Закон об онлайн-продаже лекарств: что это значит для e-commerce и аптек

Законопроект об онлайн-продаже лекарств с учетом поправки о рецептурных препаратах может быть принят Госдумой во втором чтении уже 31 марта 2020 года. Как он повлияет на e-commerce и аптеки, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.
4388

В рамках мер по предотвращению распространения короновирусной инфекции COVID-19 17 марта 2020 года президент Владимир Путин подписал указ о разрешении онлайн-продаж лекарственных средств. Уже 19 марта Государственная Дума приняла его во втором чтении, но на третьем чтении было принято решение вернуть законопроект на доработку, чтобы учесть инициативу Минздрава и дополнить список препаратов некоторыми рецептурными средствами. Кроме того, предполагается ужесточение ответственности за контрафакт. Госдума планирует принять закон уже 31 марта.

Что это значит для e-commerce и аптек, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.

Как производили доставку до указа президента


Важно понимать, что до этого указа лекарства тоже продавали онлайн, а также доставляли и в аптеку для самовывоза, и на дом. Такую реализацию могли осуществлять только игроки с фармацевтической лицензией, разрешением Росздравнадзора, а также наличием физической точки продаж (аптекой, аптечным киоском, аптечным пунктом и др.). Специфика такой доставки заключается в следующем: покупатель оплачивает заказ онлайн на сайте, аптека подписывает с курьером договор поручения, а тот доставляет уже оплаченный заказ от лица аптеки. С точки зрения защиты прав потребителя – формат допустимый, но не оптимальный. Клиент не может вернуть такую покупку, так как лекарства – товарная категория, которая не подлежит обмену и возврату.

Кроме того, долгое время аптеки внедряли доставку только в крупных городах, так как далеко не все курьерские службы были готовы брать за нее ответственность. Дело даже не в подписании договора поручения с курьером, а в том, что у каждого лекарственного средства существуют требования к температурному режиму хранения. Его необходимо соблюдать на протяжении всего времени транспортировки, иначе лекарство может потерять свои свойства.

На текущий момент более популярной формой дистанционного взаимодействия среди потребителей с аптечным ритейлом является онлайн заказ - когда покупатель заходит на онлайн витрину, собирает заказ с отложенной оплатой и выбирает доставку в ближайшую удобную для него аптеку, по сути аптека исполняет роль ПВЗ.

Чего ждут аптечные сети сейчас


Новый закон должен позволить аптекам продажу лекарств с оплатой товара как онлайн, так и на месте курьеру, использование услуг курьерских служб без дополнительных документов, а вести торговлю без розничной точки. Ожидается также обновление регламента возврата лекарственных средств. Сейчас этот вопрос неактуален, так как аптеки доставляют уже оплаченный товар. Но он обязательно возникнет с нововведениями. При выборе оплаты курьеру на месте в случае, если покупатель откажется от покупки – нет понимания, как вернуть товар в оборот. Лекарственные средства относятся к категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату, за исключением случаев повреждения упаковки и истечения срока годности на момент продажи.  

Даже с учетом того, что указ подписан 17 марта, без новых регулирующих документов изменить формат доставки владельцы фармацевтических лицензий не имеют права, т.к. согласно закону, предполагается ужесточение мер наказания за распространение контрафакта, а, следовательно, и требования к организации процесса. Игрокам критически важно обладать полной информацией об обновленном регламенте работы. Пока этой информации нет. Отдельного внимания также потребует легализация онлайн-продажи ряда рецептурных препаратов. Электронные рецепты хоть и получили широкое распространение, но система еще не перешла на них полностью. В каком порядке допустим будет отпуск рецептурного препарата онлайн – также пока не ясно.

Влияние закона на e-commerce


Еще до вступления закона в силу эксперты оценивали перспективы роста объема данного сегмента e-commerce в 10%. Сегодня, в условиях пандемии, спрос на аптечную продукцию в ближайшей перспективе будет только расти.  При этом, данное утверждение относится ко всем категориям товаров – лекарственным и нелекарственным средствам, медицинской техники домашнего применения, косметическим препаратам и др.
 

Отношение игроков


Учитывая, что онлайн-продажа лекарств и упрощение режима доставки – меры, спровоцированные пандемией, Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) скептически относится к спешному принятию закона. Легкая доступность препаратов может спровоцировать рост случаев самолечения и снятия симптомов болезни, вместо ее лечения.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), напротив, поддерживает законодательную инициативу и заявляет о готовности рынка к таким мерам. И в этом они тоже правы. После вступления в силу 54-ФЗ рынок изменился, и многие уже внедрили облачные онлайн-кассы. Законодательные изменения и технологическая база продолжили развиваться. На данном этапе организовать онлайн-продажи лекарственных средств не так уж и просто, дьявол, как всегда, в деталях. Помимо необходимых лицензий и разрешений, потребуется сайт и облачная касса для проведения платежей в соответствии с законом как через интернет-площадку, так и дистанционно – курьером.


Материалы по теме

Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Экспертный анализ

Стратегии инвестирования в кризисное время

В условиях, когда нестабильна вся мировая экономика, самым устойчивым инструментом остается недвижимость. Почему недвижимость может не только сохранить накопления, но и станет доходным инструментом? Какую стратегию выбирать инвесторам с валютным капиталом? И как действовать инвесторам, которые не успели до 8 марта купить доллары и остались с рублями? Рассказывают эксперты IPG.Estate.
25.03
Точка зрения

Как заполнить новый комплекс сервисных апартаментов: ключевые факторы успеха

Карине Шмарева, генеральный директор Intermark Hospitality, о том, какие факторы препятствуют максимальной заполняемости проектов сервисных апартаментов в России.
 
10.03

журнал CRE 13-14 (412-413)

Июль-Август
Очередной номер журнала CRE вышел  в печатном формате. Журнал выпущен при поддержке: MD Facility Management   Альфа-Сервис   Comcity   ricci   Группа компаний Спектрум   Metrika Investments     O1 Standard   Knight Frank   ОСТАНКИНО BUSINESS PARK   Михайловский Девелопмент В НОМЕРЕ: Актуально ДОРОГИЕ ВСЕ Почему в России продолжает дорожать всё и вся?   ВСЁ НИЖЕ И НИЖЕ Вернёт ли падающая ключевая ставка интерес к коммерческой недвижиммости?   Тема номера УПАЛ,...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (1 - 7 августа)

AFI Development завершила строительство офиса для «Тинькофф», ФНС хочет почти миллиарда от Zenden, на логопарк «Южные врата» претендует девелопер жилья, а CRE Federal Awards 2022 всё ближе. Об этом и многом другом – в нашей традиционной еженедельной подборке.
07.08
Источник: CRE
CRE Awards

Финалисты CRE Federal Awards 2022. Часть 2

Представляем финалистов ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards 2022. В этой части – результаты первого тура голосования в профессиональных номинациях – «Консультант года» и «Управляющая компания года». Также здесь представлены финалисты «Зелёного кирпича» в сегментах офисной и торговой недвижимости.

03.08
Источник: CRE
Конфликт

Zenden проиграл суд ФНС

Арбитраж Владимирской области вынес решение в пользу налоговиков, которые требуют от ритейлера 867 млн рублей.

03.08
Источник: CRE
Открытие

В «Грозном Молле» открываются международные бренды

Ювелирный бренд Roberto Bravo открыл первый официальный магазин в СКФО.
03.08
Источник: CRE
Аукцион

ТРЦ «Торговый квартал» продают с понижением

Торги по голландской схеме назначены на 9 сентября. Начальная цена составит 3,3 млрд рублей, минимальная – 2,1 млрд.

04.08
Источник: Radius Group
Переговоры

Vesper претендует на «Южные врата»

Стоимость логопарка площадью 650 тыс. кв. м может составлять около 30 млрд рублей.
04.08
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Русские идут

Уже в мае представители российских марок заявили, что готовы занять места уходящих иностранных брендов в сегменте стрит-ретейла – правда, лишь в том случае, если собственники помещений «вернутся с другой планеты по ставкам». И хотя первые магазины некоторые игроки уже открыли или готовятся открыть, тотального импортозамещения на знаковых «тяжелолюксовых» улицах Москвы и Петербурга ждать не стоит.
 
05.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre