Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
6306
Аналитики CBRE и эксперты делового квартала Neopolis проанализировали сегмент бизнес-парков столичного региона и пришли к выводу, что на протяжении 2018 г. и в первую половину 2019-го в столице не было введено ни одного бизнес-парка. При этом за год средневзвешенные ставки аренды на офисные площади за МКАД заметно выросли.

Бизнес-парки на рынке коммерческой недвижимости Москвы появились сравнительно недавно. Первый из них был введен в эксплуатацию в 2004 г., и, несмотря на значительную удаленность от центра города, которая в то время считалась первоочередной характеристикой для премиального офисного проекта, был полностью сдан в аренду крупным IT и фармацевтическим компаниям еще до ввода в эксплуатацию. В дальнейшем бизнес-парки стали востребованы, как и во всем мире, ввиду наличия уникальных возможностей для ведения бизнеса, и к 2017 г. объем предложения в данном сегменте превысил 645 тыс. кв. м. Пиковые показатели ввода были зафиксированы в кризисном 2014 г., когда на рынок вышел ряд проектов общей площадью 126 тыс. кв. м.

«В ближайшие год-два ситуация не изменится – лишь к 2021 г. ожидается ввод бизнес-парка класса А в Сколково, чья совокупная арендуемая площадь составит порядка 89 тыс. кв. м. Дополнительно еще около 95 тыс. кв. м офисов в бизнес-парках предлагается в рамках проектов формата build-to-suit», – отмечает Анна Шепелева, директор отдела исследований рынка CBRE.

Кроме того, согласно последним аналитическим данным компании CBRE, средневзвешенная ставка аренды на офисные помещения в бизнес-центрах, расположенных за пределами МКАД, увеличились на 21% и составляет 10661 руб./кв. м в год против 8788 руб. в первом полугодии 2018 г. По свидетельству Анны Шепелевой, на динамику ставки повлияло изменение структуры предложения: вымывание более дешевых блоков и выход на рынок объектов с более высокой ставкой аренды. Между тем, средневзвешенная ставка аренды в бизнес-центрах, расположенных в зоне между ТТК и МКАД, за тот же период сохранилась на прежнем уровне и составила порядка 13 930 руб./кв. м в год.

«Нельзя сказать, что насыщенность рынка данным форматом достигла своего предела. Сейчас доля бизнес-парков в общем объеме офисного рынка в Москве составляет 4%, – считает Евгения Лучицкая, официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis. – Бизнес-парки обладают несомненными преимуществами: они более удобны с точки зрения логистики, так как расположены рядом с крупными магистралями или транспортными узлами, обладают эффективными планировочными решениями с низким коэффициентом потерь площадей, вместительным паркингом, просторной благоустроенной территорией – с садами и парками с велодорожками, развитой внутренней инфраструктурой, включая спортивные клубы. Все вместе делает этот формат очень привлекательным и конкурентоспособным по сравнению с традиционными бизнес-центрами, которые зачастую представляют собой точечную застройку и попросту не могут вместить такое разнообразие идей. Сейчас многие международные и российские компании уже выбрали для себя более комфортные и современные офисы в составе бизнес-парков. Для одних это хорошая возможность оптимизировать расходы на аренду и избавиться от мучительного городского трафика, для других – получить более качественное офисное пространство выше классом и с максимальным набором инфраструктурных сервисов».

Основными арендаторами бизнес-парков являются компании, для которых главными факторами при выборе офисного помещения являются высокое качество строительства, эффективные планировки этажей, оптимизация и сокращение расходов на аренду офисного помещения. «Поэтому в структуре арендаторов бизнес-парков исторически преобладают компании, представляющие сектора IT и телеком (50%), розничную торговлю (11%), недвижимость и строительство (10%). Стоит отметить, что основными арендаторами бизнес-парков являются крупные российские компании, их доля составляет 61%», – добавляет Евгения Лучицкая.

Как отмечают аналитики CBRE, наибольший объем предложения сосредоточен в секторе от юго-западного до северного направлений, что обусловлено исторически сложившимися факторами:
  • расположение объектов в непосредственной близости от районов со сложившейся деловой репутацией и районов с качественной жилой застройкой,
  • близость к основным магистралям: Рублево-Успенскому шоссе, Новорижскому шоссе, Киевскому шоссе, Ленинградскому шоссе,
  • близость к международным аэропортам: Шереметьево, Внуково.


иГРОКИ РЫНКА

Шепелева Анна

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

Бизнес-Парк

NEOPOLIS

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Девелопмент

A-Store Estates

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как московские бизнес-парки развивают малые производства

Бизнес-парки, расположенные в границах «старой» Москвы, с каждым годом привлекают все больше представителей малого бизнеса, занимающихся небольшим технологичным производством. Высокий интерес к подобным объектам обусловлен их выгодным расположением, широким выбором помещений различного назначения, а также доступными арендными ставками, полагают эксперты ГК «ЭКООФИС». 

10.11
Экспертный анализ

Арендаторам - о преимуществах столичных бизнес-парков

Интерес к бизнес-паркам, расположенным в границах «старой» Москвы, с момента их появления в столице не ослабевает. В подобные офисные центры сегодня переезжают компании различного масштаба и профиля, считая их привлекательными с точки зрения формата. Эксперты ГК «ЭКООФИС» выделили пять характеристик, значимых для арендаторов столичных бизнес-парков.

26.10
Исследования рынка

Что привлекает арендаторов бизнес-парков?

Компания CBRE провела исследование, посвященное бизнес-паркам и крупным проектам, расположенным за МКАД, и выяснила, каких арендаторов привлекают такие проекты и что именно привлекает самих арендаторов.

14.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre