О конкурентных преимуществах торговых объектов

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International
 
В 2018 г. на рынке торговой недвижимости в Москве был зафиксирован минимальный объем ввода торговых центров. При этом мы продолжаем наблюдать, как формат текущих проектов все больше смещается в сторону развлекательно-торговых. Сейчас успех торгового комплекса обеспечивают три главные составляющие: атмосфера, современные технологии и предоставление различных сервисов и услуг, не связанных с традиционным шопингом.

Уходящий год отметится минимальным объемом ввода качественных торговых центров как в Москве, так и России в целом. Такие скромные показатели можно объяснить сразу несколькими причинами: увеличение сроков окупаемости проектов, перераспределение доходов населения и снижение маржинальности ритейлеров.

Изменения коснулись не только объемов ввода, но и форматов и концепций торговых центров. На протяжении последних четырех лет в столице наблюдается интересная тенденция снижения средней арендопригодной площади вводимых объектов. Если в 2016 г. средняя площадь торгового центра была 37 тыс. кв. м, в 2017 – 33 тыс. кв. м, то по итогам 2018 г. этот показатель снизился до 26 тыс. кв. м. В структуре нового строительства доля районных и окружных торговых центров достигла уже 62% по сравнению с 21% в 2016 г. и 33% в 2017. По нашим прогнозам, в следующие два года мы также будем наблюдать преобладание этого формата, их доля будет колебаться в пределах 58-60%.

С одной стороны, на сокращение площади торговых центров влияет активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, строительство новых линий и станций метро и ТПУ в разных районах Москвы. С другой стороны, нельзя не отметить те изменения в потребительском поведении, которые сегодня происходят с москвичами. Развитие интернет-технологий и сервисов, проникновение мобильных устройств, возможности электронной торговли заметно облегчают и ускоряют жизнь московских потребителей. Они все реже хотят ездить в огромные моллы и гипермаркеты за покупками, они ценят время и предпочитают торговые центры в пешей доступности от работы или дома. Это в свою очередь накладывает определенные требования к новым районным ТЦ, в которых помимо привычных продуктовых магазинов и аптек появляются пункты выдачи интернет-заказов, различные спортивные и творческие секции, качественный набор операторов общепита.

В условиях высококонкурентного московского рынка выигрывают те объекты, которые лучше знают и понимают своего потребителя. В будущем любые торговые центры будут вынуждены использовать аналитику больших данных, учиться предугадывать потребности потребителей, понимать их мотивацию. При этом в мире уже существует ряд технологических решений, которые позволяют увеличивать конверсию и лояльность потребителей в конкретном объекте. К ним относятся iBeacons, маячки, позволяющие отправлять персональные push-уведомления с промоакциями потребителям, или geofence-технологии, которые при помощи сотового сигнала позволяют узнать, куда и откуда направляется ваш потребитель, и многое другое.

Дополнительные конкурентные преимущества торговых объектов, несомненно, будут строиться вокруг взаимоотношений между арендодателями и арендаторами. Успех объекта будет зависеть от того, насколько открытым и взаимовыгодным будет их партнерство.

В целом, сейчас мы наблюдаем тенденцию усиления развлекательной функции в проектах – они становятся по-настоящему развлекательно-торговыми. Люди приходят в торговый центр, чтобы интересно провести время со своей семьей, друзьями, получить какие-то новые знания.

В условиях быстрого ритма жизни и все большего перехода части функций в онлайн-формат, ТЦ также вынуждены оперативно реагировать на все изменения и предоставлять соответствующие сервисы и услуги. Поэтому в ближайшей перспективе собственники будут делать упор на качество и удобство предоставляемых сервисов, взаимодействие онлайн- и офлайн форматов, а также создание неповторимой и отличительной атмосферы в проекте, которая станет настоящей «изюминкой» и будет способствовать тому, что люди будут постоянно возвращаться в ТЦ.


иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Постоленко Дина

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Точка зрения

Как ТЦ у метро становятся районными центрами притяжения

Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
 
28.09
Точка зрения

Анализируй это, или Время для реконцепции

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet
 
20.08
Точка зрения

О современной архитектуре торговых центров

Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects
 
07.08

журнал CRE 22-1 (358)

16.12.2019-15.01.2020
Девелопмент: Строительный обряд Несмотря на восстановление девелоперской активности и завершение острой фазы пятилетнего кризисного цикла, на рынок по-прежнему влияют дорогое финансирование, спад покупательской способности, изменение потребительского поведения и трансформация кадровых и логистических сегментов.  Консалтинг: Запишитесь на консультацию Увеличение спроса на консультационные услуги во всех сегментах, рост интереса к запросам для новых и нетрадиционных формато...

Популярное

Сделка

Renaissance Development продала часть Neva Towers

Компания Metrika Investments, структура концерна «Россиум», купила у Renaissance Development часть МФК Neva Towers в деловом центре «Москва-сити» - около 56 000 кв. м офисов.
21.01
Исследования рынка

Colliers нашли миллион…

…квадратных метров свободных офисных площадей в Москве.
23.01
Проект

MR Group построит на Волоколамском

На Волоколамском шоссе появится крупнейший жилой проект от MR Group.
 
21.01
Проект

«Колди» построит второй БЦ у Павелецкого вокзала

Офисный комплекс класса А площадью 35 тыс. кв. м станет второй очередью кластера, который уже реализует «Колди».
20.01
Рейтинг

«Короли Недвижимости» - по-прежнему Нисанов и Илиев

Forbes опубликовал очередной рейтинг ведущих рантье российского рынка.
23.01
Игроки рынка

Анна Цфасман начала новый ЗОЖ проект

Экс-глава «Даблби» запустила новую сеть кофеен в Москве.
 
22.01
Назначения

Colliers International усиливает офисное направление

Кермен Мастиев возглавит направление аренды офисной недвижимости в Colliers International.
 
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre