Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner LLP (ранее в России – Goltsblat BLP) сообщает о принятии нескольких федеральных законов, которые вносят в земельное и градостроительное законодательство изменения, касающиеся города Москвы:
1. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 455-ФЗ).
Закон 455-ФЗ продлил до 1 января 2025 г. для Москвы особый режим, позволяющий органам власти города Москвы наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, предусматривать собственные (дополнительные) основания для принятия следующих решений:
- об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Соответствующие изменения внесены в ст. 9 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации». Примечательно, что право иных субъектов РФ устанавливать указанные выше дополнительные основания прекратилось 1 января 2020 г. (части 29-31 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ), т. е. только Москва сохранила указанную возможность.
2. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 472-ФЗ).
В соответствии с Законом 472-ФЗ органы государственной власти Москвы получили право устанавливать, в частности, следующее:
- особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения генерального плана города Москвы, а также особенности порядка внесения в него изменений;
- особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы.
Юристы Bryan Cave Leighton Paisner LLP отмечают, что описанные изменения были внесены в тексты соответствующих проектов федеральных законов (№ 765483-7, впоследствии принятый как Закон 455-ФЗ, и № 789087-7, впоследствии принятый как Закон 472-ФЗ) в рамках второго чтения. Между тем Конституционный Суд РФ расценивает как отступление от установленных Регламентом Государственной Думы правил принятия федеральных законов ситуацию, при которой текст законопроекта, принятого в первом чтении, в процессе внесения в него поправок дополняется новой статьей, не объединенной с ним единой целью и при этом регулирующей вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает направление соответствующего законопроекта в субъекты РФ для согласования законодательных инициатив, затрагивающих их интересы, в контексте принципа равноправия субъектов Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 г. № 10-П).
Тем не менее, имевшие до сих пор место несоответствия московских нормативных правовых актов, например, Правил землепользования и застройки Москвы, федеральному законодательству, теперь можно рассматривать как особенности, разрешенные самим федеральным законодательством. Иными словами, получил дальнейшее закрепление особый статус города Москвы как субъекта РФ, в котором регулирование земельных и градостроительных отношений существенно отличается от общих правил.
Тем не менее, имевшие до сих пор место несоответствия московских нормативных правовых актов, например, Правил землепользования и застройки Москвы, федеральному законодательству, теперь можно рассматривать как особенности, разрешенные самим федеральным законодательством. Иными словами, получил дальнейшее закрепление особый статус города Москвы как субъекта РФ, в котором регулирование земельных и градостроительных отношений существенно отличается от общих правил.