ТЦ Москвы и регионов: итоги 1 квартала от «Магазин Магазинов»

По информации компании «Магазин Магазинов», в Москве по итогам 1 квартала будет введено наименьшее количество GLA за последние 4 года.

· За 1 квартал 2017 г. в Москве не было введено ни одного качественного ТЦ. Объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2017 г. составит порядка 322 тыс. кв. м, что на 45% меньше показателя 2016 г. Среди крупнейших торговых центров 2017 г. стоит отметить ТРК Vegas Кунцево (с GLA = 120 тыс. кв. м), ТРЦ «Бутово Молл» (с GLA = 54,5 тыс. кв. м), «Торговый парк №1» (с GLA = 45,7 тыс. кв. м) и ТЦ «Видное Парк» (с GLA = 45 тыс. кв. м).

· В 2017 г. в региональных городах будет введено около 698 тыс. кв. м. Среди крупнейших новых ТЦ этого года следует отметить 2-ую очередь ТРЦ «Европа» в Курске (с GLA = 98 тыс. кв. м), 2-ую очередь ТРЦ «Галактика» в Барнауле (с GLA = 65,5 тыс. кв. м) и ТЦ «Европейский» в Новосибирске (с GLA = 45 тыс. кв. м). В 2017 г. ввод сократится почти на 25% по сравнению с прошлым годом.

· Объем совокупного предложения качественных ТЦ в Москве к концу года составит более 5,8 млн кв. м, а обеспеченность торговыми площадями – 483 кв. м на тыс. жителей. По состоянию на начало 2017 г., среди столиц мира в пятерку лидеров по обеспеченности входят Варшава (825 кв. м/тыс. жителей), Мадрид (725 тыс. кв. м), Бухарест (730 тыс. кв. м), Прага (520 тыс. кв. м) и Москва (475).

· Доля пустующих площадей по итогам 1 квартала 2017 г. составила 6,5%, вернувшись к уровню 1 полугодия 2016 г. По нашим прогнозам, в дальнейшем вакантность может еще сократиться. Это будет связано с тем, что объем нового предложения будет сокращаться второй год подряд, а площади в существующих ТЦ будут постепенно дозаполняться.

Комментарий Дианы Зазнобиной, руководителя направления «Торговые центры»: «Реальные располагаемые доходы россиян продолжили падение в новом году. Так, в феврале 2017 г., по последним данным Росстата, они снизились по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 4,1%. Это негативно отразилось на продажах арендаторов в ТЦ: по их словам, продажи в среднем такие же, как в прошлом году, или меньше.

Снижение покупательской способности стало одним из ключевых факторов в снижении посещаемости. По данным компании Watcom, после нескольких всплесков Shopping Index в течение 2016 г., уже в декабре было отмечено падение. Отставание от прошлого года продолжилось в январе и составило 12%. В предпраздничные недели перед 23 февраля и 8 марта московские ТЦ столкнулись с падением трафика почти на 10% по сравнению с показателями 2016 г.  Это связано с тем, что при сокращении реальных  доходов покупатели все реже делают эмоциональные покупки и более продуманно подходят к выбору подарков.

Основываясь на поведении потребителей, все ТЦ и торговые операторы выстроили свою маркетинговую компанию главным образом на акциях и скидках. Ведь чувствительность к цене – это основное, что доминирует сегодня в модели потребления.

Что касается будущего,  то при стабильном курсе рубля и отсутствии негативных изменений в экономике ситуация с потреблением должна улучшиться. К осени ожидается оживление продаж, чему будет способствовать отложенный спрос».

Комментарий Александры Ромашиной, ведущего консультанта: «Как известно, последние несколько лет онлайн-магазины (зачастую старт-апы) активно открывают свои Instagram-блоги, где с помощью красочных фото можно ознакомиться с их ассортиментом и ценами. Очень часто среди таких магазинов встречаются российские дизайнеры одежды со своими брендами, а также байеры, осуществляющие закупку и продажу различных европейских, американских и азиатских брендов.

В последние 2 года наметилась тенденция, когда ТЦ размещают таких арендаторов на своих площадях. Обычно это магазины небольшого формата, 100-120 кв. м. Изначально цель привлечения таких арендаторов состояла в том, чтобы заполнить пустующие площади, но со временем оказалось, что некоторые офф-лайн магазины Instagram-ритейлеров показали отличные результаты (например, 12storeez в ТРЦ «Океания», Fashion Confession в ТЦ «Метрополис»). Наличие таких арендаторов имеет ряд плюсов для ТЦ. Во-первых, они привлекают дополнительную аудиторию без затрат через блоги и соцсети. Во-вторых, они имеют красиво оформленные магазины, которые хорошо вписываются в торговую галерею. При этом немаловажно, что такие арендаторы садятся не просто на проценте от товарооборота, а еще платят фиксированную арендную плату, а также сами делают отделку в своих помещениях.

Как ТЦ привлекают таких арендаторов? Как правило, при поиске инициатива исходит именно от самого ТЦ, представители которого ищут в интернете онлайн-магазины с большим количеством подписчиков в Instagram и предлагают им открыться в своем торговом центре. Таким образом, доля таких магазинов зависит прежде всего от желания самого ТЦ их привлекать. Таких магазинов немало в ТРЦ «Океания», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Авиапарк»,  ТРЦ «Калейдоскоп».

Комментарий Андрея Васюткина, руководителя отдела исследований и консалтинга: «ТЦ постепенно внедряют свои программы лояльности. Продуктовые ритейлеры были одними из первых, кто начал их модернизировать (например, создание личных кабинетов покупателей) в 2015 г. Вслед за ними ТЦ стали разрабатывать программы лояльности для своих посетителей. Зачастую это мобильные приложения, благодаря которым осуществляется дополнительная коммуникация с аудиторией. Например, люди, проезжающие мимо ТЦ или проходящие мимо определенных магазинов внутри ТЦ, получают сообщения о различных скидках, с учетом своей истории покупок и предпочтений. Программы лояльности на базе мобильных приложений есть, например, в ТРК «Афимолл Сити», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Город Лефортово» и ряде других ТЦ.

В качестве примера интересно рассмотреть программу ТРК «Афимолл Сити». Она имеет 2 основных преимущества. Во-первых, она позволяет каждому пользователю выбрать наиболее выгодные именно для него предложения (например, с учетом его количества накопленных баллов). Во-вторых, данная программа позволяет сформировать интересный пул бонусов - это конкретные вещи (например, маникюр или блюдо в ресторане, а не гипотетическая и не всегда нужная скидка у какого-нибудь арендатора)».

Комментарий Вячеслава Коркина, ведущего консультанта: «Некоторые якорные арендаторы стремятся арендовать помещения большей площади. Основными причинами являются следующие:

1. Операторам галереи необходимо все больше весомых доводов с точки зрения обеспечения посещаемости торговых объектов, особенно в условиях усиливающейся конкуренции. Наличие якорных арендаторов способствует формированию потоков посетителей ТЦ.

2. В большинстве случаев якорные арендаторы имеют более лояльные коммерческие условия, поэтому проще находят общий язык с арендодателями. Также арендодатели часто вынуждены сдавать пустующие помещения «якорям», чтобы получать доход.

3. Арендодатели также стремятся привлекать уникальных якорных арендаторов, позволяющих увеличивать время нахождения посетителей в ТЦ».    



иГРОКИ РЫНКА

Магазин Магазинов

Зазнобина Диана

Магазин Магазинов

Ромашина Александра

Магазин Магазинов

Васюткин Андрей

Магазин Магазинов

Коркин Вячеслав

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

Материалы по теме

Исследования рынка

Стрит-ритейл: итоги 1 квартала от «Магазин Магазинов»

Аналитики компании «Магазин Магазинов» рассказали, каким стал первый квартал для московского стрит-ритейла.

19.05
Экспертный анализ

Торговые центры опередили офисы по объему инвестиций – итоги первого квартала от JLL

По оценке компании JLL, объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости России в 1-м квартале 2017 г. составил 830 млн долл., что на 18% ниже результата аналогичного периода прошлого года. Несмотря на уменьшение показателя, в целом инвестиционная активность улучшилась: значительно выросло число сделок, а их распределение по сегментам и регионам стало более равномерным.

04.04

журнал CRE 20 (356)

15-30.11.2019
Офисная недвижимость Москвы  Совокупный объем офисных площадей на московском рынке по итогам III кв. 2019 года составил 16,6 млн кв. м. 26% объема московских офисов относятся к классу А – 4,4 млн кв. м, 74%, или 12,2 млн кв. м – к классу В. Чем интересны МФК? 30 октября в Немецком Центре Промышленности и Торговли состоялась конференция Mixed-Use Development, посвященная объектам МФК.  Строительные конструкции Максимум диверсификации при минимуме авант...

Популярное

Проект

«Четыре Лапы» представил новый формат зооритейла

Сеть товаров для домашних животных «Четыре Лапы» откроет новое пространство, объединяющее зоомагазин и 10 других площадок.
13.11
MAPIC

«Русский завтрак» в Каннах состоялся

В рамках выставки MAPIC во французских Каннах состоялся 31-й «Русский завтрак», организованный CRE Event. В этом году традиционное мероприятие было посвящено теме «Copy Paste. World Experience».
15.11
Сделка

Meeting Point откроется в «Даниловской Мануфактуре»

Новый премиальный коворкинг Meeting Point займет почти 5 000 кв. м в БЦ «Мещерин» в лофт-квартале «Даниловская мануфактура».
15.11
Открытие

В «Москва-Сити» построили небоскреб Neva Towers

В деловом центре «Москва-Сити» завершили строительство первого небоскреба комплекса Neva Towers.
15.11
Проект

Ключ «забьет» на Остоженке

Сеть рабочих пространств «Ключ» открывает премиальное рабочее пространство на Остоженке.
13.11
Открытие

iHerb откроет офис в России

Маркетплейс iHerb открывает первое подразделение в России, которое возглавит бывший топ-менеджер Ozon и Unilever Илья Микин.
14.11
Рейтинг

Москва-Сити стоит 700 млрд рублей

Аналитики компании Cushman & Wakefield оценили рыночную стоимость объектов делового центра.
15.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre