 года.

6934

· За 1 квартал 2017 г. в Москве не было введено ни одного качественного ТЦ. Объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2017 г. составит порядка 322 тыс. кв. м, что на 45% меньше показателя 2016 г. Среди крупнейших торговых центров 2017 г. стоит отметить ТРК Vegas Кунцево (с GLA = 120 тыс. кв. м), ТРЦ «Бутово Молл» (с GLA = 54,5 тыс. кв. м), «Торговый парк №1» (с GLA = 45,7 тыс. кв. м) и ТЦ «Видное Парк» (с GLA = 45 тыс. кв. м).

· В 2017 г. в региональных городах будет введено около 698 тыс. кв. м. Среди крупнейших новых ТЦ этого года следует отметить 2-ую очередь ТРЦ «Европа» в Курске (с GLA = 98 тыс. кв. м), 2-ую очередь ТРЦ «Галактика» в Барнауле (с GLA = 65,5 тыс. кв. м) и ТЦ «Европейский» в Новосибирске (с GLA = 45 тыс. кв. м). В 2017 г. ввод сократится почти на 25% по сравнению с прошлым годом.

· Объем совокупного предложения качественных ТЦ в Москве к концу года составит более 5,8 млн кв. м, а обеспеченность торговыми площадями – 483 кв. м на тыс. жителей. По состоянию на начало 2017 г., среди столиц мира в пятерку лидеров по обеспеченности входят Варшава (825 кв. м/тыс. жителей), Мадрид (725 тыс. кв. м), Бухарест (730 тыс. кв. м), Прага (520 тыс. кв. м) и Москва (475).

· Доля пустующих площадей по итогам 1 квартала 2017 г. составила 6,5%, вернувшись к уровню 1 полугодия 2016 г. По нашим прогнозам, в дальнейшем вакантность может еще сократиться. Это будет связано с тем, что объем нового предложения будет сокращаться второй год подряд, а площади в существующих ТЦ будут постепенно дозаполняться.

Комментарий Дианы Зазнобиной, руководителя направления «Торговые центры»: «Реальные располагаемые доходы россиян продолжили падение в новом году. Так, в феврале 2017 г., по последним данным Росстата, они снизились по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 4,1%. Это негативно отразилось на продажах арендаторов в ТЦ: по их словам, продажи в среднем такие же, как в прошлом году, или меньше.

Снижение покупательской способности стало одним из ключевых факторов в снижении посещаемости. По данным компании Watcom, после нескольких всплесков Shopping Index в течение 2016 г., уже в декабре было отмечено падение. Отставание от прошлого года продолжилось в январе и составило 12%. В предпраздничные недели перед 23 февраля и 8 марта московские ТЦ столкнулись с падением трафика почти на 10% по сравнению с показателями 2016 г.  Это связано с тем, что при сокращении реальных  доходов покупатели все реже делают эмоциональные покупки и более продуманно подходят к выбору подарков.

Основываясь на поведении потребителей, все ТЦ и торговые операторы выстроили свою маркетинговую компанию главным образом на акциях и скидках. Ведь чувствительность к цене – это основное, что доминирует сегодня в модели потребления.

Что касается будущего,  то при стабильном курсе рубля и отсутствии негативных изменений в экономике ситуация с потреблением должна улучшиться. К осени ожидается оживление продаж, чему будет способствовать отложенный спрос».

Комментарий Александры Ромашиной, ведущего консультанта: «Как известно, последние несколько лет онлайн-магазины (зачастую старт-апы) активно открывают свои Instagram-блоги, где с помощью красочных фото можно ознакомиться с их ассортиментом и ценами. Очень часто среди таких магазинов встречаются российские дизайнеры одежды со своими брендами, а также байеры, осуществляющие закупку и продажу различных европейских, американских и азиатских брендов.

В последние 2 года наметилась тенденция, когда ТЦ размещают таких арендаторов на своих площадях. Обычно это магазины небольшого формата, 100-120 кв. м. Изначально цель привлечения таких арендаторов состояла в том, чтобы заполнить пустующие площади, но со временем оказалось, что некоторые офф-лайн магазины Instagram-ритейлеров показали отличные результаты (например, 12storeez в ТРЦ «Океания», Fashion Confession в ТЦ «Метрополис»). Наличие таких арендаторов имеет ряд плюсов для ТЦ. Во-первых, они привлекают дополнительную аудиторию без затрат через блоги и соцсети. Во-вторых, они имеют красиво оформленные магазины, которые хорошо вписываются в торговую галерею. При этом немаловажно, что такие арендаторы садятся не просто на проценте от товарооборота, а еще платят фиксированную арендную плату, а также сами делают отделку в своих помещениях.

Как ТЦ привлекают таких арендаторов? Как правило, при поиске инициатива исходит именно от самого ТЦ, представители которого ищут в интернете онлайн-магазины с большим количеством подписчиков в Instagram и предлагают им открыться в своем торговом центре. Таким образом, доля таких магазинов зависит прежде всего от желания самого ТЦ их привлекать. Таких магазинов немало в ТРЦ «Океания», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Авиапарк»,  ТРЦ «Калейдоскоп».

Комментарий Андрея Васюткина, руководителя отдела исследований и консалтинга: «ТЦ постепенно внедряют свои программы лояльности. Продуктовые ритейлеры были одними из первых, кто начал их модернизировать (например, создание личных кабинетов покупателей) в 2015 г. Вслед за ними ТЦ стали разрабатывать программы лояльности для своих посетителей. Зачастую это мобильные приложения, благодаря которым осуществляется дополнительная коммуникация с аудиторией. Например, люди, проезжающие мимо ТЦ или проходящие мимо определенных магазинов внутри ТЦ, получают сообщения о различных скидках, с учетом своей истории покупок и предпочтений. Программы лояльности на базе мобильных приложений есть, например, в ТРК «Афимолл Сити», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Город Лефортово» и ряде других ТЦ.

В качестве примера интересно рассмотреть программу ТРК «Афимолл Сити». Она имеет 2 основных преимущества. Во-первых, она позволяет каждому пользователю выбрать наиболее выгодные именно для него предложения (например, с учетом его количества накопленных баллов). Во-вторых, данная программа позволяет сформировать интересный пул бонусов - это конкретные вещи (например, маникюр или блюдо в ресторане, а не гипотетическая и не всегда нужная скидка у какого-нибудь арендатора)».

Комментарий Вячеслава Коркина, ведущего консультанта: «Некоторые якорные арендаторы стремятся арендовать помещения большей площади. Основными причинами являются следующие:

1. Операторам галереи необходимо все больше весомых доводов с точки зрения обеспечения посещаемости торговых объектов, особенно в условиях усиливающейся конкуренции. Наличие якорных арендаторов способствует формированию потоков посетителей ТЦ.

2. В большинстве случаев якорные арендаторы имеют более лояльные коммерческие условия, поэтому проще находят общий язык с арендодателями. Также арендодатели часто вынуждены сдавать пустующие помещения «якорям», чтобы получать доход.

3. Арендодатели также стремятся привлекать уникальных якорных арендаторов, позволяющих увеличивать время нахождения посетителей в ТЦ».    



иГРОКИ РЫНКА

Магазин Магазинов

Зазнобина Диана

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

Магазин Магазинов

Ромашина Александра

Магазин Магазинов

Васюткин Андрей

Магазин Магазинов

Коркин Вячеслав

Материалы по теме

Исследования рынка

Стрит-ритейл: итоги 1 квартала от «Магазин Магазинов»

Аналитики компании «Магазин Магазинов» рассказали, каким стал первый квартал для московского стрит-ритейла.

19.05
Экспертный анализ

Торговые центры опередили офисы по объему инвестиций – итоги первого квартала от JLL

По оценке компании JLL, объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости России в 1-м квартале 2017 г. составил 830 млн долл., что на 18% ниже результата аналогичного периода прошлого года. Несмотря на уменьшение показателя, в целом инвестиционная активность улучшилась: значительно выросло число сделок, а их распределение по сегментам и регионам стало более равномерным.

04.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre