Треть новых открытий на улицах Москвы – кафе, бары и рестораны

Сегмент стрит-ритейла в Москве в 2019 г. активно развивался и удивлял новыми оригинальными концепциями. Главными драйверами спроса стали операторы общепита - на них пришлось 34% всех открытий на центральных коридорах.
6253
По итогам 2019 г. главными драйверами спроса на помещения стрит-ритейла в Москве стали операторы общепита, согласно данным исследования компании Colliers International.

Спрос

 
На операторов общепита пришлось около 34% всех поглощенных свободных площадей на всех центральных коридорах Москвы. Наиболее часто открывались кафе – на них пришлось 33% от общего объема новых заведений, на втором месте - рестораны с долей 25%, на третьем – бары (17%). При этом в 2018 г. рестораторы отдавали предпочтение другому формату - чаще всего на центральных улицах открывались классические рестораны (на них пришлось 42%), а кафе составляли только 23% от новых открытий. Такое перераспределение интереса объясняется незначительным объемом предложения на центральных улицах под размещение ресторана, тогда как вариантов аренды помещения под кафе значительно больше. Для размещения ресторана необходимо помещение площадью от 300 кв. м с соблюдением всех технических условий под полный цикл готовки, тогда как кафе можно открыть в помещении от 100 кв. м и соблюсти минимальные технические требования для организации общепита, еда может быть доставлена с фабрики кухни.
 
Сейчас конкуренция стала мощнейшим стимулом для развития, в результате чего предприниматели вынуждены искать новые оригинальные концепции и внедрять более рентабельные бизнес-модели. В результате этого в 2019 г. эксперты Colliers International продолжали наблюдать увеличение количества кофеен, которые активно экспериментировали с концепциями – это уменьшение площади, появление гибридных форматов «кофейни+магазины», более активное развитие моно-концепций и мобильных точек «кофе с собой».
 
  • Так, активный продуктовый ритейлер «ВкусВилл» совместно с бывшим руководителем сети «Кофе хауз» Владиславом Дудаковым открыли первую экспериментальную мини-кофейню с эконаправленностью внутри магазина на Большой Грузинской ул.
  • В районе Замоскворечье открылся первый магазин нового формата «Магнит Сити», который включает не только торговую зону, но и небольшое кафе в формате eat and go.
  • Среди других интересных открытий можно отметить ресторан Александра Раппопорта «Пифагор» на Трубной площади и ресторан итальянской кухни Sartoria Lamberti – авторский проект Уиллиама Ламберти, а также крупнейший ресторан китайской кухни в Москве J.Z. Peking Duck (2 000 кв. м) на Цветном бульваре.
 
Среди всех открытых в 2019 г. заведений общественного питания наиболее популярны были форматы среднего ценового сегмента - на них пришлось 67% всех открытий в ЦАО.
 
Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International:
«Сегмент стрит-ритейла в Москве в 2019 г. активно развивался – мы наблюдали появление новых оригинальных концепций, которые довольно быстро завоевывали интерес потребителей и становились коммерчески успешными проектами. В этом году продолжится тренд создания креативных пространств, где будут сосредоточены коллаборации различных форматов, дополняющих друг друга. Также в новых форматах будут развиваться российские и международные fashion бренды (к примеру, открытие pop-up-пространства Aizel x Team Putin на Большой Дмитровке, где ранее располагался обувной бутик Christian Louboutin). Мы также ожидаем открытие фуд-холлов на центральных перспективных площадках, что приведет к возникновению новых кластеров общественного питания с разнообразными концепциями».


Источник: Colliers International



Вакантность

 
К концу 2019 г. доля вакантных площадей на 90 центральных улицах Москвы увеличилась на 0,8 п.п. по сравнению с I полугодием 2019 г. Средний объем пустующих помещений во II полугодии 2019 г. (6,1%) оказался выше показателя аналогичного полугодия 2018 г. (5,7%), но заметно ниже уровня 2017 г. (7,1%) и 2016 г. (9,0%). В основном вакантность формируется за счет ротации арендаторов и окончания договоров аренды.


Источник: Colliers International

Динамика среднего уровня вакантности на торговых коридорах столицы разнонаправлена. Так, за прошедший год средний показатель на трех торговых коридорах стрит-ритейла снизился в среднем на 2 п.п.: на пешеходных улицах уровень вакантности снизился на 2,1 п.п., на Садовом кольце – 2,0 п.п., на Патриарших прудах – 2,4 п.п. Исключением стали Бульварное кольцо и центральные торговые улицы, показатели вакантности которых выросли на 2,4 п.п. и 2,7 п.п. соответственно. Важно отметить, что разные отрезки улиц отличаются разной проходимостью и привлекательностью для ритейла, а значит и разным уровнем вакантности. На некоторых улицах уровень вакантности держится на рекордно низких показателях – от 0% до 3%.

К числу наиболее востребованных арендаторами улиц относят Рождественку, Петровку, Кузнецкий Мост, Никольскую и Столешников переулок, а также ликвидные отрезки Пятницкой.


Источник: Colliers International

В 2019 г. наиболее активный процесс ротации ритейлеров наблюдался на таких коридорах, как Садовое кольцо (42%) и центральные торговые коридоры (29%). На всех исследуемых отрезках смена профиля арендатора происходила в 24% помещений, то есть в основном на смену предыдущим арендаторам приходили представители других сегментов и профилей.
  • Например, на ул. Маросейка открылось кафе «Лепим-варим» вместо косметического магазина MIXIT.
  • Вместо салона оптики «Глазок» на ул. Садово-Сухаревская был открыл магазин комиссионной одежды.
  • В помещении на ул. Земляной Вал была открыта аптека «Горздрав» на месте магазина одежды JS Casual.
  • На ул. 1-я Тверская-Ямская вместо салона сотовой связи «Связной» была открыта кофейня Cofix.
 
Однако тенденция смены оператора почти не затронула сегмент общественного питания, в 69% случаев данные операторы открывались в помещениях, ранее арендуемых аналогичным торговым профилем.



Источник: Colliers International
 

Коммерческие условия


Ставки аренды на ряде центральных торговых коридоров и пешеходных улиц претерпели существенные изменения по сравнению с концом 2018 г. В среднем верхний диапазон ставок снизился на 16%, а нижний на 18%. Такое снижение связано в первую очередь с ротацией арендаторов и выходом на рынок стрит-ритейла помещений вдали от станций метро или на участках улиц с низкими пешеходными потоками.


Источник: Colliers International


иГРОКИ РЫНКА

ILM

Еремина Лариса

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Экспертный анализ

Спрос на объекты стрит-ретейла в центре Москвы вырос на 30%

На 30% увеличилось количество заявок на аукционы по аренде коммерческих помещений в центре Москвы по сравнению с прошлым годом, а самая высокая конкуренция за объекты составила 30 участников на лот, рассказали в Департаменте города Москвы по конкурентной политике и S.A. Ricci.
27.09
Источник: new-retail.ru
Экспертный анализ

Street Retail Петербурга: итоги 2019 года от Colliers International

За 2019 г. на пяти ключевых торговых коридорах Петербурга поменялись арендаторы в 86 помещениях, а средний показатель вакантности увеличился до 8,2%.
14.01
Источник: Regnum.ru
Исследования рынка

Street-retail Москвы: итоги 2019 года от «Магазин Магазинов»

В 2019 году доля вакантных площадей на основных торговых коридорах Москвы выросла до 7%, на российский рынок вышло 25 новых международных брендов, а также произошли значимые изменения во всех сегментах ритейла.
09.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre