Как ТЦ у метро становятся районными центрами притяжения

Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
 
8686
Для малых ТЦ определяющими факторами успеха по-прежнему остаются наличие жилого массива в непосредственной близости, удобная транспортная доступность и качественный набор магазинов и услуг. Однако, чтобы не отстать от конкурентов и быть в тренде, небольшие торговые центры стремительно переквалифицируются в районные центры притяжения.

Москва – динамично растущий мегаполис, где сегодня активно развивается не только центр города, но и районы за ТТК. Одна из точек роста жилых кварталов – создание комфортной среды для жизни и отдыха. Полноценными развлекательными площадками в том числе становятся районные ТЦ. Продуманная концепция и «нужная» для локаций направленность торговых центров позволяют создать из них точки притяжения для местных жителей.

Малый торговый центр – это такой же бизнес, как и любой другой. Основная его функция – обеспечение ежедневных базовых потребностей жителей района. Как правило, общая площадь районного ТЦ не превышает 30 000 кв.м. Большая часть посетителей таких центров – люди, проживающие в шаговой доступности от объектов. В среднем время в пути до районного ТЦ не превышает 15 минут пешком. В случае, когда ТЦ расположен на оживленных магистралях, вблизи крупных транспортных узлов, к числу постоянных покупателей добавляются и пассажиры направления. Например, новый ТЦ Metromall на Дмитровском шоссе, который вскоре откроется вблизи станции метро «Верхние Лихоборы», в качестве трети будущих посетителей рассматривает жителей ближайшего Подмосковья, которые ежедневно проезжают по этому маршруту от дома до работы.



В то время как еще два-три года назад в ТЦ у метро якорными объектами были продуктовые супермаркеты, аптеки, химчистки и палаточная торговля, то сегодня запросы покупателей меняются вместе с городским пространством. Изменения происходят и в формате районных ТЦ, который адаптируется под новые потребности покупателя. Определяющим фактором становится время, которое жители Москвы не хотят тратить на долгую дорогу и стояние в пробках. Люди рассматривают районные ТЦ как места, где не только можно совершать покупки рядом с домом, но и проводить время с семьей в выходные дни или после работы, заниматься спортом, посещать кафетерии и рестораны. Таким образом, чтобы оставаться востребованными, «районники» проводят модернизацию и качественно улучшают свой формат.

Со стороны девелопера выбирать концепцию районного ТЦ необходимо, ориентируясь на потребности локации, на текущую обеспеченность района торговыми площадями. Безусловно, важно, чтобы создаваемые точки роста органично интегрировались в среду и улучшали инфраструктуру района. Девелоперам необходимо продуманно и взвешенно подходить к анализу локации. «Белых пятен» на карте города становится все меньше, но пока потенциал рынка не реализован полностью, возможности для строительства районных ТЦ есть в секторе между ТТК и МКАД, а также в новых районах комплексной застройки, строительство которых преимущественно ведется на территории бывших промзон.

Кроме того, отдельно стоит отметить развитие формата специализированных фуд-кластеров районного значения, который уже давно популярен на западе. Теперь не только в центре, но и за ТТК появляются модные гастромаркеты, обновляются концептуальные городские рынки, где размещаются рестораны и фермерские магазины. Образцом для создания таких площадок стали Даниловский и Усачевский рынки, а вскоре реконцепция ждет также Лефортовский и Преображенский рынки, расположенные в спальных районах. Ожидаемое и нестандартное открытие этого года – «Подсолнухи Art&Food» вблизи станции метро «Бульвар Рокоссовского» и ТПУ «Черкизовская». Отдельный кластер кафе с возможностью проведения концертов и лекций определенно претендует на звание центра притяжения в своей локации.

Востребованным форматом для развития инфраструктуры в мегаполисе, где свободной земли под строительство практически нет, стал редевелопмент промышленных объектов. Тенденция на реновацию и наполнение новыми функциями морально устаревших зданий пришла к нам с запада. Среди успешных европейских примеров реконструкции объектов промышленного назначения в ТЦ можно назвать шопинг-молл Im Viadukt в Западном Цюрихе. Под сводами железнодорожного виадука расположились магазины, рестораны и общественные площадки для встреч жителей района. Среди российских практик редевелопмента стоит отметить такие знаковые проекты, как центр дизайна Artplay в здании завода «Манометр» на Яузе и бизнес-квартал АРМА в районе Курского вокзала.
Но, помимо крупных промышленных территорий, в столице насчитывается большое количество точечных промышленных объектов. Такие небольшие промзоны в когда-то пустующих, а ныне жилых кварталах становятся удачным местом для создания инфраструктурных объектов районного формата. К примеру, нам удалось реализовать такую концепцию при создании районного ТЦ «Зеленый», расположенного на территории бывшей промышленной зоны рядом со станцией метро «Бутырская» и в шаговой доступности от ж/д станции «Останкино». Торговая галерея ТЦ насчитывает более 100 магазинов одежды, обуви, продукции повседневного спроса и товаров для дома. Набор магазинов и услуг в ТЦ полностью перекрывает ежедневные потребности жителей локации, а также охватывает пассажиропоток Ленинградского направления Московской железной дороги.



Важной в районных ТЦ становится и развлекательная инфраструктура, которая в том числе позволяет поддерживать постоянный трафик посетителей. Так, проанализировав потребность покупателей в локации и поняв, что соседний суперрегиональный ТЦ «Метрополис», хоть и предоставляет развлекательную функцию, но недостаточно востребован местными жителями с детьми, в специализированном детском ТЦ BabyStore реализовали концепцию edutainment (обучение через развлечение). В BabyStore ввиду особой специализации на детских товарах мы предусмотрели детский театр и творческие студии, возможности для проведения лекций для родителей, а также традиционные игровые развлечения и digital-контент. Фудкорт здесь представлен как детскими кафе, так и классическими операторами.

Сегодня мы видим, что качественные объекты инфраструктуры появляются абсолютно во всех районах Москвы, а не только в центральной ее части. Развитие районных ТЦ меняет подход к комфортности городской среды. Таким образом, у горожан появляется возможность отдыхать и интересно проводить досуг с семьей и друзьями рядом с домом, не покидая комфортной домашней среды и сохраняя время.
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

GLINCOM

Татаринов Иван

Инвестиции

GLINCOM

Материалы по теме

Исследования рынка

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
01.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre