I. Основные показатели рынка:
1. Общий объем предложения на рынке составляет около 6 940 тыс. кв. м (обеспеченность населения — 1 313,76 кв. м на одну тысячу человек).
2. Среднегодовая величина заполняемости - около 95%. Стабильная величина заполняемости обеспечивается малыми объемами ввода новых объектов.
3. В этом квартале арендные ставки на площади торговых комплексов изменились незначительно. В среднем ставки составляют: для торговой галереи 3 950-3 950 руб./кв.м в месяц; для якорных арендаторов - от 650 до 850 руб./кв.м в месяц.
4. Средний уровень цен на рынке встроенных торговых помещений - 125 500-135 500 руб./кв.м (рост за последние три месяца— около 3%), арендных ставок —1 100-1 200 руб./кв.м в месяц (рост за последние три месяца — около 9,1%).
5. Максимальные ставки капитализации на рынке торговой недвижимости - 10,5% - 11,5%.
II. Основные тенденции рынка:
1. За прошедшие три квартала не было построено ни одного крупного торгового объекта. Ввод таких проектов в оставшееся до конца года время также не планируется. Снижение данного показателя в этом году составило около 30%. В целом можно говорить, что существующий спрос на торговые помещения насыщен и предпосылок для появления новых крупных объектов пока нет. Этому также способствует ухудшение экономических условий, падение платежеспособного спроса на товары и снижение розничного оборота, а следовательно — и спроса на торговые помещения.
2. Несмотря на то, что снижение ввода привело также к небольшому снижению уровня вакансий в самых популярных локациях, дефицита торговых помещений при текущей экономической ситуации в ближайшее время не предвидится.
3. Снижение объемов розничной торговли и в итоге спроса на торговые площади приводит к тому, что управляющие торговых объектов ищут различные пути повышения доходности: оптимизация площадей, смена концепции, привлечение новых типов арендаторов, усиление развлекательной составляющей и т.д.
4. Усиливается интерес к многофункциональным проектам, позволяющим диверсифицировать риски, а также дополнительно привлечь посетителей за счет синергии различных функций. Так, объем площадей под развлекательную составляющую для детей в различных ТРК продолжает увеличиваться. В настоящее время его доля составляет около 12%.
5. С начала кризиса изменился состав арендаторов в крупных торговых центрах. Помимо увеличения доли развлекательной функции, а также доли магазинов дисконта, управляющие начинают работать с малоизвестными брендами и мелкими компаниями. Благодаря этому продолжает снижаться доля пустующих помещений.
6. Наибольший интерес у арендаторов по-прежнему вызывают помещения в основных торговых коридорах, а также в спальных районах рядом со станциями метрополитена.
7. Значительный спрос на помещения стрит-ритейла в основных торговых коридорах, а также вдоль крупных магистралей и прочих локациях с высоким пешеходным и транспортным потоками привел к снижению свободных площадей вдвое. Главными арендаторами помещений в центральных торговых коридорах остаются операторы общепита, их доля составляет около 40-45%.
8. Около 40% объектов стрит-ритейла размещаются в настоящее время в коммерческих помещениях в новых жилых комплексах в спальных и окраинных районах. При этом стоимость аренды в таких локациях не уступает по уровню арендным ставкам и в центре: от 1 200 до 3 500 руб. за 1 кв. м в месяц, тогда как качество помещений зачастую выше за счет соответствия современным стандартам и малого износа объектов.