Что ждет коворкинги в России?

Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик», рассуждает о том, как изменится площадь гибких пространств, какие коллаборации в ближайшее время выйдут на рынок, а также о специализированных коворкингах и переездах крупных компаний.
6188
Анализ индустрии офисной недвижимости за 2018 год показал, что самое быстро развивающееся направление в отрасли – коворкинги, хотя их численность на данный момент не больше 1% от объема рынка. В Москве и Петербурге спрос на коворкинги превышает предложение на 70% – поэтому каждый год в городах появляется 3-5 крупных и ультрасовременных проектов, а заполняемость уже существующих локаций может достигать 100%. Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик»,  рассказывает, как будет развиваться отрасль и какие открытия ждут нас в ближайшее время.

Рынок требует квадратные метры 

Основные игроки рынка на данный момент не готовы рассматривать предложения с малым метражом. В индустрии коворкингов есть понятие «стоимость квадратного метра», если говорить о коворкингах класса «А», эта цифра варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Но только в случае, если реализуется объект более 2 тысяч квадратных метров. В противном случае стоимость достигает 60 тысяч за метр, что значительно поднимает сроки окупаемости проекта. Почему так? Дело в том, что инженерные решения, коммуникации, рекреационные зоны и места общего пользования требуют больших инвестиций, а от количества рабочих мест в коворкинге стоимость этих расходов практически не меняется. Руководители проектов специально ищут помещения и даже отдельные здания с одним-двумя уровнями, ведь на каждый этаж приходится дублировать коммуникации – а это тоже огромные расходы. В итоге сейчас мы можем описать идеальное помещение для коворкинга – более 2 тысяч метров на одном-двух уровнях. 

В индустрию приходят девелоперы 

Абсолютное большинство коворкингов реализуются на арендных площадях, но сейчас эта тенденция начала меняться. Во-первых, некоторые сети (речь в первую очередь идет о Москве) начали задумываться о выкупе помещений. Во-вторых, собственники за свой счет готовы переделывать помещения под нужды коворкинга при условиях долгосрочной аренды – менять коммуникации и планировки на первоначальных этапах реализации проекта. Также они готовы давать более низкую стоимость метра при очень жестких условиях разрыва договора. И в-третьих, в индустрию приходят строительные компании, готовые реализовывать собственные проекты или изначально закладывать в план строительства помещения для крупного коворкинга. Девелоперы просчитали, что организация коворкинга - это более выгодно с точки зрения окупаемости, чем, например, торговый центр. Компании (ПИК, RBI, O1) создают отделы, которые будут заниматься развитием направлений. Поэтому можно сказать, что в ближайшую пятилетку на рынок выйдут коллаборации девелоперов и крупных коворкингов. Есть сомнения, что первые в одиночку смогут создать конкурентоспособные проекты – недостаточно изучать аналитику и западный опыт, необходимо глубокое знание продукта. 

Специализированные коворкинги 

Самый первый коворкинг открыл программист из Сан-Франциско, когда понял, что не готов тратить время на дорогу от дома до офиса и скейт-парка. Он решил объединить под одной крышей все, что любит и ценит – горки и рейлы, ультрасовременную технику для работы и друзей, они и стали почетными резидентами. Таким образом первый коворкинг стал и первым специализированными проектом. Сейчас в Петербурге и Москве представлены самые разные специализированные локации – швейные и столярные кооперативы, пространства для дизайнеров и художников. Очень популярными становятся коворкинги для молодых мам – все больше женщин не хотят выпадать из рабочего процесса во время декрета, а здесь у них есть возможность оставить ребенка под присмотром профессиональных воспитателей и аниматоров, чтобы провести встречу, переговоры или просто поработать в тишине. Можно прогнозировать, что в ближайшее время появится большое число специализированных проектов, которые составят серьезную конкуренцию классическим форматам. Например, бьюти-коворкинги – нейл-мастер сможет арендовать место для работы со всей необходимой техникой и принимать здесь постоянных клиентов. Снимать студию дорого и неудобно, принимать клиентов дома становится моветоном, а аренда рабочего места – идеальный формат для самозанятых профессионалов. Еще одно направление – образовательные локации. Осенью в Петербурге откроется новое общественное пространство «Линии» с первым образовательным коворкингом площадью более 400 квадратных метров. Помещения будут оборудованы самой современной техникой для проведения презентаций и лекций. Люди будут приходить сюда для проведения интеллектуального досуга – на мастер-классы и спецкурсы. 
 
Резиденты 

Считается, что основные резиденты коворкингов – фрилансеры и стартаперы. Но это не совсем так. Категории коворкингов можно сравнить с характеристиками отелей и хостелов – сервис пятизвездочного отеля отличаются от услуг, которые представляет хостел. Соответственно, отличается ценообразование и целевая аудитория. И, если коворкинги средней категории действительно преимущественно выбирают фрилансеры, то в проекты класса «А» все чаще пересаживаются креативные команды корпораций, отделы маркетинга крупных компаний и ультратехнологичные стартапы. Например, не так давно вышел релиз, что вся команда МТС, а это шестьсот человек, «пересела» из собственного офиса в один из московских коворкингов. В нашем коворкинге «Практик» в питерском «Бергольд Центре» работает проект «Яндекс.Шеф» а другие локации сети выбрали подразделения компании «Северсталь», «Татнефть» и даже «Почты России». Коворкинг это удобно и престижно, по данным опросов, сотрудник готов согласиться на меньшую зарплату (до 20%), если работодатель предлагает рабочее место в современном технологичном пространстве. Есть все основания прогнозировать многочисленные «переезды» больших компаний и подразделений в коворкинги – будем следить за релизами. 
 


Материалы по теме

Точка зрения

Зачем коммерческим помещениям правильная вентиляция?

Андрей Хазов, директор строительной компании Fort Project, рассказывает о том, как воздух влияет на работоспособность и помогает спасать жизни, и как создать правильную систему вентиляции и кондиционирования в помещении. 
 
17.10
KnowHow

Как привлечь резидентов в коворкинг-центр?

Развивайте специализацию коворкинга для людей с общими интересами, ценностями или деловыми задачами, чтобы привлечь и удержать резидентов. Предлагайте услуги в зависимости от выбранной специализации. Как же развивать коворкинг-сообщества, чтобы заинтересовать посетителей?
12.08
Исследования рынка

Какие требования к офисам у разных поколений?

Компания CBRE провела исследование и выявила разницу в представлениях об идеальном офисе у разных возрастных категорий.
21.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 апреля - 4 мая)

«Белые Сады» прошли зеленую сертификацию, Times Estate рассказала о переменах, а Malltech - об открытиях, Stone завершает переезд в новую штаб-квартиру, а «ВкусВилл» покоряет ОАЭ. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
04.05
Источник: cre.ru
Сделка

«Киевская площадь» купила «Люблинское поле»

Год Нисанов и Зарах Илиев выкупили торговый центр в районе Люблино.
 
05.05
Источник: CRE
Сделка

Haval занял «Клин»

Автопроизводитель арендовал 42 тыс. кв. м складов на севере Подмосковья. Аренда такого объема здесь может стоить компании порядка 600-650 млн рублей в год с учетом НДС и операционных расходов.
05.05
Источник: Moscow Research Forum
Игроки рынка

Silver City и Lighthouse стали премиальными

Еще двум бизнес-центрам O1 Properties присвоен класс Prime. В соответствии с новой классификацией, разработанной Moscow Research Forum (компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership) к классу Prime относятся также: БЦ «Белая площадь», «Романов двор», AFI2B, Four Winds Plaza, «Белые сады», «Башню на Набережной», STONE Курская и Neva Towers Business Centre. Список дополняется.
05.05
Источник: famil.ru
Назначения

Крупное назначение в OBI

Главой OBI Россия назначена Светлана Можаева из Familia.
 
05.05
Источник: Пресс-служба AFI Development
Проект

В AFI2B Tagilskaya стартовали продажи офисов

Стартовали продажи офисов в инновационном многофункциональном комплексе AFI2B Tagilskaya. Проект реализуется в рамках комплексной застройки жилого квартала «Сиреневый парк» в Метрогородке.
05.05
Источник: Департамент Москвы по конкурентной политике
Аукцион

В Метрогородке предлагают помещение под бизнес

На городских торгах доступно коммерческое помещение в районе Метрогородок.
 
05.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre