С 1 января 2020 года действует новая версия международных правил Инкотермс – Инкотермс 2020 (публикация ICC № 723), содержащая важные изменения в правилах поставки товаров.
Главной целью нового издания международных правил Инкотермс было сделать эти правила максимально понятными и удобными для пользования. Изменилась структура документа и организация таблиц с обязанностями сторон. Каждое условие поставки теперь проиллюстрировано наглядными схемами. Но, помимо «косметических» и структурных изменений, имеются и сущностные. Об этом рассказали эксперты компании CMS Russia.
Главной целью нового издания международных правил Инкотермс было сделать эти правила максимально понятными и удобными для пользования. Изменилась структура документа и организация таблиц с обязанностями сторон. Каждое условие поставки теперь проиллюстрировано наглядными схемами. Но, помимо «косметических» и структурных изменений, имеются и сущностные. Об этом рассказали эксперты компании CMS Russia.
FCA: коносамент может быть выдан после погрузки
В соответствии с условием FCA (Free Carrier / Франко перевозчик) обязательства продавца будут считаться исполненными тогда, когда он передаст товар перевозчику, привлеченному покупателем. Однако при морской перевозке и условии расчетов по аккредитиву банки часто требуют предоставить коносамент с бортовой записью, который выдается уже после погрузки товара на судно.
Теперь стороны могут договориться, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу после погрузки товара, после чего продавец будет обязан предоставить коносамент покупателю, как правило, через банк. На переход рисков это не влияет, и он определяется по общим правилам FCA.
Теперь стороны могут договориться, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу после погрузки товара, после чего продавец будет обязан предоставить коносамент покупателю, как правило, через банк. На переход рисков это не влияет, и он определяется по общим правилам FCA.
Термин DAT заменен на DPU
Термин DAT (Delivered at Terminal / Поставка на терминале) заменен на DPU (Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки). В соответствии с новым условием продавец несет ответственность за разгрузку товара в месте назначения.
Соответственно, термин DPU рекомендуется выбирать только в том случае, когда продавец знает, где и как выгружать товар в месте назначения (ориентируется на местности), в противном случае лучше выбирать условие DAP (Delivered at Place / Поставка в месте назначения).
Соответственно, термин DPU рекомендуется выбирать только в том случае, когда продавец знает, где и как выгружать товар в месте назначения (ориентируется на местности), в противном случае лучше выбирать условие DAP (Delivered at Place / Поставка в месте назначения).
Требования к транспортному документу по условию CPT
В соответствии с условием CPT (Carriage Paid To / Перевозка оплачена до) транспортный документ должен:
- быть датирован в пределах согласованного периода отгрузки;
- покрывать весь товар по договору; и
- предоставлять покупателю возможность потребовать товар от перевозчика в поименованном месте назначения и позволить покупателю продать товар в период транзита путем передачи документа последующему покупателю или посредством извещения перевозчика.
Если транспортный документ является оборотным и выдан в нескольких оригиналах, покупателю должен быть передан полный комплект документов. Если есть ошибки в транспортном документе, продавец должен их исправить, иначе будет просрочка поставки.
Страховое покрытие в условиях CIP и CIF
CIP (Carriage and Insurance Paid To / Перевозка и страхование оплачены до) и CIF (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) теперь устанавливают разный уровень страхового покрытия в пользу покупателя.
В соответствии с CIP объем страхования должен соответствовать оговорке «А» Института лондонских страховщиков (до этого было предусмотрено меньшее страховое покрытие для данного термина).
Оговорка «А» Института лондонских страховщиков предусматривает наибольший объем страхового покрытия. В частности, защита предоставляется от всех рисков повреждения, гибели или утраты имущества, за определенными исключениями (к примеру, если застрахованное лицо своими умышленными действиями способствовало возникновению ущерба; если ущерб был вызван неотъемлемыми недостатками товара или его свойствами и др.).
Термин CIF по-прежнему предусматривает минимальное страховое покрытие (оговорка «С» Института лондонских страховщиков), поскольку он чаще используется для поставки сырья.
В частности, оговорка «С» Института лондонских страховщиков предусматривает страховое покрытие только ограниченного круга рисков (пожар, взрыв, столкновение судна с внешним объектом и др.).
В соответствии с CIP объем страхования должен соответствовать оговорке «А» Института лондонских страховщиков (до этого было предусмотрено меньшее страховое покрытие для данного термина).
Оговорка «А» Института лондонских страховщиков предусматривает наибольший объем страхового покрытия. В частности, защита предоставляется от всех рисков повреждения, гибели или утраты имущества, за определенными исключениями (к примеру, если застрахованное лицо своими умышленными действиями способствовало возникновению ущерба; если ущерб был вызван неотъемлемыми недостатками товара или его свойствами и др.).
Термин CIF по-прежнему предусматривает минимальное страховое покрытие (оговорка «С» Института лондонских страховщиков), поскольку он чаще используется для поставки сырья.
В частности, оговорка «С» Института лондонских страховщиков предусматривает страховое покрытие только ограниченного круга рисков (пожар, взрыв, столкновение судна с внешним объектом и др.).
Прочие изменения
Помимо указанного, в Инкотермс 2020:
- учтены ситуации, когда перевозка товара осуществляется собственным транспортом продавца (базисы FCA, DAP, DPU, DDP (Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин));
- все затраты теперь перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого базиса;
- более точно определяется, какая сторона ответственна за таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт;
- вводится обязанность продавца соблюдать требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки или предоставить покупателю такую информацию, если это необходимо для организации перевозки.
Что не регулируют Инкотермс 2020?
Инкотермс по-прежнему не заменяют собой договор купли-продажи. В частности, Инкотермс не определяют правовую природу договора, момент перехода права собственности на товар, применимое право, а также ряд других существенных вопросов, которые сторонам важно согласовывать при заключении договора. В этой связи очень важным по-прежнему является детализированный подход к составлению текста договора.
Что это значит?
Инкотермс 2020 призваны со временем заменить предыдущую версию 2010 года. При этом стороны договоров поставки не обязаны менять условия уже заключенных договоров. Также они вправе по-прежнему ссылаться на версию Инкотермс 2010 (или на любую более раннюю версию Инкотермс) и в новых договорах поставки, заключаемых после 1 января 2020 г., если она им больше подходит.
В свете новых изменений иногда возможно возникновение неопределенности в отношениях между контрагентами. Применяются ли к вашему договору Инкотермс 2010 или 2020 года? Чтобы устранить неопределенность, рекомендуется прямо согласовать версию Инкотермс, применимую к вашему договору. Также было бы правильным шагом проанализировать действующие договоры поставки и выяснить, удобен ли для вас переход на редакцию Инкотермс 2020.