«Куда деньги дел?..», или особенности финансирования объектов инфраструктуры

«Для реализации инфраструктурных проектов необходимо привлекать частный бизнес, предложив ему понятные инструменты инвестирования, привлекательные механизмы и сроки окупаемости проектов и т. д. Сегодня в  стране около 47 трлн руб. свободных денег, то есть средства есть. Вопрос лишь в том, чтобы совместно с государством создать адекватные инструменты мобилизации этих денег в инфраструктурный сектор, - об этом на круглом столе, организованном Торгово-промышленной палатой России, заявил Эдуард Гулян, член Генерального совета «Деловой России», Бизнес-посол в Испании, член совета ТПП РФ по инвестиционной политике.

 

6248

По словам Владимира Гамзы, председателя комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям «Деловой России», сегодня довольно успешно в сфере ГЧП работают госкорпорации. Причем некоторые из них готовы даже заниматься «спонсорством инвестора»: с подобным явлением сталкиваются многие проекты — это когда есть хорошая концепция актива, есть банк, который готов кредитовать ее, но нет первичного капитала — 20-30% от стоимости проекта. Отраслевые госкорпорации сегодня активно смотрят в сторону подобных форматов инвестирования. Эксперт также отметил, что самым активным источником финансирования для инфраструктурных проектов продолжают оставаться инвестицинно-банковские кредиты. Более того, Сбербанк и ряд других банков сегодня создают  коробочные продукты для финансирования концессионных проектов.

О том, как Москва пытается привлекать инвесторов к вопросам инфраструктуры и социальной сферы, рассказал Василий Калинкин, начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Департамента города Москвы по конкурентной политике.

«Упрощенная процедура, которую мы предлагаем сегодня инвесторам, основывается на трех простых принципах — доступность информации, многообразие предложения, простота участия. Принцип доступности для нас заключается в том, что мы создали инвестиционный портал города Москвы, на котором в режиме онлайн предлагается весь объем, выставленный городом на торги. Принцип многообразия предложения состоит в том, что у инвестора действительно есть возможность выбирать. Проекты, которые предлагает ему Москва, очень разные — от огромных, миллиардных вложений до проектов минимального объема, например, аренда  стационарного торгового объекта для продажи мороженого. Простота участия — это система «одного окна», которая позволит довольно быстро всем заинтересованным решать вопросы», - рассказал эксперт.

В то же самое время он отметил ряд сложностей, которые не позволяют в достаточной степени мотивировать инвестора на то, чтобы прийти и «забрать» эти объекты. Например, проблемы с подключением к коммуникациям. При том, что власти увеличили сроки реализации подобных проектов для инвесторов с 18 на 36 месяцев, сроки подключения фактически сравнялись со сроками строительства, и, разумеется, это сильно бьет по экономике проекта, лишая инвестора возможности быстро вводить объект в эксплуатацию. Остаются и сложности с привлечением финансирования под проекты, отметил эксперт. И несмотря на объективную привлекательность ряда инфраструктурных проектов, например, объектов ТПУ, инвесторы не торопятся разбирать их.

«Мы просчитывали проекты транспортно-пересадочных узлов и можем сказать, что город по-прежнему накладывает на инвесторов достаточно весомые обременения, что негативно сказывается на экономике этих проектов,  - поделилась своим мнением Зинаида Помельникова, директор департамента торговой недвижимости компании RealJet. - Приоритетными же для инвесторов становятся активы в индустриальной и складской недвижимости — в настоящий момент это самый понятный сегмент недвижимости, с хорошей доходностью (порядка 7%) и весьма позитивными прогнозами на будущее. Все мы знаем, что сегодня, стремясь быть ближе к потребителю, розничная торговля активно идет в интернет, таким образом, снижаются потребности в оффлайн-магазинах и растет спрос на индустриальные площадки, распределительные центры. Очевидно, что особенно востребованы сейчас площадки или подходящие объекты под небольшие склады недалеко от центра города, способные обеспечить оперативную доставку товара до клиентов - с хорошей транспортной доступностью, возможностью грузовой и легковой логистики. Нам поступает большое количество запросов от ритейлеров на подобные объекты».

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга  RealJet, в продолжение темы о спросе на небольшие складские проекты, рассказал о том, что и здесь для инвесторов есть проблемы, связанные с привлечением финансирования. «На одном из объектов — производственно-складском комплексе на Поморской - в рамках реализации под клиента проекта складского комплекса мы столкнулась со сложностями в получении финансирования.  Банки охотно кредитуют большие девелоперские проекты в этой отрасли, а объекты поменьше связывают с высоким кредитным риском. И, соответственно, накладывают повышенные процентные ставки, дополнительные гарантии по обеспечению и т. д. Например, банк просит покупать векселя в подтверждение того, что проценты на инвестиционной фазе проекта будут возвращаться банку. Но мы нашли возможность, как обходиться без этого, — мы просто даем банку на анализ какой-то действующий проект девелопера, они его анализируют, смотрят на денежные потоки и понимают, что девелопер в состоянии погашать проценты», - рассказал эксперт.

«Надо понимать, что существует жесткая конкуренция за инвестиции, и инвестор совершенно не обязан вкладываться в инфраструктурные проекты, есть возможности для инвестирования гораздо более понятные, прозрачные и доходные, - поделился своим мнением Николай Силин, советник Центрального Банка РФ. - Инвестиции в инфраструктуру можно было бы использовать для балансировки портфеля. Как известно, в правильном инвестпортфеле рисковые высокодоходные инвестиции должны сочетаться с низкодоходными, но надежными. Но тут проблема заключается в том, что инфраструктурные проекты к надежным отнести крайне сложно. Для меня, например, показателем является ситуация со страхованием строительных рисков. Крупные страховые компании с этого рынка ушли, а те компании, которые здесь присутствуют, сами создают дополнительные риски. Получается, что система не работает. Финансовые институты не готовы финансировать подобные проекты, компании, которые реализуют их, часто непрозрачны, и кроме всего прочего, технологии, которые используются в этом сегменте, до сих пор вызывают вопросы. Для меня показательным примером была беседа с представителями австрийской строительной  группы — на вопрос, какая доля инвестиций у них идет на строительство дорог, мне ответили, что дороги в Австрии уже давно построены, и с тех пор с ними ничего не происходит. Мы таких примеров инфраструктурного строительства у нас не видим вообще!».

И еще один вопрос, который затронул эксперт, - насколько вообще нужно развивать инфраструктурные проекты — в том формате, в котором это делается сегодня? ТПУ, которые сейчас повсеместно строятся, в будущем никак не решат проблему маятниковой миграции, все равно будут пробки, и общественный транспорт будет перегружен. А вот создание  виртуальных рабочих мест или возможности для аренды апартаментов рядом с местом приложения труда — инструмент куда более эффективный. «Возможно, стоит более тщательно анализировать истинные проблемы мегаполиса, чтобы делать правильный выбор. И индивидуально подходить к реализации каждого объекта инфраструктуры, без клонирования одного подхода на все проекты без исключения», - подытожил эксперт. 



иГРОКИ РЫНКА

RealJet

Шапошников Михаил

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Материалы по теме

Экспертный анализ

Владимир Пантюшин, JLL: «Укрепление рубля позитивно повлияло на настроения инвесторов»

По оценке компании JLL, в 4-м квартале 2016 г. объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости России составил 1,1 млрд долл., что на 67% превысило результат аналогичного периода 2015 г. (657 млн долл.). В целом за 2016 год показатель увеличился на 74% по сравнению с предыдущим годом (2,4 млрд долл.) – до 4,2 млрд долл.

09.03
Экспертный анализ

Типы миллионеров-инвесторов

По оценке Kalinka Group, в 2016 г. более 40% высокобюджетных сделок на мировых рынках недвижимости носят инвестиционный характер. За последние три года количество частных покупателей с состоянием от одного миллиона долларов увеличилось на 10%. 
16.09
Исследования рынка

Коммерческий краудфандинг заинтересовал частных инвесторов

По мнению специалистов NAI Becar, у краудфандинга в России и конкретно в сегменте коммерческой недвижимости большое будущее, однако при входе в капитал ПИФа необходимо очень внимательно изучать вопросы, связанные с деятельностью конкретного фонда и конкретного торгового объекта.

18.07

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre