О московском сегменте рыночных комплексов

За 20 лет количество рыночных комплексов в Москве сократилось в 10 раз, сообщают эксперты из Colliers International. Оставшиеся рынки активно реконструируются, новые рыночные и ярмарочные концепты также появляются в торговых центрах.

8116

В настоящий момент в Москве работает 22 продовольственных розничных рынка, что в 10 раз меньше, чем в начале 1990-х гг. Несмотря на сокращение количества рынков, они становятся более качественными и реконструируются под европейские фермерские рынки, ярмарки и fresh-маркеты.

В настоящий момент развитие сегмента рыночных комплексов можно разделить на два ключевых вектора:

· реконструкция рынков советского периода в современные сельскохозяйственные комплексы по западному образцу;

· развитие сетевых проектов ярмарочного типа в составе торговых центров как дополнение к классическому продуктовому «якорю» (супермаркету или гипермаркету) или его альтернатива.

По прогнозам Colliers, реконцепция советских рынков продолжится, при этом все больше компактных рыночных форматов будет открываться и на территории торговых центров, формируя отдельную нишу арендаторов в сегменте торговой недвижимости.

В последние три года инвесторы и профессиональные участники рынка торговой недвижимости все чаще приобретают крупные рыночные комплексы для реконструкции и дальнейшего управления. Среди наиболее значимых сделок: в 2014 г. петербургская компания купила Северный и Коптевский рынки, в 2015 г. структуры ресторанного холдинга Ginza Project купили Даниловский рынок, в 2016 г. «Проперти инвестмент» купила Кунцевский рынок, в 2017 г. структуры ЗАО «Киевская площадь» приобрели Велозаводский рынок.

Наиболее яркие примеры успешных реконструкций - Даниловский рынок (реконструирован в 2013-2017 гг.), Усачевский рынок (2016 г.) и Москворецкий рынок (2015 г.). В ближайшей перспективе количество рынков «нового европейского образца» будет увеличиваться. Так, в ходе планируемой реконструкции почти в два раза увеличится площадь Дорогомиловского рынка, Черемушкинский рынок ведет переговоры о своем кураторстве с компанией LavlaLavka, комплекс зданий Велозаводского рынка планируется превратить в единый современный сельскохозяйственный кластер, а на месте закрытого рынка вблизи ТК «Горбушкин двор» запланировано открытие рынка «Багратионовский».

Помимо реконструкции, в ближайшее время будет увеличиваться количество сетевых проектов сельхозрынков, как уже существующих, так и принципиально новых. Так, сеть «Ветерок» уже насчитывает в столице 3 рынка, в 2015 г. основатель сети «Пятерочка» анонсировал запуск сети рынков «Царев сад», а владелец рынков «Экобазар» планирует открыть 10 объектов в ближайшие 5 лет.

Проекты качественных фермерских рынков в составе торговых центров пока единичны, однако в последние годы мы отмечаем появление как сетевых концепций, в частности LavkaLavka, так и штучных проектов, как, например, food market в универмаге «Цветной». Как правило, такие концепции сочетаются с зоной общественного питания. Среди новых проектов рынков в составе ТЦ можно отметить анонсированный запуск сети фермерских рынков «Гастромаркет», первые из которых откроются в ТЦ «Пятая Авеню» (площадью 3 900 кв. м) и ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино».

Также в составе ТЦ следует отметить новый тренд – пограничные концепции, находящиеся на стыке классических супермаркетов и рынков, – в них стеллажная выкладка соседствует с торговыми прилавками, а значительную часть ассортимента составляет продукция категории fresh. К таким, например, можно отнести Eataly в ТГК «Киевский», новый магазин «АВ Маркет» в ТРЦ «Рига Молл» и гипермаркет «Карусель» на Новорижском шоссе, где также прослеживаются мотивы ярмарочной выкладки в торговом зале.

Ставка аренды для оператора рынка в составе ТЦ сопоставима со ставкой, уплачиваемой продуктовым супермаркетом. Для подобных проектов размещение в составе ТЦ является выгодным, поскольку он размещается на площадке с уже сформированным посетительским трафиком, при этом ТЦ получает «нестандартного» арендатора, который выгодно дополняет товарный ассортимент молла и приносит дополнительный арендный доход с общих зон.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «Рынки, прошедшие через качественную реконцепцию, постепенно перестают быть торговыми объектами районного формата, ориентированными на ближайших жителей, и становятся центром притяжения посетителей и покупателей со всего города за счет разнообразия товарного ассортимента и уникальных концепций общепита, а также выступая площадкой для многочисленных мероприятий. Кроме этого, мы наблюдаем развитие синергетических концепций, где рыночная торговля соседствует с сетевым ритейлом. В качестве примеров можно привести центры оптово-розничной торговли «Бухта» на Дмитровском шоссе и Food City на Калужском шоссе, а также торговые комплексы рыночного типа, как «Южные Ворота», «Славянский мир», «Садовод», «Лужайка» и т.п., которые в свое время приняли многих арендаторов вещевого рынка «Лужники».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

не указано

Обзор оптово-розничных рынков Москвы

К 2005 году в Москве будут закрыты более двухсот негосударственных рынков. За три прошедших года в столице было ликвидировано почти сто «барахолок». Их место в структуре розничной торговли постепенно занимают торговые комплексы, магазины-дискаунты и крупные торговые объекты типа кэш&кэрри.

01.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre