Программы лояльности в недвижимости: тренды и векторы развития

Aндрей Цирер, управляющий партнер российско-британского проекта Zirer, о клубах и программах лояльности в разных видах realty estate.

9989

Коротко о том, что изменилось за последнее время. Здесь можно выделить 2 основных тренда.

От дисконтов к бонусам

Первый - переход от дисконтных схем к бонусным. У большинства участников появилось осознание того, что дисконты разрушительно влияют на маржинальность бизнеса. Действительно, валовая прибыль компании при 20% бонусе на 43,3% больше, чем при скидке в 20%. У бонусных программ есть еще как минимум 19 преимуществ, но это тема отдельная. В общем, стало понятно, что истинной лояльности клиентов с помощью скидок не добиться, скорее -наоборот.

Развитие технологических решений

Второй тренд — развитие предложения на рынке IT провайдеров для программ лояльности. Появилось много новых решений, в том числе мобильных приложений, позволяющих виртуализировать классические карты, интегрировать традиционные маркетинговые инструменты - купонинг, подарочные сертификаты, подарочные карты и электронные ваучеры. Идет движение в сторону гео-таргетинга и бесконтактных технологий идентификации: чипы, NFC, QR, beacon.  

Немонетарные клубы лояльности

Кроме трендов, есть еще векторы развития. К ним я бы отнес более внимательное отношение к некоммерческим программам лояльности. Например, сеть британских универмагов Marks&Spencer параллельно со старой бонусной схемой не так давно организовала клуб Sparks. Опросы показали, что для важной части их клиентов уже не так привлекательны дисконты и другие вознаграждения и что они «хотели бы участвовать в чем-то особенном».

Теперь члены клуба Sparks имеют возможность попасть на закрытые мероприятия и даже съездить отпраздновать Рождество на виноградники в Южной Африке, принадлежащие сети M&S. Поездка - только для членов клуба: ее нельзя приобрести за деньги.

В недвижимости эту модель используют риэлторские клубы, особенно успешно — в luxury сегменте. Например, «дочка» известного аукционного дома  Sotheby’s - vip-клуб Sotheby’s International Realty France. Здесь главный драйвер удержания  клиента - его чувство принадлежности к кругу избранных, ведь клуб закрытый - его членом можно стать только по рекомендации других участников.

Вообще у нас часто фетишизируют привлекательность дисконтных «поблажек» для клиентов и недооценивают немонетарные вознаграждения. В том числе и потому, что  скидки проще администрируются. За рубежом тоже есть дисконтные объединения девелоперов и ритейлеров, но по ряду причин они не так распространены, как в РФ.

Один наш клиент — ТЦ в Сибири - организовал акцию с бесплатной раздачей дорогого пива. Ивент не получился - не нашлось ни одного (!)  желающего воспользоваться этим щедрым предложением. Акция была рассчитана на  премиальную  аудиторию...

Знание «клиентской ДНК»

Другой вектор — развитие аналитических технологий, от клиентской аналитики до геомаркетинга, позволяющего снизить риск ошибок при выборе локаций. Бизнес начинает вникать в то, что мы называем «клиентским ДНК». Она построена на покупках клиентов, знании, как, где и когда они их делают, на понимании их жизненного цикла и lifestyle.

Здесь впереди те, кому в  «ширину» расти уже некуда — телеком и банки, в основном их первая двадцатка. Вложения окупаются: по данным McKinsey, прибыль компаний, использующих клиентскую аналитику, увеличилась на 126%, продажи — на 186%, ROI - на 132%. В РФ цифры сопоставимые: после внедрения технологий персональных предложений в «Азбуке Вкуса» отклик на них вырос на 40% уже через 2 месяца, а оборот по покупателям, участвующим в акциях, увеличился на 70%.

Как в РФ с лояльностью в недвижимости?

Лидер,  конечно,  ритейл, ведь чем чаще потребители покупают, тем больше у них шансов получить вознаграждение. В частности, аптечные сети — федеральные и региональные - активно внедряют новые программы. Но это не значит, что девелоперы не могут поднять продажи с помощью инструментов лояльности. Наоборот, в жилой недвижимости набирает популярность реферальная модель, когда рекомендующие компанию получают премию от 1500$ или поездку на морской курорт. Это мотивирует участников нисколько не хуже ритейл-бонусов.

Торговые центры

Здесь ситуация нетривиальная: с одной стороны, они нуждаются в росте трафика, с другой - эффективных программ лояльности в ТРЦ не много. Причем и в России, и за рубежом. Основных причин две: во-первых, у крупных арендаторов есть свои программы, не рассчитанные на интеграцию с ТЦ. Во- вторых, для того, чтобы схема заработала на 100%, она должна включать в себя всех арендаторов. Это сложно и организационно, и технически. Тем не менее, если у УК есть сильная  IT-команда, а у собственников - политическая воля заниматься этим вопросом, то решение найти можно. 

Бизнес-центры и риэлтерские компании

В B2B инициативы лояльности у нас пока делают первые шаги. Мы видим интерес к ним со стороны риэлтеров и некоторых строительных компаний. Что касается бизнес-центров, то за рубежом есть успешная  практика управления лояльностью арендаторов. В РФ продвинутые УК тоже регулярно проводят ивенты и акции для арендаторов. Этот опыт позитивно воспринимается клиентами - со временем такие инициативы вырастут в системные B2Bпрограммы.

Складская  недвижимость и логистика

Здесь у участников российского рынка, как и в предыдущем случае, все еще впереди. Во всяком  случае, мы пока не слышали о крупных проектах лояльности в этом секторе. Хотя такие инициативы могли бы быть неплохим конкурентным  инструментом. За рубежом опыт наработан давно — к примеру, DHL запустила свою схему лояльности для стран Ближнего Востока еще в 2003 г. и уже получила признание бизнес-сообщества как лучшая  программа  в этой категории. Есть и другие интересные проекты.

Отели и апарт-недвижимость

Крупные цепочки используют технологии лояльности уже почти 35 лет, еще со времен появления первых программ для часто летающих пассажиров. Топ-3 на этом рынке по масштабности и численности участников — проекты лояльности IHG, Marriott и Hilton.

В  российских single-отелях удержание клиентов тоже используется, но эффективность их разная — зависит от уровня менеджмента и других причин.

Что до апарт-отелей, то с соотношением цена-качество там все в порядке, а вот в плане управления лояльностью многие региональные проекты - в состоянии «чистой доски»: нет не только программ удержания, но и обычная клиентская база ведется не всегда.



Материалы по теме

Экспертный анализ

О системах лояльности на ресторанном рынке

На современном ресторанном рынке – огромная конкуренция. И посетители ресторана всегда голосуют «ногами»: не понравилось обслуживание, принесли холодный суп, салат показался слишком дорогим, отменили любимую скидку? Все это повод просто пойти в другое заведение. Сезонные предложения, карты лояльности, сервисы бронирования и предзаказа, ну и, самое главное, сбор аналитических данных о клиентах — все это делает ресторан заведением, куда хочется возвращаться снова и снова и поднимает выручку заведения в среднем на 3-10%. 
18.05
Исследования рынка

Чего не хватает российским программам лояльности?

В ходе исследования, проведенного компанией SAS совместно с отраслевым порталом New-retail и профессиональным сообществом CRM Solutions, выяснилось, что лишь 20% российских ритейлеров разрабатывают точечные программы лояльности, адресованные узким группам потребителей, и только 11% сетей делают индивидуальные предложения своим покупателям. 
01.03

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre