Что ждет коворкинги в России?

Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик», рассуждает о том, как изменится площадь гибких пространств, какие коллаборации в ближайшее время выйдут на рынок, а также о специализированных коворкингах и переездах крупных компаний.
5943
Анализ индустрии офисной недвижимости за 2018 год показал, что самое быстро развивающееся направление в отрасли – коворкинги, хотя их численность на данный момент не больше 1% от объема рынка. В Москве и Петербурге спрос на коворкинги превышает предложение на 70% – поэтому каждый год в городах появляется 3-5 крупных и ультрасовременных проектов, а заполняемость уже существующих локаций может достигать 100%. Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик»,  рассказывает, как будет развиваться отрасль и какие открытия ждут нас в ближайшее время.

Рынок требует квадратные метры 

Основные игроки рынка на данный момент не готовы рассматривать предложения с малым метражом. В индустрии коворкингов есть понятие «стоимость квадратного метра», если говорить о коворкингах класса «А», эта цифра варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Но только в случае, если реализуется объект более 2 тысяч квадратных метров. В противном случае стоимость достигает 60 тысяч за метр, что значительно поднимает сроки окупаемости проекта. Почему так? Дело в том, что инженерные решения, коммуникации, рекреационные зоны и места общего пользования требуют больших инвестиций, а от количества рабочих мест в коворкинге стоимость этих расходов практически не меняется. Руководители проектов специально ищут помещения и даже отдельные здания с одним-двумя уровнями, ведь на каждый этаж приходится дублировать коммуникации – а это тоже огромные расходы. В итоге сейчас мы можем описать идеальное помещение для коворкинга – более 2 тысяч метров на одном-двух уровнях. 

В индустрию приходят девелоперы 

Абсолютное большинство коворкингов реализуются на арендных площадях, но сейчас эта тенденция начала меняться. Во-первых, некоторые сети (речь в первую очередь идет о Москве) начали задумываться о выкупе помещений. Во-вторых, собственники за свой счет готовы переделывать помещения под нужды коворкинга при условиях долгосрочной аренды – менять коммуникации и планировки на первоначальных этапах реализации проекта. Также они готовы давать более низкую стоимость метра при очень жестких условиях разрыва договора. И в-третьих, в индустрию приходят строительные компании, готовые реализовывать собственные проекты или изначально закладывать в план строительства помещения для крупного коворкинга. Девелоперы просчитали, что организация коворкинга - это более выгодно с точки зрения окупаемости, чем, например, торговый центр. Компании (ПИК, RBI, O1) создают отделы, которые будут заниматься развитием направлений. Поэтому можно сказать, что в ближайшую пятилетку на рынок выйдут коллаборации девелоперов и крупных коворкингов. Есть сомнения, что первые в одиночку смогут создать конкурентоспособные проекты – недостаточно изучать аналитику и западный опыт, необходимо глубокое знание продукта. 

Специализированные коворкинги 

Самый первый коворкинг открыл программист из Сан-Франциско, когда понял, что не готов тратить время на дорогу от дома до офиса и скейт-парка. Он решил объединить под одной крышей все, что любит и ценит – горки и рейлы, ультрасовременную технику для работы и друзей, они и стали почетными резидентами. Таким образом первый коворкинг стал и первым специализированными проектом. Сейчас в Петербурге и Москве представлены самые разные специализированные локации – швейные и столярные кооперативы, пространства для дизайнеров и художников. Очень популярными становятся коворкинги для молодых мам – все больше женщин не хотят выпадать из рабочего процесса во время декрета, а здесь у них есть возможность оставить ребенка под присмотром профессиональных воспитателей и аниматоров, чтобы провести встречу, переговоры или просто поработать в тишине. Можно прогнозировать, что в ближайшее время появится большое число специализированных проектов, которые составят серьезную конкуренцию классическим форматам. Например, бьюти-коворкинги – нейл-мастер сможет арендовать место для работы со всей необходимой техникой и принимать здесь постоянных клиентов. Снимать студию дорого и неудобно, принимать клиентов дома становится моветоном, а аренда рабочего места – идеальный формат для самозанятых профессионалов. Еще одно направление – образовательные локации. Осенью в Петербурге откроется новое общественное пространство «Линии» с первым образовательным коворкингом площадью более 400 квадратных метров. Помещения будут оборудованы самой современной техникой для проведения презентаций и лекций. Люди будут приходить сюда для проведения интеллектуального досуга – на мастер-классы и спецкурсы. 
 
Резиденты 

Считается, что основные резиденты коворкингов – фрилансеры и стартаперы. Но это не совсем так. Категории коворкингов можно сравнить с характеристиками отелей и хостелов – сервис пятизвездочного отеля отличаются от услуг, которые представляет хостел. Соответственно, отличается ценообразование и целевая аудитория. И, если коворкинги средней категории действительно преимущественно выбирают фрилансеры, то в проекты класса «А» все чаще пересаживаются креативные команды корпораций, отделы маркетинга крупных компаний и ультратехнологичные стартапы. Например, не так давно вышел релиз, что вся команда МТС, а это шестьсот человек, «пересела» из собственного офиса в один из московских коворкингов. В нашем коворкинге «Практик» в питерском «Бергольд Центре» работает проект «Яндекс.Шеф» а другие локации сети выбрали подразделения компании «Северсталь», «Татнефть» и даже «Почты России». Коворкинг это удобно и престижно, по данным опросов, сотрудник готов согласиться на меньшую зарплату (до 20%), если работодатель предлагает рабочее место в современном технологичном пространстве. Есть все основания прогнозировать многочисленные «переезды» больших компаний и подразделений в коворкинги – будем следить за релизами. 
 


Материалы по теме

Точка зрения

Зачем коммерческим помещениям правильная вентиляция?

Андрей Хазов, директор строительной компании Fort Project, рассказывает о том, как воздух влияет на работоспособность и помогает спасать жизни, и как создать правильную систему вентиляции и кондиционирования в помещении. 
 
17.10
KnowHow

Как привлечь резидентов в коворкинг-центр?

Развивайте специализацию коворкинга для людей с общими интересами, ценностями или деловыми задачами, чтобы привлечь и удержать резидентов. Предлагайте услуги в зависимости от выбранной специализации. Как же развивать коворкинг-сообщества, чтобы заинтересовать посетителей?
12.08
Исследования рынка

Какие требования к офисам у разных поколений?

Компания CBRE провела исследование и выявила разницу в представлениях об идеальном офисе у разных возрастных категорий.
21.10

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre