Что ждет коворкинги в России?

Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик», рассуждает о том, как изменится площадь гибких пространств, какие коллаборации в ближайшее время выйдут на рынок, а также о специализированных коворкингах и переездах крупных компаний.
6008
Анализ индустрии офисной недвижимости за 2018 год показал, что самое быстро развивающееся направление в отрасли – коворкинги, хотя их численность на данный момент не больше 1% от объема рынка. В Москве и Петербурге спрос на коворкинги превышает предложение на 70% – поэтому каждый год в городах появляется 3-5 крупных и ультрасовременных проектов, а заполняемость уже существующих локаций может достигать 100%. Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик»,  рассказывает, как будет развиваться отрасль и какие открытия ждут нас в ближайшее время.

Рынок требует квадратные метры 

Основные игроки рынка на данный момент не готовы рассматривать предложения с малым метражом. В индустрии коворкингов есть понятие «стоимость квадратного метра», если говорить о коворкингах класса «А», эта цифра варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Но только в случае, если реализуется объект более 2 тысяч квадратных метров. В противном случае стоимость достигает 60 тысяч за метр, что значительно поднимает сроки окупаемости проекта. Почему так? Дело в том, что инженерные решения, коммуникации, рекреационные зоны и места общего пользования требуют больших инвестиций, а от количества рабочих мест в коворкинге стоимость этих расходов практически не меняется. Руководители проектов специально ищут помещения и даже отдельные здания с одним-двумя уровнями, ведь на каждый этаж приходится дублировать коммуникации – а это тоже огромные расходы. В итоге сейчас мы можем описать идеальное помещение для коворкинга – более 2 тысяч метров на одном-двух уровнях. 

В индустрию приходят девелоперы 

Абсолютное большинство коворкингов реализуются на арендных площадях, но сейчас эта тенденция начала меняться. Во-первых, некоторые сети (речь в первую очередь идет о Москве) начали задумываться о выкупе помещений. Во-вторых, собственники за свой счет готовы переделывать помещения под нужды коворкинга при условиях долгосрочной аренды – менять коммуникации и планировки на первоначальных этапах реализации проекта. Также они готовы давать более низкую стоимость метра при очень жестких условиях разрыва договора. И в-третьих, в индустрию приходят строительные компании, готовые реализовывать собственные проекты или изначально закладывать в план строительства помещения для крупного коворкинга. Девелоперы просчитали, что организация коворкинга - это более выгодно с точки зрения окупаемости, чем, например, торговый центр. Компании (ПИК, RBI, O1) создают отделы, которые будут заниматься развитием направлений. Поэтому можно сказать, что в ближайшую пятилетку на рынок выйдут коллаборации девелоперов и крупных коворкингов. Есть сомнения, что первые в одиночку смогут создать конкурентоспособные проекты – недостаточно изучать аналитику и западный опыт, необходимо глубокое знание продукта. 

Специализированные коворкинги 

Самый первый коворкинг открыл программист из Сан-Франциско, когда понял, что не готов тратить время на дорогу от дома до офиса и скейт-парка. Он решил объединить под одной крышей все, что любит и ценит – горки и рейлы, ультрасовременную технику для работы и друзей, они и стали почетными резидентами. Таким образом первый коворкинг стал и первым специализированными проектом. Сейчас в Петербурге и Москве представлены самые разные специализированные локации – швейные и столярные кооперативы, пространства для дизайнеров и художников. Очень популярными становятся коворкинги для молодых мам – все больше женщин не хотят выпадать из рабочего процесса во время декрета, а здесь у них есть возможность оставить ребенка под присмотром профессиональных воспитателей и аниматоров, чтобы провести встречу, переговоры или просто поработать в тишине. Можно прогнозировать, что в ближайшее время появится большое число специализированных проектов, которые составят серьезную конкуренцию классическим форматам. Например, бьюти-коворкинги – нейл-мастер сможет арендовать место для работы со всей необходимой техникой и принимать здесь постоянных клиентов. Снимать студию дорого и неудобно, принимать клиентов дома становится моветоном, а аренда рабочего места – идеальный формат для самозанятых профессионалов. Еще одно направление – образовательные локации. Осенью в Петербурге откроется новое общественное пространство «Линии» с первым образовательным коворкингом площадью более 400 квадратных метров. Помещения будут оборудованы самой современной техникой для проведения презентаций и лекций. Люди будут приходить сюда для проведения интеллектуального досуга – на мастер-классы и спецкурсы. 
 
Резиденты 

Считается, что основные резиденты коворкингов – фрилансеры и стартаперы. Но это не совсем так. Категории коворкингов можно сравнить с характеристиками отелей и хостелов – сервис пятизвездочного отеля отличаются от услуг, которые представляет хостел. Соответственно, отличается ценообразование и целевая аудитория. И, если коворкинги средней категории действительно преимущественно выбирают фрилансеры, то в проекты класса «А» все чаще пересаживаются креативные команды корпораций, отделы маркетинга крупных компаний и ультратехнологичные стартапы. Например, не так давно вышел релиз, что вся команда МТС, а это шестьсот человек, «пересела» из собственного офиса в один из московских коворкингов. В нашем коворкинге «Практик» в питерском «Бергольд Центре» работает проект «Яндекс.Шеф» а другие локации сети выбрали подразделения компании «Северсталь», «Татнефть» и даже «Почты России». Коворкинг это удобно и престижно, по данным опросов, сотрудник готов согласиться на меньшую зарплату (до 20%), если работодатель предлагает рабочее место в современном технологичном пространстве. Есть все основания прогнозировать многочисленные «переезды» больших компаний и подразделений в коворкинги – будем следить за релизами. 
 


Материалы по теме

Точка зрения

Зачем коммерческим помещениям правильная вентиляция?

Андрей Хазов, директор строительной компании Fort Project, рассказывает о том, как воздух влияет на работоспособность и помогает спасать жизни, и как создать правильную систему вентиляции и кондиционирования в помещении. 
 
17.10
KnowHow

Как привлечь резидентов в коворкинг-центр?

Развивайте специализацию коворкинга для людей с общими интересами, ценностями или деловыми задачами, чтобы привлечь и удержать резидентов. Предлагайте услуги в зависимости от выбранной специализации. Как же развивать коворкинг-сообщества, чтобы заинтересовать посетителей?
12.08
Исследования рынка

Какие требования к офисам у разных поколений?

Компания CBRE провела исследование и выявила разницу в представлениях об идеальном офисе у разных возрастных категорий.
21.10

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre