Ввод офисов в регионах России сократился до минимума

Согласно отчету компании JLL, в региональных городах-миллионниках (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) на протяжении четырех лет наблюдается снижение объема ввода офисных площадей. В 2017 г. рынок увеличился всего на 60 тыс. кв. м, что на 27% меньше результата предыдущего года и является минимумом за десятилетие.
Это стало причиной дальнейшего сокращения вакантности, а также позволило собственникам объектов повысить арендные ставки.
 
«На региональном офисном рынке наблюдается стагнация ввода, – комментирует Александр Баженов, аналитик офисной недвижимости компании JLL. – С одной стороны, это связано с окончанием очередного девелоперского цикла – аналогичная ситуация происходила в период с 2009 по 2012 гг. С другой стороны, девелоперам зачастую невыгодно строить качественные объекты, так как спрос на офисные помещения в регионах в основном формируется небольшими локальными компаниями, которые предпочитают офисы в менее технологичных и современных зданиях, но по более низкой ставке».

Совокупный объем офисного предложения в региональных городах-миллионниках к началу 2018 г. достиг 3,29 млн кв. м, что составляет лишь 18% от совокупного объема рынка Москвы. Лидером среди регионов является Екатеринбург (668 тыс. кв. м офисов), составляя 20% от общего показателя. За ним следуют Новосибирск (509 тыс. кв. м) и Нижний Новгород (289 тыс. кв. м).

На 2018 год анонсировано около 228 тыс. кв. м новых офисных площадей, однако, учитывая тенденцию к переносу сроков ввода, итоговый результат будет ниже. Среди крупнейших объектов, заявленных на текущий год, стоит выделить 2-ю фазу БЦ «Небо» в Екатеринбурге (28 тыс. кв. м) и ТОЦ «Снежная Миля» в Новосибирске (20 тыс. кв. м). До 2020 г. совокупный объем ввода может составить около 421 тыс. кв. м, а предложение региональных офисов – достичь 3,71 млн кв. м.

В существующих качественных зданиях объем незанятых помещений продолжает уменьшаться. Средняя вакантность офисов в регионах снизилась с 7,5% в 1-й половине 2017 г. до 6,2% по итогам года. Наиболее существенная динамика наблюдалась в классе А, где доля свободных площадей сократилась за полгода с 8,1% до 5,5%.

Самая высокая вакантность зафиксирована в Челябинске, где показатель в среднем по рынку составляет 12,5%, что тем не менее ниже среднего уровня по Москве (13,8%). Наименьшая доля свободных площадей (2,8%) по-прежнему наблюдается в Волгограде – самом маленьком офисном рынке среди городов-миллионников. В классе А самая низкая вакантность зафиксирована в Омске – 1%, в классе В – в Уфе (3,4%).

Запрашиваемые ставки аренды на региональных рынках во 2-м полугодии 2017 г. увеличились в среднем на 4% в классе А и на 5% в классе В. По итогам года средняя запрашиваемая ставка аренды в классе А составила 11,1 тыс. руб. за кв. м в год, в классе В – 8,1 тыс. руб. за кв. м в год (без учета НДС). Наибольший рост в классе А зафиксирован в Красноярске, где средняя ставка в классе выросла с 10,5 тыс. руб. за кв. м в год до 14,8 тыс. руб. за кв. м год. В классе В самый значительный рост произошел в Уфе – с 6,1 тыс. руб. за кв. м в год до 8,5 тыс. руб. за кв. м год.
 
«Отсутствие достаточного объема свободных площадей позволяет собственникам быть менее гибкими в переговорах с арендаторами и повышать ставки аренды в своих зданиях, – отмечает Александр Баженов. – До тех пор, пока ежегодный объем нового ввода не увеличится, региональный рынок все больше будет трансформироваться в “рынок арендодателя”».
Поделиться
Статьи по теме

Итоги 2017 г. на рынке офисной недвижимости Петербурга

Эксперты компании Knight Frank St Petersburg рассказали, каким стал 2017-й для офисного рынка Петербурга.
 

Молодежь заинтересовалась офисами

Специалисты ГК «Экоофис» проанализировали статистику обращений со стороны арендаторов офисных помещений на объектах компании за последние пять лет. Согласно полученным данным, доля обращений со стороны арендаторов возрастной группы 20-25 лет с начала 2013 г. выросла в три раза.

Обзор рынка офисной недвижимости Казани

Аналитики компании UD Group рассказали о состоянии офисного рынка Казани.
Популярное

Топ-5 советов в спорах по договору аренды недвижимости

Иван Веселов, партнер практики по разрешению споров, Цыден Зориктуев, юрист практики по разрешению споров, Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP (ранее в России – Goltsblat BLP)
 
 

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

13.11.2018, KnowHow

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

Какие торговые центры любят покупатели?

Компания «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» совместно с агентством INSIGHT MR провели исследование, посвященное ретейлу и потребительскому поведению. Основной задачей проекта было изучить факторы, которые влияют на выбор потребителями различных розничных форматов торговой недвижимости, а также выяснить, насколько разные торговые центры отвечают запросам респондентов.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2018  Impress Media