Как проверить договор купли-продажи?

Павел Обоимов, сервис юридического сопровождения сделок с недвижимостью Надежная-сделка.рф

22191

Что нужно знать перед оформлением договора

Приобретение и продажа объектов коммерческой недвижимости - достаточно распространенное явление, и хотя количество таких сделок меньше, чем с жилыми объектами, ведением данных сделок занимаются штатные или привлеченные юристы, а иногда и сами владельцы бизнеса.

Данная статья позволит получить понимание о том, как происходит заключение договора купли-продажи коммерческой недвижимости, однако не будем ограничиваться только самим договором, т.к. приобретение дорогостоящего объекта требует изучения контрагента и самого предмета договора.

Договор купли-продажи является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, наряду с такими, как судебный акт, выдаваемый нотариусом, акт органа государственной власти. Полный перечень оснований для возникновения прав на объекты гражданских прав и недвижимое имущество в частности приведен в статье 8 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда между сторонами – покупателем и продавцом - достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Основным из последних является предмет договора. Правильное описание объекта недвижимости является обязательным для любого договора купли-продажи недвижимости. При прохождении проверки договора в Росреестре это условие носит первостепенное значение. Причем данное требование обязательно для всех перечисленных документов.

Описание предмета при составлении договора

Все права на недвижимость по закону должны быть зарегистрированы в ЕГРН, который, в свою очередь, содержит также и информацию о самом объекте недвижимости (помещении, здании земельном участке и т.д). В связи с этим при оформлении договора описать предмет достаточно просто – заказать выписку из ЕГРН на объект и буквально скопировать данные из нее в договор.

Важно понимать, что характеристики объекта могут измениться по сравнению с теми, что были указаны в правоустанавливающих документах продавца. Это может произойти в результате изменений объекта, например, реконструкции, преобразования объекта недвижимости, причем не всегда законных.

Если стороны укажут в договоре характеристики объекта без соответствующих изменений, это не будет препятствием для государственной регистрации права покупателя, однако на последнего лягут все риски, связанные с незаконностью проведенных изменений в объекте (например, штраф, приведение в первоначальное состояние и даже снос).

Какие характеристики нужно указать в договоре из выписки? Кадастровый номер, адрес, площадь, назначение, наименование, вид объекта.

Цена объекта при проверке договора

В ходе проверки договора купли-продажи недвижимости данное условие также является существенным, поскольку без него такой договор будет считаться незаключенным.

В связи с этим необходимо упомянуть два важных аспекта. Указывать необходимо полную стоимость. В некоторых случаях продавец настаивает на указании заниженной стоимости с целью минимизировать налоги. Покупатель в этом случае принимает риски на себя, будет платить налог с дохода, который получит с покупателя при последующей продаже имущества (с учетом заниженной цены покупки).

Во-вторых, если вдруг в последующем суд признает сделку недействительной, покупатель сможет рассчитывать на возврат лишь той суммы, которая была указана в договоре.

Проверяя договор купли-продажи недвижимости, также важно обратить внимание на момент расчета. Стороны должны рассчитаться до момента обращения в регистрирующий орган, в противном случае у продавца возникнет право залога на предмет сделки, который будет ограничивать права покупателя.

При составлении договора необходимо понимать, когда произойдет передача предмета договора

Применительно к договору купли-продажи в законе отмечено, что право собственности покупателя возникает с момента передачи ему этого предмета. Недвижимость из этого правила – не исключение. Поэтому, если в Росреестр не предоставить передаточный акт либо не сделать соответствующее указание в договоре, в регистрации может быть отказано.

«Проверь себя и контрагента»

Данное действие можно совершить, зайдя на сайт налоговой, однако важно не ограничиваться данной проверкой: на нем содержится не вся важная информация. Здесь необходимо проверить, во-первых, действующее ли юридическое лицо – контрагент, кто актуальный руководитель, и в случае с ООО – состав его участников (информацию об акционерах может предоставить лишь реестродержатель соответствующего общества).

Далее проверяем оригиналы устава, свидетельств ОГРН, ИНН и приказ о назначении исполнительного органа, кто подписывает сделку от имени юридического лица.

Для полной уверенности необходимо проверить наличие корпоративных документов по одобрению предстоящей сделки, в случае если таковое необходимо.

Нелишним будет проверить информацию о контрагенте на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве, а также судебных приставов на предмет наличия исполнительных производств.

Важно проверить участие контрагента в судебных процессах, на сайте арбитражного суда. Достаточным периодом, на мой взгляд, являются дела, где контрагент выступает в качестве истца/ответчика за последние 1-2 года.

Проверка объекта недвижимости по официальным источникам

Юридическая проверка недвижимости начинается с заказа выписок из ЕГРН. Их существует 2 типа: 1) на объект; 2) на историю правообладателей. Отсюда будет известно, кому, на каких основаниях и когда принадлежал объект (участок, здание, сооружение и т.д.), а также актуальные обременения и правопритязания.

Изучая эти документы, важно выявить возможные основания и сроки давности для обжалования предшествующих сделок, поскольку объект может быть истребован даже у добросовестного приобретателя, если он выбыл из владения собственника помимо его воли.



Материалы по теме

Экспертный анализ

Упрощение договоров – важная тенденция последних лет

Если лет 10 назад договор между девелопером и заказчиком представлял собой увесистый талмуд листов на 100 с возможностью внесения правок лишь по весьма ограниченному количеству пунктов, то сегодня, по словам экспертов A Plus Development, девелоперам пришлось поменять условия игры. Предложение формируется целым рядом застройщиков, поэтому у заказчиков появился выбор.

06.12
Экспертный анализ

Всегда ли рублевые договоры выгоднее валютных?

Аналитики компании JLL и корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбербанка Sberbank CIB опубликовали совместный отчет о влиянии валютного фактора на российский рынок коммерческой недвижимости.

25.10
Точка зрения

Как выбрать компанию-перевозчика и составить договор?

Михаил Колпаков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании «Деликатный переезд»

18.08

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre