Она пояснила, что результаты исследования ГК «А101» и ряда отраслевых экспертов выявили реальную заполняемость офисных помещений: заметная нехватка качественного предложения наблюдается только в некоторых локациях внутри Садового кольца, в частности, в Павелецком деловом кластере. В настоящее время многие участники рынка коммерческой недвижимости переформатируют комплексы с апартаментами в бизнес-центры.
«Однако смена формата редко сопровождается должными изменениями в проекте, что отражается на качестве проектов. Так, средняя полезная площадь этажа в переформатированных проектах апартаментов составляет, как правило, до 1000 кв. м, тогда как оптимальная площадь на рынке сегодня – порядка 1500-2000 кв. м», - подчеркнула эксперт ГК «А101».
Кроме того, по словам Марины Гордеевой, офисные центры намного более чувствительны к локации, чем жилье: в центральной части города пеший путь до успешного офиса от ближайшей станции метро не должен занимать более 15 минут, а если говорить о Новой Москве – здесь радиус значительно сужается и составляет не более 5 минут.
«Вряд ли абсолютное большинство новых проектов будет соответствовать этому критерию. При этом, если говорить о Новой Москве, то уровень развития среды в ней пока не подходит для бурного развития офисной недвижимости. Несмотря на улучшение транспортной доступности, доля вакантных помещений в локации составляет 30%, при том, что базовая ставка аренды в качественных объектах начинается всего лишь от 7 500 руб. за кв. метр в год», - рассказала Марина Гордеева.
Вместе с тем, добавила она, в Новой Москве сейчас созданы предпосылки для создания объектов принципиально нового формата, объединяющего торговую, развлекательную и офисную функцию, а также коворкинги и арендное жилье.
«В нынешних условиях рынка это более перспективный формат: чистая офисная функция не отличается устойчивостью к колебаниям в экономике, в таком случае диверсификация позволяет в некоторой степени снизить риски. С другой стороны, это синергия: развитая торгово-сервисная инфраструктура и арендное жилье будут являться мощнейшими драйверами спроса на офисную недвижимость в Новой Москве», - считает Гордеева.
Новомосковский округ – наиболее близкий к «старой» Москве. Сейчас здесь живет 217 тыс. человек, а к 2035 г. этот показатель достигнет 783 тыс. человек. По мнению Марины Гордеевой, в локации очевидна потребность в торговых центрах от 10 до 40 тыс. кв. м GLA, а параллельные процессы формирования городской среды и транспортной инфраструктуры создают предпосылки для создания офисных центров площадью порядка 200 тыс. GLA.
«При этом все перечисленные типы объектов на новых территориях выиграют от метро в шаговой доступности. Торговые объекты возле метро весьма востребованы инвесторами, однако предстоит большая работа по насыщению локации и центрами деловой активности, что окажет позитивное влияние на общее позиционирование территории - офисный центр и сопутствующая активность повышает перспективы локации, поскольку они превращают локацию в точку притяжения и таким образом способствуют развитию локального бизнеса. Полифункциональный формат идеально решает обе задачи, а также обеспечивает собственнику возможность диверсифицировать арендные поступления, поскольку в этом случае важность отдельных арендаторов размывается», - подчеркнула Марина Гордеева.
Она напомнила, что оптимальная доля отдельно стоящих объектов коммерческой недвижимости (торговые и офисные центры, производственные комплексы и технопарки) в масштабных проектах комплексной застройки составляет не менее 15-20%.
«Это, как правило, эффективный и понятный для рынка объем, из которого порядка 75% приходится на торговые и офисные центры. В рамках нашего земельного банка это примерно 4,2 млн кв. м недвижимости», - рассказала эксперт ГК «А101».
«Однако смена формата редко сопровождается должными изменениями в проекте, что отражается на качестве проектов. Так, средняя полезная площадь этажа в переформатированных проектах апартаментов составляет, как правило, до 1000 кв. м, тогда как оптимальная площадь на рынке сегодня – порядка 1500-2000 кв. м», - подчеркнула эксперт ГК «А101».
Кроме того, по словам Марины Гордеевой, офисные центры намного более чувствительны к локации, чем жилье: в центральной части города пеший путь до успешного офиса от ближайшей станции метро не должен занимать более 15 минут, а если говорить о Новой Москве – здесь радиус значительно сужается и составляет не более 5 минут.
«Вряд ли абсолютное большинство новых проектов будет соответствовать этому критерию. При этом, если говорить о Новой Москве, то уровень развития среды в ней пока не подходит для бурного развития офисной недвижимости. Несмотря на улучшение транспортной доступности, доля вакантных помещений в локации составляет 30%, при том, что базовая ставка аренды в качественных объектах начинается всего лишь от 7 500 руб. за кв. метр в год», - рассказала Марина Гордеева.
Вместе с тем, добавила она, в Новой Москве сейчас созданы предпосылки для создания объектов принципиально нового формата, объединяющего торговую, развлекательную и офисную функцию, а также коворкинги и арендное жилье.
«В нынешних условиях рынка это более перспективный формат: чистая офисная функция не отличается устойчивостью к колебаниям в экономике, в таком случае диверсификация позволяет в некоторой степени снизить риски. С другой стороны, это синергия: развитая торгово-сервисная инфраструктура и арендное жилье будут являться мощнейшими драйверами спроса на офисную недвижимость в Новой Москве», - считает Гордеева.
Новомосковский округ – наиболее близкий к «старой» Москве. Сейчас здесь живет 217 тыс. человек, а к 2035 г. этот показатель достигнет 783 тыс. человек. По мнению Марины Гордеевой, в локации очевидна потребность в торговых центрах от 10 до 40 тыс. кв. м GLA, а параллельные процессы формирования городской среды и транспортной инфраструктуры создают предпосылки для создания офисных центров площадью порядка 200 тыс. GLA.
«При этом все перечисленные типы объектов на новых территориях выиграют от метро в шаговой доступности. Торговые объекты возле метро весьма востребованы инвесторами, однако предстоит большая работа по насыщению локации и центрами деловой активности, что окажет позитивное влияние на общее позиционирование территории - офисный центр и сопутствующая активность повышает перспективы локации, поскольку они превращают локацию в точку притяжения и таким образом способствуют развитию локального бизнеса. Полифункциональный формат идеально решает обе задачи, а также обеспечивает собственнику возможность диверсифицировать арендные поступления, поскольку в этом случае важность отдельных арендаторов размывается», - подчеркнула Марина Гордеева.
Она напомнила, что оптимальная доля отдельно стоящих объектов коммерческой недвижимости (торговые и офисные центры, производственные комплексы и технопарки) в масштабных проектах комплексной застройки составляет не менее 15-20%.
«Это, как правило, эффективный и понятный для рынка объем, из которого порядка 75% приходится на торговые и офисные центры. В рамках нашего земельного банка это примерно 4,2 млн кв. м недвижимости», - рассказала эксперт ГК «А101».