Закон об онлайн-продаже лекарств: что это значит для e-commerce и аптек

Законопроект об онлайн-продаже лекарств с учетом поправки о рецептурных препаратах может быть принят Госдумой во втором чтении уже 31 марта 2020 года. Как он повлияет на e-commerce и аптеки, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.
5372
В рамках мер по предотвращению распространения короновирусной инфекции COVID-19 17 марта 2020 года президент Владимир Путин подписал указ о разрешении онлайн-продаж лекарственных средств. Уже 19 марта Государственная Дума приняла его во втором чтении, но на третьем чтении было принято решение вернуть законопроект на доработку, чтобы учесть инициативу Минздрава и дополнить список препаратов некоторыми рецептурными средствами. Кроме того, предполагается ужесточение ответственности за контрафакт. Госдума планирует принять закон уже 31 марта.

Что это значит для e-commerce и аптек, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.

Как производили доставку до указа президента


Важно понимать, что до этого указа лекарства тоже продавали онлайн, а также доставляли и в аптеку для самовывоза, и на дом. Такую реализацию могли осуществлять только игроки с фармацевтической лицензией, разрешением Росздравнадзора, а также наличием физической точки продаж (аптекой, аптечным киоском, аптечным пунктом и др.). Специфика такой доставки заключается в следующем: покупатель оплачивает заказ онлайн на сайте, аптека подписывает с курьером договор поручения, а тот доставляет уже оплаченный заказ от лица аптеки. С точки зрения защиты прав потребителя – формат допустимый, но не оптимальный. Клиент не может вернуть такую покупку, так как лекарства – товарная категория, которая не подлежит обмену и возврату.

Кроме того, долгое время аптеки внедряли доставку только в крупных городах, так как далеко не все курьерские службы были готовы брать за нее ответственность. Дело даже не в подписании договора поручения с курьером, а в том, что у каждого лекарственного средства существуют требования к температурному режиму хранения. Его необходимо соблюдать на протяжении всего времени транспортировки, иначе лекарство может потерять свои свойства.

На текущий момент более популярной формой дистанционного взаимодействия среди потребителей с аптечным ритейлом является онлайн заказ - когда покупатель заходит на онлайн витрину, собирает заказ с отложенной оплатой и выбирает доставку в ближайшую удобную для него аптеку, по сути аптека исполняет роль ПВЗ.

Чего ждут аптечные сети сейчас


Новый закон должен позволить аптекам продажу лекарств с оплатой товара как онлайн, так и на месте курьеру, использование услуг курьерских служб без дополнительных документов, а вести торговлю без розничной точки. Ожидается также обновление регламента возврата лекарственных средств. Сейчас этот вопрос неактуален, так как аптеки доставляют уже оплаченный товар. Но он обязательно возникнет с нововведениями. При выборе оплаты курьеру на месте в случае, если покупатель откажется от покупки – нет понимания, как вернуть товар в оборот. Лекарственные средства относятся к категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату, за исключением случаев повреждения упаковки и истечения срока годности на момент продажи.  

Даже с учетом того, что указ подписан 17 марта, без новых регулирующих документов изменить формат доставки владельцы фармацевтических лицензий не имеют права, т.к. согласно закону, предполагается ужесточение мер наказания за распространение контрафакта, а, следовательно, и требования к организации процесса. Игрокам критически важно обладать полной информацией об обновленном регламенте работы. Пока этой информации нет. Отдельного внимания также потребует легализация онлайн-продажи ряда рецептурных препаратов. Электронные рецепты хоть и получили широкое распространение, но система еще не перешла на них полностью. В каком порядке допустим будет отпуск рецептурного препарата онлайн – также пока не ясно.

Влияние закона на e-commerce


Еще до вступления закона в силу эксперты оценивали перспективы роста объема данного сегмента e-commerce в 10%. Сегодня, в условиях пандемии, спрос на аптечную продукцию в ближайшей перспективе будет только расти.  При этом, данное утверждение относится ко всем категориям товаров – лекарственным и нелекарственным средствам, медицинской техники домашнего применения, косметическим препаратам и др.
 

Отношение игроков


Учитывая, что онлайн-продажа лекарств и упрощение режима доставки – меры, спровоцированные пандемией, Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) скептически относится к спешному принятию закона. Легкая доступность препаратов может спровоцировать рост случаев самолечения и снятия симптомов болезни, вместо ее лечения.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), напротив, поддерживает законодательную инициативу и заявляет о готовности рынка к таким мерам. И в этом они тоже правы. После вступления в силу 54-ФЗ рынок изменился, и многие уже внедрили облачные онлайн-кассы. Законодательные изменения и технологическая база продолжили развиваться. На данном этапе организовать онлайн-продажи лекарственных средств не так уж и просто, дьявол, как всегда, в деталях. Помимо необходимых лицензий и разрешений, потребуется сайт и облачная касса для проведения платежей в соответствии с законом как через интернет-площадку, так и дистанционно – курьером.


Материалы по теме

Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Экспертный анализ

Стратегии инвестирования в кризисное время

В условиях, когда нестабильна вся мировая экономика, самым устойчивым инструментом остается недвижимость. Почему недвижимость может не только сохранить накопления, но и станет доходным инструментом? Какую стратегию выбирать инвесторам с валютным капиталом? И как действовать инвесторам, которые не успели до 8 марта купить доллары и остались с рублями? Рассказывают эксперты IPG.Estate.
25.03
Точка зрения

Как заполнить новый комплекс сервисных апартаментов: ключевые факторы успеха

Карине Шмарева, генеральный директор Intermark Hospitality, о том, какие факторы препятствуют максимальной заполняемости проектов сервисных апартаментов в России.
 
10.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre