Как ТЦ у метро становятся районными центрами притяжения

Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
 
8626
Для малых ТЦ определяющими факторами успеха по-прежнему остаются наличие жилого массива в непосредственной близости, удобная транспортная доступность и качественный набор магазинов и услуг. Однако, чтобы не отстать от конкурентов и быть в тренде, небольшие торговые центры стремительно переквалифицируются в районные центры притяжения.

Москва – динамично растущий мегаполис, где сегодня активно развивается не только центр города, но и районы за ТТК. Одна из точек роста жилых кварталов – создание комфортной среды для жизни и отдыха. Полноценными развлекательными площадками в том числе становятся районные ТЦ. Продуманная концепция и «нужная» для локаций направленность торговых центров позволяют создать из них точки притяжения для местных жителей.

Малый торговый центр – это такой же бизнес, как и любой другой. Основная его функция – обеспечение ежедневных базовых потребностей жителей района. Как правило, общая площадь районного ТЦ не превышает 30 000 кв.м. Большая часть посетителей таких центров – люди, проживающие в шаговой доступности от объектов. В среднем время в пути до районного ТЦ не превышает 15 минут пешком. В случае, когда ТЦ расположен на оживленных магистралях, вблизи крупных транспортных узлов, к числу постоянных покупателей добавляются и пассажиры направления. Например, новый ТЦ Metromall на Дмитровском шоссе, который вскоре откроется вблизи станции метро «Верхние Лихоборы», в качестве трети будущих посетителей рассматривает жителей ближайшего Подмосковья, которые ежедневно проезжают по этому маршруту от дома до работы.



В то время как еще два-три года назад в ТЦ у метро якорными объектами были продуктовые супермаркеты, аптеки, химчистки и палаточная торговля, то сегодня запросы покупателей меняются вместе с городским пространством. Изменения происходят и в формате районных ТЦ, который адаптируется под новые потребности покупателя. Определяющим фактором становится время, которое жители Москвы не хотят тратить на долгую дорогу и стояние в пробках. Люди рассматривают районные ТЦ как места, где не только можно совершать покупки рядом с домом, но и проводить время с семьей в выходные дни или после работы, заниматься спортом, посещать кафетерии и рестораны. Таким образом, чтобы оставаться востребованными, «районники» проводят модернизацию и качественно улучшают свой формат.

Со стороны девелопера выбирать концепцию районного ТЦ необходимо, ориентируясь на потребности локации, на текущую обеспеченность района торговыми площадями. Безусловно, важно, чтобы создаваемые точки роста органично интегрировались в среду и улучшали инфраструктуру района. Девелоперам необходимо продуманно и взвешенно подходить к анализу локации. «Белых пятен» на карте города становится все меньше, но пока потенциал рынка не реализован полностью, возможности для строительства районных ТЦ есть в секторе между ТТК и МКАД, а также в новых районах комплексной застройки, строительство которых преимущественно ведется на территории бывших промзон.

Кроме того, отдельно стоит отметить развитие формата специализированных фуд-кластеров районного значения, который уже давно популярен на западе. Теперь не только в центре, но и за ТТК появляются модные гастромаркеты, обновляются концептуальные городские рынки, где размещаются рестораны и фермерские магазины. Образцом для создания таких площадок стали Даниловский и Усачевский рынки, а вскоре реконцепция ждет также Лефортовский и Преображенский рынки, расположенные в спальных районах. Ожидаемое и нестандартное открытие этого года – «Подсолнухи Art&Food» вблизи станции метро «Бульвар Рокоссовского» и ТПУ «Черкизовская». Отдельный кластер кафе с возможностью проведения концертов и лекций определенно претендует на звание центра притяжения в своей локации.

Востребованным форматом для развития инфраструктуры в мегаполисе, где свободной земли под строительство практически нет, стал редевелопмент промышленных объектов. Тенденция на реновацию и наполнение новыми функциями морально устаревших зданий пришла к нам с запада. Среди успешных европейских примеров реконструкции объектов промышленного назначения в ТЦ можно назвать шопинг-молл Im Viadukt в Западном Цюрихе. Под сводами железнодорожного виадука расположились магазины, рестораны и общественные площадки для встреч жителей района. Среди российских практик редевелопмента стоит отметить такие знаковые проекты, как центр дизайна Artplay в здании завода «Манометр» на Яузе и бизнес-квартал АРМА в районе Курского вокзала.
Но, помимо крупных промышленных территорий, в столице насчитывается большое количество точечных промышленных объектов. Такие небольшие промзоны в когда-то пустующих, а ныне жилых кварталах становятся удачным местом для создания инфраструктурных объектов районного формата. К примеру, нам удалось реализовать такую концепцию при создании районного ТЦ «Зеленый», расположенного на территории бывшей промышленной зоны рядом со станцией метро «Бутырская» и в шаговой доступности от ж/д станции «Останкино». Торговая галерея ТЦ насчитывает более 100 магазинов одежды, обуви, продукции повседневного спроса и товаров для дома. Набор магазинов и услуг в ТЦ полностью перекрывает ежедневные потребности жителей локации, а также охватывает пассажиропоток Ленинградского направления Московской железной дороги.



Важной в районных ТЦ становится и развлекательная инфраструктура, которая в том числе позволяет поддерживать постоянный трафик посетителей. Так, проанализировав потребность покупателей в локации и поняв, что соседний суперрегиональный ТЦ «Метрополис», хоть и предоставляет развлекательную функцию, но недостаточно востребован местными жителями с детьми, в специализированном детском ТЦ BabyStore реализовали концепцию edutainment (обучение через развлечение). В BabyStore ввиду особой специализации на детских товарах мы предусмотрели детский театр и творческие студии, возможности для проведения лекций для родителей, а также традиционные игровые развлечения и digital-контент. Фудкорт здесь представлен как детскими кафе, так и классическими операторами.

Сегодня мы видим, что качественные объекты инфраструктуры появляются абсолютно во всех районах Москвы, а не только в центральной ее части. Развитие районных ТЦ меняет подход к комфортности городской среды. Таким образом, у горожан появляется возможность отдыхать и интересно проводить досуг с семьей и друзьями рядом с домом, не покидая комфортной домашней среды и сохраняя время.
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

GLINCOM

Татаринов Иван

Инвестиции

GLINCOM

Материалы по теме

Исследования рынка

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
01.02

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre