Property management: перезагрузка

Как понять, что объекту требуется реконцепция? Где искать скрытые резервы для наращивания прибыли актива? Какие маркетинговые коммуникации способны вывести торговый центр на качественно иной уровень? Об этом и многом другом говорили эксперты рынка real estate, а также представители отраслевых ассоциаций и органов власти на конференции «Комплексное управление коммерческой недвижимостью. Перспективы 2019».

Михаил Шапошников, коммерческий директор компании RealJet,  рассказал о том, как изменение потребительских расходов влияет на развитие рынка торговой недвижимости. По словам эксперта, рост потребительских расходов населения в масштабе всей России за последние 11 лет составил 9,27%.  При этом реальные доходы населения постепенно падают. «От региона к региону ситуация может меняться довольно существенно: где-то мы имеем дело с ярко выраженным стремлением к сбережениям и отложенным спросом, где-то это высокая кредитная нагрузка, где-то – более позитивная по сравнению с другими регионами динамика роста доходов. Соответственно, в разных городах - разная емкость рынка торговой недвижимости, - рассказал Шапошников. - Как бы то ни было, малые форматы, районные торговые центры и объекты стрит-ретейла в хороших локациях в текущей ситуации представляются наиболее верной стратегией для ретейла».

«В условиях падения потребительской активности, бурного развития онлайн-ретейла торговым центрам все сложнее оставаться актуальными – продолжила тему Алена Садкова, начальник отдела маркетинга и рекламы ТЦ «Ареал». - Поэтому задачи УК многократно усложняются – сегодня это и пристрастный анализ каждого конкретного арендатора на предмет его соответствия концепции ТЦ, и взаимодействие с муниципальными органами власти для проведения интересных городских мероприятий, генерирующих трафик, и использование технологических новинок на объекте. Любая коммуникационная стратегия сегодня должна строиться на комплексном обращении ко всем целевым аудиториям объекта: арендаторам, потребителям, внешним инвесторам и партнерам, государственным / муниципальным учреждениям, конкурентам. Только благодаря комплексному подходу можно добиться эффективного результата».

Гайк Папоян рассказал про специфику федерального офисного рынка, который также видоизменяется под влиянием известных экономических факторов. «Несмотря на то, что в регионах в целом объем профессионального офисного предложения сравнительно невысок, в условиях спада активности отрасль сталкивается с немалой долей вакансии офисных площадей, - рассказал эксперт. -  В текущей ситуации верной стратегией для собственников будет привлечение на объект нового интересного сервиса, например, профессионального коворкинг-оператора, фитнес-центра, складов self-storage или оператора по организации мероприятий». Старый же офисный фонд подчас нуждается не просто в реконцепции, а в редевелопменте: модернизации инженерии, реконструкции, улучшении инфраструктуры.

Игорь Темнышев, директор департамента офисной недвижимости Colliers International, рассказал об основных технологиях, которые сегодня используются для эффективного управления объектами недвижимости. Среди них: айти-площадки по поиску недвижимости, программное обеспечение для управления арендными отношениями; краудфандинговые и ипотечные платформы, программное обеспечение для управления эксплуатацией / строительством. «Технологии в недвижимости позволяют не только повышать эффективность решения тех или иных задач, но и улучшать экономику процессов в целом, а также создавать новые типы услуг и продуктов, полностью основанных на данных технологий», - подытожил эксперт.

О важности привлечения сторонней управляющей компании, в том числе для решения стратегических задач по объекту, рассказал Денис Смирнов, директор по эксплуатации ГК «ВЫСОТА». По словам эксперта, привлечение внешней FM-компании на этапе строительства позволяет сократить будущие расходы на эксплуатацию и сметную стоимость строительства на 20-30%. Причем помимо очевидных FM-сервисов, управляющие компании с целью собственной диверсификации сегодня готовы брать на себя и такие неочевидные функции, как ведение аналитики по эксплуатации систем, решение спорных вопросов с ресурсоснабжающими организациями, мониторинг расходной части объекта с целью ее оптимизации.

Самым уязвимым вопросом в практике inhouse-управления остается качество и жизнеспособность противопожарных систем. Об этом рассказал Сергей Грибов, руководитель департамента эксплуатации компании RealJet. «Нарушения в эксплуатации электрооборудования: перегрузка по мощности, отсутствие должного обслуживания систем и т.д. – все это, увы, еще часто встречается на нашем рынке. Достичь высокого уровня противопожарной защиты невозможно без профессиональной эксплуатирующей компании, которая сможет обеспечить грамотное обслуживание всех систем на объекте. При проведении арендаторами ремонтных работ необходимо согласовывать с этой организацией все перепланировки и переустройства. Особенно это касается арендаторов, имеющих технологическое оборудование. Принципиально важным моментом является обучение сотрудников объекта правильным действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций». Из других важных мероприятий эксперт отметил плановые и внеплановые проверки работоспособности всех систем объекта, разработку чек-листа по «противопожарным» характеристикам помещения, а также учебные эвакуации.


иГРОКИ РЫНКА

PFM Solutions

Папоян Гайк

RealJet

Шапошников Михаил

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Открытие

Starbucks открыл 100 кофейню в Москве

На территории БЦ «Немецкий центр» начала работу юбилейная кофейня Starbucks в Москве.
18.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Игроки рынка

БЦ «Невская Ратуша» заполнен на 100%

Компания «Галс-Девелопмент» реализовала 100% офисных площадей БЦ «Невская Ратуша».
17.07
Проект

SOK откроет коворкинги в Израиле и США

Игорь Рыбаков, владелец одного из крупнейших операторов гибких офисов SOK, запускает проект за пределами России. Первый коворкинг откроется в Израиле уже в конце этого года, затем может появиться еще пять проектов.
18.07
Переговоры

Почта-банк ищет штаб-квартиру

Почта-банк рассматривает варианты аренды офиса в БЦ «Кругозор» и коворкинге «Ключ».
19.07
Открытие

В «ЦДМ на Лубянке» открылась Гастрогалерея

В «Центральном Детском Магазине на Лубянке» появилось новое гастрономическое пространство, где представлены 13 кухонь мира.
19.07
Сделка

В «Интертерминал» пришел новый арендатор

Производитель и дистрибьютор бытовой техники арендовал склад в Московском районе Санкт-Петербурга.
18.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre