Закон об онлайн-продаже лекарств: что это значит для e-commerce и аптек

Законопроект об онлайн-продаже лекарств с учетом поправки о рецептурных препаратах может быть принят Госдумой во втором чтении уже 31 марта 2020 года. Как он повлияет на e-commerce и аптеки, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.
5233
В рамках мер по предотвращению распространения короновирусной инфекции COVID-19 17 марта 2020 года президент Владимир Путин подписал указ о разрешении онлайн-продаж лекарственных средств. Уже 19 марта Государственная Дума приняла его во втором чтении, но на третьем чтении было принято решение вернуть законопроект на доработку, чтобы учесть инициативу Минздрава и дополнить список препаратов некоторыми рецептурными средствами. Кроме того, предполагается ужесточение ответственности за контрафакт. Госдума планирует принять закон уже 31 марта.

Что это значит для e-commerce и аптек, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.

Как производили доставку до указа президента


Важно понимать, что до этого указа лекарства тоже продавали онлайн, а также доставляли и в аптеку для самовывоза, и на дом. Такую реализацию могли осуществлять только игроки с фармацевтической лицензией, разрешением Росздравнадзора, а также наличием физической точки продаж (аптекой, аптечным киоском, аптечным пунктом и др.). Специфика такой доставки заключается в следующем: покупатель оплачивает заказ онлайн на сайте, аптека подписывает с курьером договор поручения, а тот доставляет уже оплаченный заказ от лица аптеки. С точки зрения защиты прав потребителя – формат допустимый, но не оптимальный. Клиент не может вернуть такую покупку, так как лекарства – товарная категория, которая не подлежит обмену и возврату.

Кроме того, долгое время аптеки внедряли доставку только в крупных городах, так как далеко не все курьерские службы были готовы брать за нее ответственность. Дело даже не в подписании договора поручения с курьером, а в том, что у каждого лекарственного средства существуют требования к температурному режиму хранения. Его необходимо соблюдать на протяжении всего времени транспортировки, иначе лекарство может потерять свои свойства.

На текущий момент более популярной формой дистанционного взаимодействия среди потребителей с аптечным ритейлом является онлайн заказ - когда покупатель заходит на онлайн витрину, собирает заказ с отложенной оплатой и выбирает доставку в ближайшую удобную для него аптеку, по сути аптека исполняет роль ПВЗ.

Чего ждут аптечные сети сейчас


Новый закон должен позволить аптекам продажу лекарств с оплатой товара как онлайн, так и на месте курьеру, использование услуг курьерских служб без дополнительных документов, а вести торговлю без розничной точки. Ожидается также обновление регламента возврата лекарственных средств. Сейчас этот вопрос неактуален, так как аптеки доставляют уже оплаченный товар. Но он обязательно возникнет с нововведениями. При выборе оплаты курьеру на месте в случае, если покупатель откажется от покупки – нет понимания, как вернуть товар в оборот. Лекарственные средства относятся к категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату, за исключением случаев повреждения упаковки и истечения срока годности на момент продажи.  

Даже с учетом того, что указ подписан 17 марта, без новых регулирующих документов изменить формат доставки владельцы фармацевтических лицензий не имеют права, т.к. согласно закону, предполагается ужесточение мер наказания за распространение контрафакта, а, следовательно, и требования к организации процесса. Игрокам критически важно обладать полной информацией об обновленном регламенте работы. Пока этой информации нет. Отдельного внимания также потребует легализация онлайн-продажи ряда рецептурных препаратов. Электронные рецепты хоть и получили широкое распространение, но система еще не перешла на них полностью. В каком порядке допустим будет отпуск рецептурного препарата онлайн – также пока не ясно.

Влияние закона на e-commerce


Еще до вступления закона в силу эксперты оценивали перспективы роста объема данного сегмента e-commerce в 10%. Сегодня, в условиях пандемии, спрос на аптечную продукцию в ближайшей перспективе будет только расти.  При этом, данное утверждение относится ко всем категориям товаров – лекарственным и нелекарственным средствам, медицинской техники домашнего применения, косметическим препаратам и др.
 

Отношение игроков


Учитывая, что онлайн-продажа лекарств и упрощение режима доставки – меры, спровоцированные пандемией, Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) скептически относится к спешному принятию закона. Легкая доступность препаратов может спровоцировать рост случаев самолечения и снятия симптомов болезни, вместо ее лечения.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), напротив, поддерживает законодательную инициативу и заявляет о готовности рынка к таким мерам. И в этом они тоже правы. После вступления в силу 54-ФЗ рынок изменился, и многие уже внедрили облачные онлайн-кассы. Законодательные изменения и технологическая база продолжили развиваться. На данном этапе организовать онлайн-продажи лекарственных средств не так уж и просто, дьявол, как всегда, в деталях. Помимо необходимых лицензий и разрешений, потребуется сайт и облачная касса для проведения платежей в соответствии с законом как через интернет-площадку, так и дистанционно – курьером.


Материалы по теме

Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Экспертный анализ

Стратегии инвестирования в кризисное время

В условиях, когда нестабильна вся мировая экономика, самым устойчивым инструментом остается недвижимость. Почему недвижимость может не только сохранить накопления, но и станет доходным инструментом? Какую стратегию выбирать инвесторам с валютным капиталом? И как действовать инвесторам, которые не успели до 8 марта купить доллары и остались с рублями? Рассказывают эксперты IPG.Estate.
25.03
Точка зрения

Как заполнить новый комплекс сервисных апартаментов: ключевые факторы успеха

Карине Шмарева, генеральный директор Intermark Hospitality, о том, какие факторы препятствуют максимальной заполняемости проектов сервисных апартаментов в России.
 
10.03

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre