Property management: перезагрузка

Как понять, что объекту требуется реконцепция? Где искать скрытые резервы для наращивания прибыли актива? Какие маркетинговые коммуникации способны вывести торговый центр на качественно иной уровень? Об этом и многом другом говорили эксперты рынка real estate, а также представители отраслевых ассоциаций и органов власти на конференции «Комплексное управление коммерческой недвижимостью. Перспективы 2019».

5655
Михаил Шапошников, коммерческий директор компании RealJet,  рассказал о том, как изменение потребительских расходов влияет на развитие рынка торговой недвижимости. По словам эксперта, рост потребительских расходов населения в масштабе всей России за последние 11 лет составил 9,27%.  При этом реальные доходы населения постепенно падают. «От региона к региону ситуация может меняться довольно существенно: где-то мы имеем дело с ярко выраженным стремлением к сбережениям и отложенным спросом, где-то это высокая кредитная нагрузка, где-то – более позитивная по сравнению с другими регионами динамика роста доходов. Соответственно, в разных городах - разная емкость рынка торговой недвижимости, - рассказал Шапошников. - Как бы то ни было, малые форматы, районные торговые центры и объекты стрит-ретейла в хороших локациях в текущей ситуации представляются наиболее верной стратегией для ретейла».

«В условиях падения потребительской активности, бурного развития онлайн-ретейла торговым центрам все сложнее оставаться актуальными – продолжила тему Алена Садкова, начальник отдела маркетинга и рекламы ТЦ «Ареал». - Поэтому задачи УК многократно усложняются – сегодня это и пристрастный анализ каждого конкретного арендатора на предмет его соответствия концепции ТЦ, и взаимодействие с муниципальными органами власти для проведения интересных городских мероприятий, генерирующих трафик, и использование технологических новинок на объекте. Любая коммуникационная стратегия сегодня должна строиться на комплексном обращении ко всем целевым аудиториям объекта: арендаторам, потребителям, внешним инвесторам и партнерам, государственным / муниципальным учреждениям, конкурентам. Только благодаря комплексному подходу можно добиться эффективного результата».

Гайк Папоян рассказал про специфику федерального офисного рынка, который также видоизменяется под влиянием известных экономических факторов. «Несмотря на то, что в регионах в целом объем профессионального офисного предложения сравнительно невысок, в условиях спада активности отрасль сталкивается с немалой долей вакансии офисных площадей, - рассказал эксперт. -  В текущей ситуации верной стратегией для собственников будет привлечение на объект нового интересного сервиса, например, профессионального коворкинг-оператора, фитнес-центра, складов self-storage или оператора по организации мероприятий». Старый же офисный фонд подчас нуждается не просто в реконцепции, а в редевелопменте: модернизации инженерии, реконструкции, улучшении инфраструктуры.

Игорь Темнышев, директор департамента офисной недвижимости Colliers International, рассказал об основных технологиях, которые сегодня используются для эффективного управления объектами недвижимости. Среди них: айти-площадки по поиску недвижимости, программное обеспечение для управления арендными отношениями; краудфандинговые и ипотечные платформы, программное обеспечение для управления эксплуатацией / строительством. «Технологии в недвижимости позволяют не только повышать эффективность решения тех или иных задач, но и улучшать экономику процессов в целом, а также создавать новые типы услуг и продуктов, полностью основанных на данных технологий», - подытожил эксперт.

О важности привлечения сторонней управляющей компании, в том числе для решения стратегических задач по объекту, рассказал Денис Смирнов, директор по эксплуатации ГК «ВЫСОТА». По словам эксперта, привлечение внешней FM-компании на этапе строительства позволяет сократить будущие расходы на эксплуатацию и сметную стоимость строительства на 20-30%. Причем помимо очевидных FM-сервисов, управляющие компании с целью собственной диверсификации сегодня готовы брать на себя и такие неочевидные функции, как ведение аналитики по эксплуатации систем, решение спорных вопросов с ресурсоснабжающими организациями, мониторинг расходной части объекта с целью ее оптимизации.

Самым уязвимым вопросом в практике inhouse-управления остается качество и жизнеспособность противопожарных систем. Об этом рассказал Сергей Грибов, руководитель департамента эксплуатации компании RealJet. «Нарушения в эксплуатации электрооборудования: перегрузка по мощности, отсутствие должного обслуживания систем и т.д. – все это, увы, еще часто встречается на нашем рынке. Достичь высокого уровня противопожарной защиты невозможно без профессиональной эксплуатирующей компании, которая сможет обеспечить грамотное обслуживание всех систем на объекте. При проведении арендаторами ремонтных работ необходимо согласовывать с этой организацией все перепланировки и переустройства. Особенно это касается арендаторов, имеющих технологическое оборудование. Принципиально важным моментом является обучение сотрудников объекта правильным действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций». Из других важных мероприятий эксперт отметил плановые и внеплановые проверки работоспособности всех систем объекта, разработку чек-листа по «противопожарным» характеристикам помещения, а также учебные эвакуации.


иГРОКИ РЫНКА

PFM Solutions

Папоян Гайк

Консалтинг и брокеридж

RealJet

RealJet

Шапошников Михаил

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 июля)

Ребрендинг KravtGroup, новые назначения в Blank и Manufaqtury, крупная офисная сделка «Магнита», новые магазины в МЕГАХ, цифровые активы Aspace, эксклюзивы Invest 7 и Ricci, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
13.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Кто не рискует: как защищены участники фондов коллективных инвестиций

Фонды коллективных инвестиций уже стали для российского рынка недвижимости массовым продуктом, однако управляются они пока преимущественно в ручном режиме. Практически нет и «упакованных» решений для минимизации профильных рисков, в том числе страховых. Это беспокоит как собственников, управляющие компании и инвесторов, так и соответствующие государственные ведомства, и может затормозить развитие сегмента.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.07
Источник: CRE
Рейтинг

Топ-5 исследований рынка за июнь 2025 года

Уже не первый год мы регулярно составляем Топ-10 новостей за неделю по одному единственному показателю - читаемости. Пришло время попробовать составить похожий рейтинг аналитических материалов, но с оговоркой - попадают туда только материалы из разделов "Исследования рынка" и "Экспертный анализ", а количество мы сократили до пяти - эти материалы лидируют по читаемости с заметным преимуществом.
14.07
Источник: Instone Development
Сделка

Carville расширяется в “Южных Вратах”

Российский поставщик автомобильных запчастей и аксессуаров арендовал дополнительно 6 000 кв. м, увеличив совокупную площадь помещений, занимаемых в индустриальном парке, до 29 000 кв. м.
17.07
Источник: АРКН
Законодательство

АРКН и workplacer собрали требования по ESG в единый документ

Специалисты представили методическое пособие «Законодательные ESG-требования и рекомендации при проектировании объектов недвижимости».
17.07
Источник: CRE
Аукцион

РАД реализует активы «Почты России»

Российский аукционный дом выставил на торги в Москве 11 непрофильных активов «Почты России» общей стоимостью более 5 млрд рублей. Крупнейшими из них стали объекты на Мясницкой улице и в Ростокине.
16.07
Источник: Пресс-служба Zeppelin
Законодательство

Профстандарт для управляющих коммерческой недвижимостью утверждён Минтрудом

С 1 марта 2026 года управляющие торговыми центрами, бизнес-центрами, складами и другими объектами коммерческой недвижимости будут работать по единому профессиональному стандарту. Минтруд утвердил документ, охватывающий ключевые компетенции в управлении нежилым фондом.
17.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre