Все более распространенной становится экономика совместного потребления. Хочешь проехаться на автомобиле? Есть каршеринг. Необходимо доехать до другого города, но не летят самолеты и не едут поезда? Роадшеринг. Хочешь поработать вне офиса и дома? Коворкинг. Все, что может пригодиться, но не нужно тебе на постоянной основе, можно взять в аренду или же наоборот сдать в прокат. Зачем платить за технику, которая через год станет неактуальной, тратить деньги на ее обслуживание, если можно просто взять на время?
Коммунизм рыночной экономики.
Развитию сервисов экономики совместного пользования способствовали новые взгляды на экономику владения. Высокая стоимость обслуживания активов часто становится для бизнеса нагрузкой, которая сильно влияет на рентабельность — постоянные издержки остаются постоянными вне зависимости от объемов продаж, производства и степени их оптимизации.
Аналогичный тренд — и в потребительском поведении: люди все чаще задаются вопросами вроде: «Что выгоднее — снимать квартиру или купить (взять в ипотеку)?», «Купить машину или пользоваться каршэрингом?». По моему опыту, у современной молодежи отсутствует потребность владеть чем-либо. Причиной этому является постоянное обновление вещей и быстрое их устаревание. Буквально за два года топовая модель телефона устаревает, аналогично — с автомобилями. Потому что выходят новые, более современные и актуальные. Именно поэтому популярностью пользуются различные шэринговые системы, когда не возникает потребности приобретать продукт за полную стоимость, а пользоваться им можно только при необходимости и зачастую — самой современной версией. Во-первых, это освобождает от крупных трат и последующих расходов - при покупке автомобиля или недвижимости сразу возникают будущие траты, связанные с обслуживанием: содержание, налоги, ремонт и так далее. Во-вторых, это дает определенную свободу в принятии решений: о своих перемещениях, о том, куда можно инвестировать свободные деньги.
Все новое - хорошо забытое старое. Например, опыт каршеринга был описан у Стругацких в книге «Понедельник начинается в субботу», главный герой которой в самом начале едет на взятом в аренду автомобиле Москвич 407. Этот сервис был введен в Москве в 1957 году. Для того, чтобы взять автомобиль, необходимо было иметь права, получить разрешение в клубе туристов, после чего пойти в отделение проката, заплатить 1 рубль 20 копеек за день. Несколько проще выглядят современные сервисы, где достаточно просто зарегистрироваться в приложении и отправить фотографии своего паспорт и прав. В Советском Союзе такой прокат использовался и для поездок на море. Сейчас с этим помогает сервис совместных путешествий с попутчиками BlaBlaCar. Также он помогает в ситуациях, когда классические транспортные решения недоступны. Например, из-за неудобного расписания.
Другой переродившейся традицией стали колхозы. Колхозы - это участки, которые выбыли из индивидуальной собственности, объединенные в один артель. Люди, работающие в них, получали прибыль исходя из того, сколько труда было вложено в общее дело. Такое положение дел было достаточно выгодным для всех сторон - хозяйство проще вести совместно, когда есть кому помочь. Помимо жителей окрестных деревень, в колхозы ездили на шефскую помощь и городские жители, т.н. «на картошку». Там встречались студенты, их преподаватели, рабочие заводов.
Современным аналогом коллективного хозяйства можно рассматривать коворкинги - общие пространства для работы. Они, начавшие свой путь от обычного офиса, снятого в складчину несколькими коллегами, превратились в центры со своей инфраструктурой, проводимыми мероприятиями. Такой формат набирает все большую популярность благодаря поколениям Y и Z, родившимся в промежуток с 1981 по 2005 год, которые представляют собой треть трудоспособного населения России. У них сформированы другие требования к рабочему месту: они хотят работать в пространствах, где есть возможность более гибко планировать свое время, имея возможность отдохнуть или подготовиться к важной встрече. Коворкинг-центры, имеющие подобный набор, уже заметно выигрывают на фоне остальных. Опять же, коворкинги освобождают от значительных капитальных затрат на аренду, обустройство и содержание привычных офисов. Помимо места для работы, можно «шэрить» и профессиональные навыки. Биржи для фриланса, сервисы «муж на час» с радостью помогут вам делать то, что вы любите и умеете.
Также переродились и гостиницы. В Советском Союзе их работа была отведена для двух ведомств: Совета народных депутатов и Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Для обычных граждан страны гостиницы были практически недоступны. Исключение составляли лишь люди, которые заранее имели командировочное удостоверение и бронь к этой гостинице. С течением времени гостиницы стали доступнее и теперь воспользоваться ими может каждый. Также появились и хостелы для тех, кто готов делить общее жилое пространство с другими. Сейчас они предоставляют различные варианты: от простой кровати до отдельной спальной капсулы с хорошей шумоизоляцией.
Представители поколений Y и Z также ценят возможность служебных поездок или же просто путешествий без отрыва от работы. Они имеют больше возможностей для того, чтобы находится в разных частях света в любой момент времени. И хостелы в таком разрезе представляются идеальным решением — быстро и недорого предоставляет все необходимое.
Некоторой эволюцией хостелов в России стало появление коливингов. Изначально появление формата вызвано высокой стоимостью аренды — «шэрить» издержки на всех становится выгоднее. Помимо этого, концепция коливинга подразумевает, что вместе жить собираются единомышленники, которые разделяют одни ценности, имеют одинаковые интересы (в том числе и профессиональные). В России этот формат пока больше напоминает совмещение хостела и коворкингов с одним отличием: это долгосрочная аренда, а не краткосрочное пристанище, о чем владельцы сразу предупреждают своих жильцов.
Экономика совместного потребления не ограничивается только работой, домом и путешествиями. Совместно можно пользоваться чем угодно, если вы, конечно, готовы этим делиться. Для этого имеется множество сервисов, где можно сдать или взять в аренду, например, палатку, велосипед, дрель, сноуборд, самокат или даже флагманский смартфон. Совсем необязательно хранить весь свой скарб на антресолях, когда вполне реально взять у кого-то, кому сейчас эта вещь не так нужна.
Удивительно, но в аренду можно сдавать не только вещи, но и своих питомцев. Правда, в этом случае уже вам придется доплатить за то, чтобы кто-то, кто всегда мечтал иметь собаку, выгуливал вашего любимца.
Помимо этого, в экономику совместного пользования попало и хобби. За невысокую цену можно получить доступ к подписке на любимый развлекательный сервис. Напоминает это прокат пластинок, который был развит в Советском Союзе, с той разницей, что вы получаете доступ к любой музыке мира, а не только к одному альбому.
Уже сейчас появляются сервисы совместного пользования, где можно взять в аренду одежду. Можно найти себе человека, который разделит с тобой ужин. Это помогает не переплачивать за ту еду, которую ты не съешь.
Все это подводит нас к экономике разумного пользования, когда люди пользуются только необходимыми им услугами, не переплачивая за дополнительные и ненужные. Экономика совместного потребления - своеобразный капиталистический коммунизм, когда все делятся всем и пользуются только необходимым.
Коммунизм рыночной экономики.
Развитию сервисов экономики совместного пользования способствовали новые взгляды на экономику владения. Высокая стоимость обслуживания активов часто становится для бизнеса нагрузкой, которая сильно влияет на рентабельность — постоянные издержки остаются постоянными вне зависимости от объемов продаж, производства и степени их оптимизации.
Аналогичный тренд — и в потребительском поведении: люди все чаще задаются вопросами вроде: «Что выгоднее — снимать квартиру или купить (взять в ипотеку)?», «Купить машину или пользоваться каршэрингом?». По моему опыту, у современной молодежи отсутствует потребность владеть чем-либо. Причиной этому является постоянное обновление вещей и быстрое их устаревание. Буквально за два года топовая модель телефона устаревает, аналогично — с автомобилями. Потому что выходят новые, более современные и актуальные. Именно поэтому популярностью пользуются различные шэринговые системы, когда не возникает потребности приобретать продукт за полную стоимость, а пользоваться им можно только при необходимости и зачастую — самой современной версией. Во-первых, это освобождает от крупных трат и последующих расходов - при покупке автомобиля или недвижимости сразу возникают будущие траты, связанные с обслуживанием: содержание, налоги, ремонт и так далее. Во-вторых, это дает определенную свободу в принятии решений: о своих перемещениях, о том, куда можно инвестировать свободные деньги.
Все новое - хорошо забытое старое. Например, опыт каршеринга был описан у Стругацких в книге «Понедельник начинается в субботу», главный герой которой в самом начале едет на взятом в аренду автомобиле Москвич 407. Этот сервис был введен в Москве в 1957 году. Для того, чтобы взять автомобиль, необходимо было иметь права, получить разрешение в клубе туристов, после чего пойти в отделение проката, заплатить 1 рубль 20 копеек за день. Несколько проще выглядят современные сервисы, где достаточно просто зарегистрироваться в приложении и отправить фотографии своего паспорт и прав. В Советском Союзе такой прокат использовался и для поездок на море. Сейчас с этим помогает сервис совместных путешествий с попутчиками BlaBlaCar. Также он помогает в ситуациях, когда классические транспортные решения недоступны. Например, из-за неудобного расписания.
Другой переродившейся традицией стали колхозы. Колхозы - это участки, которые выбыли из индивидуальной собственности, объединенные в один артель. Люди, работающие в них, получали прибыль исходя из того, сколько труда было вложено в общее дело. Такое положение дел было достаточно выгодным для всех сторон - хозяйство проще вести совместно, когда есть кому помочь. Помимо жителей окрестных деревень, в колхозы ездили на шефскую помощь и городские жители, т.н. «на картошку». Там встречались студенты, их преподаватели, рабочие заводов.
Современным аналогом коллективного хозяйства можно рассматривать коворкинги - общие пространства для работы. Они, начавшие свой путь от обычного офиса, снятого в складчину несколькими коллегами, превратились в центры со своей инфраструктурой, проводимыми мероприятиями. Такой формат набирает все большую популярность благодаря поколениям Y и Z, родившимся в промежуток с 1981 по 2005 год, которые представляют собой треть трудоспособного населения России. У них сформированы другие требования к рабочему месту: они хотят работать в пространствах, где есть возможность более гибко планировать свое время, имея возможность отдохнуть или подготовиться к важной встрече. Коворкинг-центры, имеющие подобный набор, уже заметно выигрывают на фоне остальных. Опять же, коворкинги освобождают от значительных капитальных затрат на аренду, обустройство и содержание привычных офисов. Помимо места для работы, можно «шэрить» и профессиональные навыки. Биржи для фриланса, сервисы «муж на час» с радостью помогут вам делать то, что вы любите и умеете.
Также переродились и гостиницы. В Советском Союзе их работа была отведена для двух ведомств: Совета народных депутатов и Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Для обычных граждан страны гостиницы были практически недоступны. Исключение составляли лишь люди, которые заранее имели командировочное удостоверение и бронь к этой гостинице. С течением времени гостиницы стали доступнее и теперь воспользоваться ими может каждый. Также появились и хостелы для тех, кто готов делить общее жилое пространство с другими. Сейчас они предоставляют различные варианты: от простой кровати до отдельной спальной капсулы с хорошей шумоизоляцией.
Представители поколений Y и Z также ценят возможность служебных поездок или же просто путешествий без отрыва от работы. Они имеют больше возможностей для того, чтобы находится в разных частях света в любой момент времени. И хостелы в таком разрезе представляются идеальным решением — быстро и недорого предоставляет все необходимое.
Некоторой эволюцией хостелов в России стало появление коливингов. Изначально появление формата вызвано высокой стоимостью аренды — «шэрить» издержки на всех становится выгоднее. Помимо этого, концепция коливинга подразумевает, что вместе жить собираются единомышленники, которые разделяют одни ценности, имеют одинаковые интересы (в том числе и профессиональные). В России этот формат пока больше напоминает совмещение хостела и коворкингов с одним отличием: это долгосрочная аренда, а не краткосрочное пристанище, о чем владельцы сразу предупреждают своих жильцов.
Экономика совместного потребления не ограничивается только работой, домом и путешествиями. Совместно можно пользоваться чем угодно, если вы, конечно, готовы этим делиться. Для этого имеется множество сервисов, где можно сдать или взять в аренду, например, палатку, велосипед, дрель, сноуборд, самокат или даже флагманский смартфон. Совсем необязательно хранить весь свой скарб на антресолях, когда вполне реально взять у кого-то, кому сейчас эта вещь не так нужна.
Удивительно, но в аренду можно сдавать не только вещи, но и своих питомцев. Правда, в этом случае уже вам придется доплатить за то, чтобы кто-то, кто всегда мечтал иметь собаку, выгуливал вашего любимца.
Помимо этого, в экономику совместного пользования попало и хобби. За невысокую цену можно получить доступ к подписке на любимый развлекательный сервис. Напоминает это прокат пластинок, который был развит в Советском Союзе, с той разницей, что вы получаете доступ к любой музыке мира, а не только к одному альбому.
Уже сейчас появляются сервисы совместного пользования, где можно взять в аренду одежду. Можно найти себе человека, который разделит с тобой ужин. Это помогает не переплачивать за ту еду, которую ты не съешь.
Все это подводит нас к экономике разумного пользования, когда люди пользуются только необходимыми им услугами, не переплачивая за дополнительные и ненужные. Экономика совместного потребления - своеобразный капиталистический коммунизм, когда все делятся всем и пользуются только необходимым.