О конкурентных преимуществах торговых объектов

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International
 
6588
В 2018 г. на рынке торговой недвижимости в Москве был зафиксирован минимальный объем ввода торговых центров. При этом мы продолжаем наблюдать, как формат текущих проектов все больше смещается в сторону развлекательно-торговых. Сейчас успех торгового комплекса обеспечивают три главные составляющие: атмосфера, современные технологии и предоставление различных сервисов и услуг, не связанных с традиционным шопингом.

Уходящий год отметится минимальным объемом ввода качественных торговых центров как в Москве, так и России в целом. Такие скромные показатели можно объяснить сразу несколькими причинами: увеличение сроков окупаемости проектов, перераспределение доходов населения и снижение маржинальности ритейлеров.

Изменения коснулись не только объемов ввода, но и форматов и концепций торговых центров. На протяжении последних четырех лет в столице наблюдается интересная тенденция снижения средней арендопригодной площади вводимых объектов. Если в 2016 г. средняя площадь торгового центра была 37 тыс. кв. м, в 2017 – 33 тыс. кв. м, то по итогам 2018 г. этот показатель снизился до 26 тыс. кв. м. В структуре нового строительства доля районных и окружных торговых центров достигла уже 62% по сравнению с 21% в 2016 г. и 33% в 2017. По нашим прогнозам, в следующие два года мы также будем наблюдать преобладание этого формата, их доля будет колебаться в пределах 58-60%.

С одной стороны, на сокращение площади торговых центров влияет активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, строительство новых линий и станций метро и ТПУ в разных районах Москвы. С другой стороны, нельзя не отметить те изменения в потребительском поведении, которые сегодня происходят с москвичами. Развитие интернет-технологий и сервисов, проникновение мобильных устройств, возможности электронной торговли заметно облегчают и ускоряют жизнь московских потребителей. Они все реже хотят ездить в огромные моллы и гипермаркеты за покупками, они ценят время и предпочитают торговые центры в пешей доступности от работы или дома. Это в свою очередь накладывает определенные требования к новым районным ТЦ, в которых помимо привычных продуктовых магазинов и аптек появляются пункты выдачи интернет-заказов, различные спортивные и творческие секции, качественный набор операторов общепита.

В условиях высококонкурентного московского рынка выигрывают те объекты, которые лучше знают и понимают своего потребителя. В будущем любые торговые центры будут вынуждены использовать аналитику больших данных, учиться предугадывать потребности потребителей, понимать их мотивацию. При этом в мире уже существует ряд технологических решений, которые позволяют увеличивать конверсию и лояльность потребителей в конкретном объекте. К ним относятся iBeacons, маячки, позволяющие отправлять персональные push-уведомления с промоакциями потребителям, или geofence-технологии, которые при помощи сотового сигнала позволяют узнать, куда и откуда направляется ваш потребитель, и многое другое.

Дополнительные конкурентные преимущества торговых объектов, несомненно, будут строиться вокруг взаимоотношений между арендодателями и арендаторами. Успех объекта будет зависеть от того, насколько открытым и взаимовыгодным будет их партнерство.

В целом, сейчас мы наблюдаем тенденцию усиления развлекательной функции в проектах – они становятся по-настоящему развлекательно-торговыми. Люди приходят в торговый центр, чтобы интересно провести время со своей семьей, друзьями, получить какие-то новые знания.

В условиях быстрого ритма жизни и все большего перехода части функций в онлайн-формат, ТЦ также вынуждены оперативно реагировать на все изменения и предоставлять соответствующие сервисы и услуги. Поэтому в ближайшей перспективе собственники будут делать упор на качество и удобство предоставляемых сервисов, взаимодействие онлайн- и офлайн форматов, а также создание неповторимой и отличительной атмосферы в проекте, которая станет настоящей «изюминкой» и будет способствовать тому, что люди будут постоянно возвращаться в ТЦ.


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Постоленко Дина

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Точка зрения

Как ТЦ у метро становятся районными центрами притяжения

Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
 
28.09
Точка зрения

Анализируй это, или Время для реконцепции

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet
 
20.08
Точка зрения

О современной архитектуре торговых центров

Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects
 
07.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: Moscow Research Forum
Игроки рынка

Silver City и Lighthouse стали премиальными

Еще двум бизнес-центрам O1 Properties присвоен класс Prime. В соответствии с новой классификацией, разработанной Moscow Research Forum (компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership) к классу Prime относятся также: БЦ «Белая площадь», «Романов двор», AFI2B, Four Winds Plaza, «Белые сады», «Башню на Набережной», STONE Курская и Neva Towers Business Centre. Список дополняется.
05.05
Источник: Пресс-служба AFI Development
Проект

В AFI2B Tagilskaya стартовали продажи офисов

Стартовали продажи офисов в инновационном многофункциональном комплексе AFI2B Tagilskaya. Проект реализуется в рамках комплексной застройки жилого квартала «Сиреневый парк» в Метрогородке.
05.05
Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: Пресс-служба Tekta Group
Проект

У БЦ Air появился офис продаж

Tekta Group открывает двери офиса продаж премиального бизнес-центра Air.
 
05.05
Источник: DDX Fitness
Открытие

DDX Fitness открылся в самарском El Rio

Площадь нового двухуровневого фитнес-центра составила почти 2 тыс. кв. м.
05.05
Источник: ADG group
Открытие

«Место встречи Солнцево» приняло «Аптечество»

Новая точка сети «Аптечество» открылась в районном центре «Место встречи Солнцево».
 
05.05
Источник: «Мангазея»
Проект

«Мангазея» приступила к монолиту в «Открытом»

«Мангазея» приступила к монолитным работам торгового и досугового центра «Открытый».
 
05.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre