- Среди новых брендов, первые торговые точки которых были открыты в России в III квартале 2018 г., можно назвать Haier (магазин одноименного китайского производителя бытовой техники и электроники), That’s Living (мебель и товары для дома, США), NaturaPura (португальский бренд одежды для новорожденных) и Panda Express (общественное питание, США) и др.
- Около трети всех новых брендов, вышедших на российских рынок с начала текущего года, относятся к профилю «Товары для детей». Годом ранее преобладающая доля новых брендов принадлежала профилю «Одежда / Обувь / Белье» (36%, от общего числа новых брендов). В разрезе ценовых сегментов по предварительным итогам III квартала 2018 г. преобладающую долю занимают бренды средней ценовой категории. Год назад более половины новых торговых марок относилось к ценовому сегменту «Выше среднего/ Премиальный».
- В течение III квартала 2018 г. один бренд заявил об уходе с российского рынка - Crate&Barrel (американская сеть мебели и товаров для дома). Кроме того, ранее, в I полугодии 2018 г., еще два ретейлера объявили о закрытии своих магазинов на территории РФ под брендами MediaMarkt (немецкая сеть магазинов электроники и бытовой техники) и Claire’s (аксессуары и бижутерия, США).
- Английский бренд одежды и обуви L.K. Bennett в августе 2018 г. закрыл единственную офлайновую точку, однако продолжает работать в России в формате интернет-магазина. Стоит отметить, что рост интернет-торговли в целом в России набирает обороты. Так, за последние пять лет доля e-commerce в розничном товарообороте увеличилась в два раза и по итогам 2017 г. составила 3,8%.
- В течение 2018 г. значительных колебаний диапазона арендных ставок в торговых центрах Москвы не отмечено. Верхняя граница диапазона ставки аренды устанавливается в объектах, имеющих преимущество по местоположению. За III квартал 2018 г. отмечен рост верхней границы % с оборота продаж лишь для некоторых профилей торговых операторов.
- По словам директора департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгении Хакбердиевой, III квартал, как правило, характеризуется невысокой активностью на рынке, которая связана с низким сезоном: летним периодом, отпусками и каникулами. Заявленные к открытию еще в первой половине года проекты были перенесены на конец года, новых проектов на рынок так и не вышло. Однако со стороны арендаторов продолжает сохраняться тренд на расширение сетей и открытия новых магазинов. Приятно отметить, что колебания курса валют, имеющие место в текущем квартале, не отразились на планах ретейлеров по развитию.
- В III квартале 2018 г. объем предложения торговых площадей Москвы не изменился и составил 12,3 млн кв. м (GLA - 6,3 млн кв. м). Суммарно с начала 2018 г. в столице было введено в эксплуатацию 97,5 тыс. кв. м (GLA), что на треть меньше аналогичного показателя 2017 г.
- Запланированные к вводу в III квартале 2018 г. объекты на рынок не вышли. Так, сроки открытия ТЦ «Южный» (2 фаза) и ТЦ Metromall были перенесены с сентября на октябрь 2018 г. Кроме того, с начала текущего года на 2019 год были перенесены даты открытия пяти торговых центров: ТРЦ «Остров мечты», 2 фаза ТЦ «Смоленский пассаж», ТЦ «Сказка», ТЦ в составе ТПУ «Рязанская», ТЦ «Ангара». Суммарная арендопригодная площадь этих объектов составляет 118,2 тыс. кв. м (GLA) или 43% от изначально планируемого объема нового предложения в 2018 г.
- В IV квартале 2018 г., помимо «Южного» и Metromall, ожидается открытие ТЦ «Арена Плаза», ТЦ «Галеон». Общая арендопригодная площадь четырех объектов составляет 61,7 тыс. кв. м. Продолжая обозначившуюся в 2017 г. тенденцию, три из четырех объектов представляют собой торговые центры районного формата, целевой аудиторией которых является проживающее рядом население.
- Годовой прирост нового предложения по итогам 2018 г. ожидается на четверть ниже аналогичного показателя предыдущего года (GLA - 199 тыс. кв. м) и составит не более 159 тыс. кв. м (GLA).
- Низкий темп ввода нового предложения способствует снижению среднерыночного показателя вакантности площадей в торговых центрах столицы. По итогам III квартала 2018 г. доля пустующих площадей в профессиональных торговых центрах Москвы сократилась на 1,4%, по сравнению с декабрем 2017 г. и составила 7,1%. По прогнозам компании Knight Frank, доля вакантных площадей в торговых центрах столицы до конца года продолжит снижаться.