Street Retail Петербурга: итоги 2019 года от Knight Frank

По итогам 2019 г. на рынке street retail Санкт-Петербурга было открыто и закрыто одинаковое количество торговых точек, согласно данным Knight Frank. Ротация составила 12%, а средняя площадь свободного помещения сократилась на 10% до 110,5 кв. м. Арендные ставки увеличились. Динамика в среднем составила 2%.
6310
Изображение взято из источника: new-retail.ru

Главные события 2019 года в Санкт-Петербурге

Как отмечают эксперты Knight Frank, 2019 г. был полон событиями.

«Все активно следили за противостоянием арендаторов и жильцов на ул. Рубинштейна, которое началось еще в конце 2018 г. и укрепилось после проведения юридического форума Legal Street. Общее недовольство жителей улицы и, как следствие, последующие проверки привели к закрытию более 10 заведений», - комментирует Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg.

В прошедшем году в Санкт-Петербурге стартовал новый формат общественного питания – фуд-холлы, которые в свою очередь открылись в Центральном, Василеостровском и Приморском районах.

Еще одним заметным для города событием стала реновация городских набережных, которые обрели большую популярность у горожан. Были обновлены набережные около р. Карповки и ст. м. «Новокрестовская». Удачное преобразование общественных локаций влияет на улучшение имиджа не только конкретного места, но и на территорию вокруг, что служит стимулом для повышения интереса к торгово-розничным помещениям.

В конце года были открыты несколько станций метро – «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары». Это может стать стимулом для развития торговой недвижимости и, как следствие, к положительной динамике арендных ставок.

Источник: Knight Frank St Petersburg Research, 2019


Предложение

Средняя площадь помещения скорректировалась и составила 110,5 кв. м (в 2018 г. – 112 кв. м). Наиболее востребованы помещения площадью до 200 кв. м (63% всех площадей на рынке). 25% предложения составляют помещения от 200 кв. м до 500 кв. м. Остальные 12% приходятся на помещения больших размеров – от 500 кв. м и выше.

Тройка лидеров в структуре профилей арендаторов осталась неизменной - общественное питание (32%), продукты (12%), одежда (10%). Если рассматривать районы города по отдельности, то структура профилей различна. В спальных районах превалируют продуктовые магазины (17%), на втором месте по популярности кафе и рестораны (13%) и салоны красоты (12%). Например, в локации «Оптиков/Туристская», в отличие от других районов, лидирующим профилем являются заведения общественного питания (20%). 

В центре города наиболее активными являются операторы общественного питания (40%). На отдельных улицах данный показатель может достигать 70–80% от общего количества, например, на улицах М. Садовой, Белинского и Рубинштейна. Также большим спросом пользуются помещения у магазинов одежды, обуви или продуктов: в среднем их доля составляет по 12% на каждый формат.

В 2019 г. заведения общественного питания продолжили покорять улицы города (34% в структуре открытий). Однако в связи с проблемами, обозначившимися в конце 2018 г., данный показатель снизился на 5 п. п. Всего за год было открыто 294 заведения общественного питания, что на 11% меньше, чем в 2018 г. (328 шт.). На главных ресторанных улицах количество открытий снизилось на 27% (110 шт. – 2019 г. / 150 шт. – 2018 г.).

Наблюдается снижение активности на популярных туристических улицах. На ул. Рубинштейна за год было открыто почти в два раза меньше кафе ресторанов, чем в 2018 г. (9 шт. – 2019 г. / 16 шт. – 2018 г.).

На улицах Восстания и Белинского также отмечен спад активности (12 шт. – 2019 г. / 22 шт. – 2018 г.). В зоне новых ресторанных локаций, наоборот, отмечена положительная динамика (ул. Жуковского, ул. Маяковского и ул. Некрасова), в сумме за год начало функционировать на 28% больше (32 шт. – 2019 г. / 25 шт. – 2018 г.) заведений.

На главном проспекте города – Невском (от Дворцовой пл. до пл. Восстания) – за год открылось 33 новых заведения общественного питания (в 1,5 раза больше, чем годом ранее).

Анна Лапченко отмечает, что лидирующим по открытиям форматом на главных ресторанных улицах являлись бары. На них пришлось 17% от общего числа новых открытий. Однако их доля снизилась на 5 п. п. по сравнению с открытиями 2018 г. Рестораны укрепились в рейтинге популярных форматов, поднявшись с третьего места на второе. На подъеме также находились кофейни, которые после пятого места в 2018 г. заняли третье в 2019 г.





Прошедший год также был удачным на рынке продуктовых магазинов. Всего за 2019 г. открылось около 120 объектов данного формата. В Санкт-Петербурге активно продолжила свое развитие московская сеть «ВкусВилл». Около 20% всех открытий в сегменте продуктов пришлись именно на эту компанию.

Также была отмечена активность у магазинов, специализирующихся на продаже мармелада и карамели. Так, на рынке Петербурга начали свою деятельность три столичные сети – «Карамельная фабрика», «Пират-Мармелад» и «Мармеладная бочка».

На местный рынок вышла екатеринбургская сеть магазинов косметики и парфюмерии «Золотое Яблоко».

Одним из главных событий года стало закрытие сети «ТД Интерторг», а также местной сети кофеен Stories. Кроме того, ресторанный холдинг Ginza Project приостановил идею развития собственной сети продуктовых магазинов Allfoods. Единственная точка пока останется только в Санкт-Петербурге.


*Динамика II пол. 2019г. / II пол. 2018 г. Отражены только те улицы, где произошли изменения в ставках аренды.
** Помещения средней площадью 100-200 кв. м, расположенные на 1-м этаже.
Источник: Knight Frank St Petersburg Research, 2019

Ставки

«В целом по рынку арендные ставки изменились незначительно. Положительная динамика на исследуемых торговых коридорах составила в среднем 2% по сравнению с 2018 г. Наибольшее изменение отмечено на пешеходных улицах (+5%). В связи с повышенным интересом к М. Садовой и 1-й Советской улицам ставки аренды в данных локациях в среднем увеличились на 12%», - говорит Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg.

Также значительное увеличение ставок отмечено на Лиговском и Литейном проспектах – на 8%.

Из-за высокого уровня вакансии отмечено снижение верхней границы ставки аренды на Большом пр-те П. С. (с 5 000 до 4 800 руб./кв. м/мес.) и на Б. Конюшенной ул. (с 10 000 до 9 000 руб./кв. м/мес.).

На ул. Восстания корректировке подверглась нижняя граница ставок (с 2 700 до 2 500 руб./кв. м/мес.).

В спальных районах города ставки сохранили свой размер на уровне 2018 г.

Минимальная граница ставок за год не подверглась изменениям и составила 1 300 руб./кв. м/мес. (пр-т Славы и локация «Оптиков/Туристская»). Динамика максимальной границы диапазона увеличилась на 3% и достигла 16 500 руб./кв. м/мес. (Невский пр-т от Дворцовой пл. до пл. Восстания).
 

Вакансия

На конец 2019 г.  общий объём вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла составил 41,3 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей в среднем составила 7% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 1 п. п.

На главных торговых коридорах центральных районов доля свободных помещений на конец 2019 г. составила от 3% (на Каменноостровском пр-те.) до 11% (на Невском пр-те от пл. Восстания до пл. А Невского).

Из всех анализируемых второстепенных улиц в центре города наибольшая доля свободных площадей находилась на ул. Белинского (13%), ул. Рубинштейна (11%) и на Б. Конюшенной ул. (10%). В силу сложившейся проблематики взаимоотношений между рестораторами и жителями домов многие арендаторы предпочли миграцию с популярных улиц в новые локации.

В спальных районах разброс вакансии составил от 1% (Индустриальный пр-т / Энтузиастов пр-т) до 15% (локация «Балтийская Жемчужина»). Увеличение количества свободных помещений связано с вводом в эксплуатацию нескольких новых жилых корпусов.

На пешеходных улицах доля вакансии варьируется от 3% (6–7-я линии В. О.) до 10% (М. Конюшенная ул.).

Ротация составила в среднем 12%, что на 1 п. п. меньше, чем годом ранее. Наибольший показатель отмечен на пешеходных улицах.  (М. Садовая ул. – 33%, Тележный пер. – 27% и 1-я Советская ул. – 26%).

Также активная ротация отмечена на ул. Маяковского (19%) и Лиговском пр-те (19%), а также на ул. Жуковского (18%) и Загородном пр-те (17%).

Прогноз 

По итогам прошедшего года было отмечено, что в общей структуре открытий доля общественного питания снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом доля fashion-операторов и продуктовых магазинов, наоборот, увеличилась. Прогнозируется, что в будущем году данная тенденция продолжится.

В преддверии проведения чемпионата Европы по футболу 2020 г. в связи с большим туристическим потоком в городе прогнозируется увеличение количества открытий объектов различного формата, в основном заведений общественного питания и магазинов с сувенирной продукцией.

Продолжится повышение интереса к рынку Петербурга со стороны региональных операторов.

Ставки аренды в целом по рынку не подвергнутся серьезным изменениям. Возможна небольшая корректировка на отдельно взятых улицах. 

Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg:
«Рынок торговых помещений в 2019 г.  ознаменовался новой волной развития в сегменте общественного питания: фуд-холлы заняли свою нишу и продолжают наращивать обороты. Открылись Василеостровский рынок, Eat Market и City Food. В 2020 г. данный формат продолжит свое развитие, и рынок может пополниться новыми заведениями.  

Не обошлось и без потрясений, так рейтинг громких закрытий возглавил «ТД Интерторг», который в конце года прекратил свое существование и закрыл все магазины сети. Вероятно, в 2020 г. мы сможем наблюдать активное заполнение освободившихся помещений новыми арендаторами».
 


Материалы по теме

Источник: new-retail.ru
Экспертный анализ

Street Retail Петербурга: итоги 2019 года от Colliers International

За 2019 г. на пяти ключевых торговых коридорах Петербурга поменялись арендаторы в 86 помещениях, а средний показатель вакантности увеличился до 8,2%.
14.01
Источник: Regnum.ru
Исследования рынка

Street-retail Москвы: итоги 2019 года от «Магазин Магазинов»

В 2019 году доля вакантных площадей на основных торговых коридорах Москвы выросла до 7%, на российский рынок вышло 25 новых международных брендов, а также произошли значимые изменения во всех сегментах ритейла.
09.01
Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

Какие перспективы у складского рынка Петербурга

По прогнозам компании «Ориентир», до конца текущего года девелоперы построят порядка 280 тыс. кв. м складской недвижимости в Санкт-Петербурге. Устойчивый спрос на готовые склады сохранится, а бума нового строительства в ближайшие 1,5 года не предвидится.
13.01

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre