Вытеснит ли интернет магазины с центральных улиц?

Объем сделок, заключенных онлайн, растет примерно на 20% в год. Если темп сохранится, то к 2020 г. годовой оборот интернет-торговли достигнет 4,4 трлн евро. Как эта тенденция отразится на недвижимости формата стрит-ретейл?
Компания Colliers International оценила объем розничных онлайн-продаж в мире в 2016 г. в 2,1 трлн евро. По данным аналитиков, в последние несколько лет этот показатель увеличивается примерно на 20% в год, и, если темп сохранится, к 2020 г. годовой оборот интернет-торговли достигнет 4,4 трлн евро.
 
Как считает Георгий Качмазов, управляющий партнер Tranio, один из главных стимулов роста онлайн-торговли — новые технологии. Так, по прогнозам компании Boston Consulting Group, уже к 2025 г. участие роботов в логистике вырастет с 2–3 до 25%. «Удешевление и ускорение доставки, в свою очередь, даст толчок интернет-торговле», — уверен Георгий Качмазов. Согласно подсчетам аналитиков Savills, к 2030 г. доля розничных сделок, заключенных онлайн, увеличится до 20–30%.

Согласно информации Ecommerce Foundation, объем розничных онлайн-продаж в Европе с 2009 по 2017 гг. вырос более чем в три раза: с 176 до 603 млрд евро, то есть рынок рос в среднем на 17% в год.

Как прогнозируют специалисты Oxford Economics, Statista и Colliers International, темп роста интернет-торговли в Европе с 2018 по 2021 гг. замедлится, однако по-прежнему будет опережать скорость увеличения объема продаж традиционных магазинов: 9% против 2% в год. По данным Eurostat, количество платформ, которые продают товары в Интернете, выросло с 13% в 2010 г. до 18% в 2016-м. Доля компаний, которые занимаются традиционной розничной торговлей и имеют сайты, за тот же период увеличилась с 67 до 77%.

Amazon — крупнейший интернет-сервис, чистый объем продаж которого в 2017 г., по данным портала Statista, составил почти 180 млрд долл. Главный рынок компании в Европе — Германия, на которую приходится почти 10% закрытых сделок. Эта же страна — лидер по объему продаж для второго по величине интернет-ретейлера Zalando.
 
По данным Ecommerce Foundation, доля онлайн-сделок от всего объема розничных продаж в Германии выросла с 9,3% в 2012-м до 12,7% в 2016 г. «Объем интернет-торговли растет в среднем на 10% процентов в год», — рассказывает в интервью немецкому изданию Badische Zeitung представитель Торговой ассоциации Германии (Handelsverband Deutschland) Михаэль Райнк. По его словам, опросы работников немецких розничных магазинов подтверждают то, что число клиентов уменьшилось, и вслед за этим эксперты ожидают сокращение объема арендуемых торговых площадей.

Великобритания — второй по объему европейский рынок сбыта для компании Amazon и первый — для таких интернет-ретейлеров, как Apple, Dixons Carphone и Next. В 2017 г. в Великобритании 16% розничных сделок было заключено в интернете, однако, как говорится в докладе Cushman & Wakefield «UK Shopping Centers: Dead or Alive» (2017), темп роста онлайн-торговли замедляется. Ее доля сильно колеблется в зависимости от сектора: для бытовой электроники она составляет около 50%, а для продуктов питания — меньше 5-6%.

Что выбрать инвесторам в недвижимость

Инвестиции в стрит-ретейл связаны с рисками, но их можно снизить, если правильно подобрать локацию и арендатора.
 
Как считает консультант по инвестициям Tranio София Буланова, самый надежный вариант инвестиций в стрит-ретейл в Германии — центральные улицы городов «большой семерки»: Берлина, Гамбурга, Дюссельдорфа, Кёльна, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне и Штутгарта. «В таких локациях сложно найти объекты на продажу. У них низкая доходность: например, доходность магазина в центре Мюнхена составит около 1% годовых. Однако такие объекты более ликвидны, их всегда можно легко и быстро продать по высокой цене».

Среди арендаторов в сложном положении находятся продавцы одежды и электроники: по данным Eurostat, на эти категории товаров приходится самая большая доля онлайн-продаж в Европе. С другой стороны, по мнению экспертов Tranio, кафе и салоны красоты будут арендовать помещения на оживленных улицах в таком же объеме, как и раньше.



В последнее время якорными арендаторами выступают продуктовые сети, поскольку они в интернет-торговле участвуют в меньшей степени. Однако сокращается срок аренды: по сообщению немецкого издания Die Welt, если в прошлом продуктовые магазины в Германии сдавались чаще всего на 10 лет, то сейчас — на 2–5 лет с возможностью продления договора аренды.
 
Рост электронной коммерции, развитие технологий и логистики подтолкнут строительство складов, откуда товары будут доставляться напрямую потребителям. «Если сейчас склады продаются значительно дешевле торговой недвижимости, то в ближайшие 10–15 лет из-за увеличения спроса их стоимость будет расти и постепенно приближаться к показателям магазинов и торговых центров. Складская недвижимость уже выходит на первый план с точки зрения потенциальной доходности и актуальности инвестиций», — уверен Георгий Качмазов.
 
Юлия Кожевникова, https://tranio.ru/
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Tranio

Качмазов Георгий

Консалтинг и брокеридж

Tranio

Материалы по теме

KnowHow

Последние тренды e-commerce для онлайн-торговли

Одну десятую часть времени в интернете россияне проводят за онлайн-шопингом. Объемы интернет-торговли стабильно растут. 24 млн жителей страны регулярно совершают покупки в сети. В 2018 г. это число увеличится, а объемы интернет-торговли могут превысить 1 трлн руб. Вот 7 главных тенденций развития рынка электронной торговли.
07.05
Экспертный анализ

Российские склады для онлайн-ретейла: тенденции и отличия от Европы

Эксперты A Plus Development выделили основные тенденции развития российской складской недвижимости для online-ретейла. Компании из данной сферы демонстрируют стабильный ежегодный прирост, создавая высокий потенциальный спрос на складские площади. 
24.01
Экспертный анализ

Как онлайн-ритейл увеличил объем сделок на складском рынке

Согласно данным компании JLL, в 3-м квартале 2017 г. объем новых сделок аренды и продажи складских площадей в Московском регионе составил 362 тыс. кв. м, увеличившись на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
28.11

журнал CRE 20 (356)

15-30.11.2019
Офисная недвижимость Москвы  Совокупный объем офисных площадей на московском рынке по итогам III кв. 2019 года составил 16,6 млн кв. м. 26% объема московских офисов относятся к классу А – 4,4 млн кв. м, 74%, или 12,2 млн кв. м – к классу В. Чем интересны МФК? 30 октября в Немецком Центре Промышленности и Торговли состоялась конференция Mixed-Use Development, посвященная объектам МФК.  Строительные конструкции Максимум диверсификации при минимуме авант...

Популярное

Открытие

ADG group открыла первый районный центр

В Москве в минувшую пятницу состоялось торжественное открытие районного центра «Ангара».
 
11.11
Проект

Ozon начал строительство нового хаба в Зеленодольске

Инвестиции в проект составят более 2 млрд рублей.
11.11
Открытие

BROSKO Mall – на низком старте

ТРК BROSKO Mall получил акт ввода в эксплуатацию.
 
12.11
Сделка

В Москве продан ТЦ «На Беговой»

Цена продажи составила 655 млн рублей.
11.11
Проект

«Пионер» построит деловой квартал у Останкино

Деловой квартал площадью 130 000 кв. м появится в Огородном проезде на севере Москвы.
13.11
Проект

PPF введет вторую очередь Comcity в 2022 году

Объект общей площадью 103 тыс. кв. м будет включать 61,6 тыс. кв. м офисов, 2,2 тыс. кв. м инфраструктуры и четырехзвездочную гостиницу под брендом Novotel.
12.11
Открытие

В ТРЦ «Мозаика» открылся KOTON

В ТРЦ «Мозаика» открылся магазин бренда KOTON в формате универмага площадью 1 227 кв. м.
12.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre