О конкурентных преимуществах торговых объектов

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International
 
6363
В 2018 г. на рынке торговой недвижимости в Москве был зафиксирован минимальный объем ввода торговых центров. При этом мы продолжаем наблюдать, как формат текущих проектов все больше смещается в сторону развлекательно-торговых. Сейчас успех торгового комплекса обеспечивают три главные составляющие: атмосфера, современные технологии и предоставление различных сервисов и услуг, не связанных с традиционным шопингом.

Уходящий год отметится минимальным объемом ввода качественных торговых центров как в Москве, так и России в целом. Такие скромные показатели можно объяснить сразу несколькими причинами: увеличение сроков окупаемости проектов, перераспределение доходов населения и снижение маржинальности ритейлеров.

Изменения коснулись не только объемов ввода, но и форматов и концепций торговых центров. На протяжении последних четырех лет в столице наблюдается интересная тенденция снижения средней арендопригодной площади вводимых объектов. Если в 2016 г. средняя площадь торгового центра была 37 тыс. кв. м, в 2017 – 33 тыс. кв. м, то по итогам 2018 г. этот показатель снизился до 26 тыс. кв. м. В структуре нового строительства доля районных и окружных торговых центров достигла уже 62% по сравнению с 21% в 2016 г. и 33% в 2017. По нашим прогнозам, в следующие два года мы также будем наблюдать преобладание этого формата, их доля будет колебаться в пределах 58-60%.

С одной стороны, на сокращение площади торговых центров влияет активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, строительство новых линий и станций метро и ТПУ в разных районах Москвы. С другой стороны, нельзя не отметить те изменения в потребительском поведении, которые сегодня происходят с москвичами. Развитие интернет-технологий и сервисов, проникновение мобильных устройств, возможности электронной торговли заметно облегчают и ускоряют жизнь московских потребителей. Они все реже хотят ездить в огромные моллы и гипермаркеты за покупками, они ценят время и предпочитают торговые центры в пешей доступности от работы или дома. Это в свою очередь накладывает определенные требования к новым районным ТЦ, в которых помимо привычных продуктовых магазинов и аптек появляются пункты выдачи интернет-заказов, различные спортивные и творческие секции, качественный набор операторов общепита.

В условиях высококонкурентного московского рынка выигрывают те объекты, которые лучше знают и понимают своего потребителя. В будущем любые торговые центры будут вынуждены использовать аналитику больших данных, учиться предугадывать потребности потребителей, понимать их мотивацию. При этом в мире уже существует ряд технологических решений, которые позволяют увеличивать конверсию и лояльность потребителей в конкретном объекте. К ним относятся iBeacons, маячки, позволяющие отправлять персональные push-уведомления с промоакциями потребителям, или geofence-технологии, которые при помощи сотового сигнала позволяют узнать, куда и откуда направляется ваш потребитель, и многое другое.

Дополнительные конкурентные преимущества торговых объектов, несомненно, будут строиться вокруг взаимоотношений между арендодателями и арендаторами. Успех объекта будет зависеть от того, насколько открытым и взаимовыгодным будет их партнерство.

В целом, сейчас мы наблюдаем тенденцию усиления развлекательной функции в проектах – они становятся по-настоящему развлекательно-торговыми. Люди приходят в торговый центр, чтобы интересно провести время со своей семьей, друзьями, получить какие-то новые знания.

В условиях быстрого ритма жизни и все большего перехода части функций в онлайн-формат, ТЦ также вынуждены оперативно реагировать на все изменения и предоставлять соответствующие сервисы и услуги. Поэтому в ближайшей перспективе собственники будут делать упор на качество и удобство предоставляемых сервисов, взаимодействие онлайн- и офлайн форматов, а также создание неповторимой и отличительной атмосферы в проекте, которая станет настоящей «изюминкой» и будет способствовать тому, что люди будут постоянно возвращаться в ТЦ.


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Постоленко Дина

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Точка зрения

Как ТЦ у метро становятся районными центрами притяжения

Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
 
28.09
Точка зрения

Анализируй это, или Время для реконцепции

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet
 
20.08
Точка зрения

О современной архитектуре торговых центров

Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects
 
07.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre