Программы лояльности в недвижимости: тренды и векторы развития

Aндрей Цирер, управляющий партнер российско-британского проекта Zirer, о клубах и программах лояльности в разных видах realty estate.

9825

Коротко о том, что изменилось за последнее время. Здесь можно выделить 2 основных тренда.

От дисконтов к бонусам

Первый - переход от дисконтных схем к бонусным. У большинства участников появилось осознание того, что дисконты разрушительно влияют на маржинальность бизнеса. Действительно, валовая прибыль компании при 20% бонусе на 43,3% больше, чем при скидке в 20%. У бонусных программ есть еще как минимум 19 преимуществ, но это тема отдельная. В общем, стало понятно, что истинной лояльности клиентов с помощью скидок не добиться, скорее -наоборот.

Развитие технологических решений

Второй тренд — развитие предложения на рынке IT провайдеров для программ лояльности. Появилось много новых решений, в том числе мобильных приложений, позволяющих виртуализировать классические карты, интегрировать традиционные маркетинговые инструменты - купонинг, подарочные сертификаты, подарочные карты и электронные ваучеры. Идет движение в сторону гео-таргетинга и бесконтактных технологий идентификации: чипы, NFC, QR, beacon.  

Немонетарные клубы лояльности

Кроме трендов, есть еще векторы развития. К ним я бы отнес более внимательное отношение к некоммерческим программам лояльности. Например, сеть британских универмагов Marks&Spencer параллельно со старой бонусной схемой не так давно организовала клуб Sparks. Опросы показали, что для важной части их клиентов уже не так привлекательны дисконты и другие вознаграждения и что они «хотели бы участвовать в чем-то особенном».

Теперь члены клуба Sparks имеют возможность попасть на закрытые мероприятия и даже съездить отпраздновать Рождество на виноградники в Южной Африке, принадлежащие сети M&S. Поездка - только для членов клуба: ее нельзя приобрести за деньги.

В недвижимости эту модель используют риэлторские клубы, особенно успешно — в luxury сегменте. Например, «дочка» известного аукционного дома  Sotheby’s - vip-клуб Sotheby’s International Realty France. Здесь главный драйвер удержания  клиента - его чувство принадлежности к кругу избранных, ведь клуб закрытый - его членом можно стать только по рекомендации других участников.

Вообще у нас часто фетишизируют привлекательность дисконтных «поблажек» для клиентов и недооценивают немонетарные вознаграждения. В том числе и потому, что  скидки проще администрируются. За рубежом тоже есть дисконтные объединения девелоперов и ритейлеров, но по ряду причин они не так распространены, как в РФ.

Один наш клиент — ТЦ в Сибири - организовал акцию с бесплатной раздачей дорогого пива. Ивент не получился - не нашлось ни одного (!)  желающего воспользоваться этим щедрым предложением. Акция была рассчитана на  премиальную  аудиторию...

Знание «клиентской ДНК»

Другой вектор — развитие аналитических технологий, от клиентской аналитики до геомаркетинга, позволяющего снизить риск ошибок при выборе локаций. Бизнес начинает вникать в то, что мы называем «клиентским ДНК». Она построена на покупках клиентов, знании, как, где и когда они их делают, на понимании их жизненного цикла и lifestyle.

Здесь впереди те, кому в  «ширину» расти уже некуда — телеком и банки, в основном их первая двадцатка. Вложения окупаются: по данным McKinsey, прибыль компаний, использующих клиентскую аналитику, увеличилась на 126%, продажи — на 186%, ROI - на 132%. В РФ цифры сопоставимые: после внедрения технологий персональных предложений в «Азбуке Вкуса» отклик на них вырос на 40% уже через 2 месяца, а оборот по покупателям, участвующим в акциях, увеличился на 70%.

Как в РФ с лояльностью в недвижимости?

Лидер,  конечно,  ритейл, ведь чем чаще потребители покупают, тем больше у них шансов получить вознаграждение. В частности, аптечные сети — федеральные и региональные - активно внедряют новые программы. Но это не значит, что девелоперы не могут поднять продажи с помощью инструментов лояльности. Наоборот, в жилой недвижимости набирает популярность реферальная модель, когда рекомендующие компанию получают премию от 1500$ или поездку на морской курорт. Это мотивирует участников нисколько не хуже ритейл-бонусов.

Торговые центры

Здесь ситуация нетривиальная: с одной стороны, они нуждаются в росте трафика, с другой - эффективных программ лояльности в ТРЦ не много. Причем и в России, и за рубежом. Основных причин две: во-первых, у крупных арендаторов есть свои программы, не рассчитанные на интеграцию с ТЦ. Во- вторых, для того, чтобы схема заработала на 100%, она должна включать в себя всех арендаторов. Это сложно и организационно, и технически. Тем не менее, если у УК есть сильная  IT-команда, а у собственников - политическая воля заниматься этим вопросом, то решение найти можно. 

Бизнес-центры и риэлтерские компании

В B2B инициативы лояльности у нас пока делают первые шаги. Мы видим интерес к ним со стороны риэлтеров и некоторых строительных компаний. Что касается бизнес-центров, то за рубежом есть успешная  практика управления лояльностью арендаторов. В РФ продвинутые УК тоже регулярно проводят ивенты и акции для арендаторов. Этот опыт позитивно воспринимается клиентами - со временем такие инициативы вырастут в системные B2Bпрограммы.

Складская  недвижимость и логистика

Здесь у участников российского рынка, как и в предыдущем случае, все еще впереди. Во всяком  случае, мы пока не слышали о крупных проектах лояльности в этом секторе. Хотя такие инициативы могли бы быть неплохим конкурентным  инструментом. За рубежом опыт наработан давно — к примеру, DHL запустила свою схему лояльности для стран Ближнего Востока еще в 2003 г. и уже получила признание бизнес-сообщества как лучшая  программа  в этой категории. Есть и другие интересные проекты.

Отели и апарт-недвижимость

Крупные цепочки используют технологии лояльности уже почти 35 лет, еще со времен появления первых программ для часто летающих пассажиров. Топ-3 на этом рынке по масштабности и численности участников — проекты лояльности IHG, Marriott и Hilton.

В  российских single-отелях удержание клиентов тоже используется, но эффективность их разная — зависит от уровня менеджмента и других причин.

Что до апарт-отелей, то с соотношением цена-качество там все в порядке, а вот в плане управления лояльностью многие региональные проекты - в состоянии «чистой доски»: нет не только программ удержания, но и обычная клиентская база ведется не всегда.



Материалы по теме

Экспертный анализ

О системах лояльности на ресторанном рынке

На современном ресторанном рынке – огромная конкуренция. И посетители ресторана всегда голосуют «ногами»: не понравилось обслуживание, принесли холодный суп, салат показался слишком дорогим, отменили любимую скидку? Все это повод просто пойти в другое заведение. Сезонные предложения, карты лояльности, сервисы бронирования и предзаказа, ну и, самое главное, сбор аналитических данных о клиентах — все это делает ресторан заведением, куда хочется возвращаться снова и снова и поднимает выручку заведения в среднем на 3-10%. 
18.05
Исследования рынка

Чего не хватает российским программам лояльности?

В ходе исследования, проведенного компанией SAS совместно с отраслевым порталом New-retail и профессиональным сообществом CRM Solutions, выяснилось, что лишь 20% российских ритейлеров разрабатывают точечные программы лояльности, адресованные узким группам потребителей, и только 11% сетей делают индивидуальные предложения своим покупателям. 
01.03

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre