Закон об онлайн-продаже лекарств: что это значит для e-commerce и аптек

Законопроект об онлайн-продаже лекарств с учетом поправки о рецептурных препаратах может быть принят Госдумой во втором чтении уже 31 марта 2020 года. Как он повлияет на e-commerce и аптеки, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.
5201
В рамках мер по предотвращению распространения короновирусной инфекции COVID-19 17 марта 2020 года президент Владимир Путин подписал указ о разрешении онлайн-продаж лекарственных средств. Уже 19 марта Государственная Дума приняла его во втором чтении, но на третьем чтении было принято решение вернуть законопроект на доработку, чтобы учесть инициативу Минздрава и дополнить список препаратов некоторыми рецептурными средствами. Кроме того, предполагается ужесточение ответственности за контрафакт. Госдума планирует принять закон уже 31 марта.

Что это значит для e-commerce и аптек, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.

Как производили доставку до указа президента


Важно понимать, что до этого указа лекарства тоже продавали онлайн, а также доставляли и в аптеку для самовывоза, и на дом. Такую реализацию могли осуществлять только игроки с фармацевтической лицензией, разрешением Росздравнадзора, а также наличием физической точки продаж (аптекой, аптечным киоском, аптечным пунктом и др.). Специфика такой доставки заключается в следующем: покупатель оплачивает заказ онлайн на сайте, аптека подписывает с курьером договор поручения, а тот доставляет уже оплаченный заказ от лица аптеки. С точки зрения защиты прав потребителя – формат допустимый, но не оптимальный. Клиент не может вернуть такую покупку, так как лекарства – товарная категория, которая не подлежит обмену и возврату.

Кроме того, долгое время аптеки внедряли доставку только в крупных городах, так как далеко не все курьерские службы были готовы брать за нее ответственность. Дело даже не в подписании договора поручения с курьером, а в том, что у каждого лекарственного средства существуют требования к температурному режиму хранения. Его необходимо соблюдать на протяжении всего времени транспортировки, иначе лекарство может потерять свои свойства.

На текущий момент более популярной формой дистанционного взаимодействия среди потребителей с аптечным ритейлом является онлайн заказ - когда покупатель заходит на онлайн витрину, собирает заказ с отложенной оплатой и выбирает доставку в ближайшую удобную для него аптеку, по сути аптека исполняет роль ПВЗ.

Чего ждут аптечные сети сейчас


Новый закон должен позволить аптекам продажу лекарств с оплатой товара как онлайн, так и на месте курьеру, использование услуг курьерских служб без дополнительных документов, а вести торговлю без розничной точки. Ожидается также обновление регламента возврата лекарственных средств. Сейчас этот вопрос неактуален, так как аптеки доставляют уже оплаченный товар. Но он обязательно возникнет с нововведениями. При выборе оплаты курьеру на месте в случае, если покупатель откажется от покупки – нет понимания, как вернуть товар в оборот. Лекарственные средства относятся к категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату, за исключением случаев повреждения упаковки и истечения срока годности на момент продажи.  

Даже с учетом того, что указ подписан 17 марта, без новых регулирующих документов изменить формат доставки владельцы фармацевтических лицензий не имеют права, т.к. согласно закону, предполагается ужесточение мер наказания за распространение контрафакта, а, следовательно, и требования к организации процесса. Игрокам критически важно обладать полной информацией об обновленном регламенте работы. Пока этой информации нет. Отдельного внимания также потребует легализация онлайн-продажи ряда рецептурных препаратов. Электронные рецепты хоть и получили широкое распространение, но система еще не перешла на них полностью. В каком порядке допустим будет отпуск рецептурного препарата онлайн – также пока не ясно.

Влияние закона на e-commerce


Еще до вступления закона в силу эксперты оценивали перспективы роста объема данного сегмента e-commerce в 10%. Сегодня, в условиях пандемии, спрос на аптечную продукцию в ближайшей перспективе будет только расти.  При этом, данное утверждение относится ко всем категориям товаров – лекарственным и нелекарственным средствам, медицинской техники домашнего применения, косметическим препаратам и др.
 

Отношение игроков


Учитывая, что онлайн-продажа лекарств и упрощение режима доставки – меры, спровоцированные пандемией, Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) скептически относится к спешному принятию закона. Легкая доступность препаратов может спровоцировать рост случаев самолечения и снятия симптомов болезни, вместо ее лечения.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), напротив, поддерживает законодательную инициативу и заявляет о готовности рынка к таким мерам. И в этом они тоже правы. После вступления в силу 54-ФЗ рынок изменился, и многие уже внедрили облачные онлайн-кассы. Законодательные изменения и технологическая база продолжили развиваться. На данном этапе организовать онлайн-продажи лекарственных средств не так уж и просто, дьявол, как всегда, в деталях. Помимо необходимых лицензий и разрешений, потребуется сайт и облачная касса для проведения платежей в соответствии с законом как через интернет-площадку, так и дистанционно – курьером.


Материалы по теме

Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Экспертный анализ

Стратегии инвестирования в кризисное время

В условиях, когда нестабильна вся мировая экономика, самым устойчивым инструментом остается недвижимость. Почему недвижимость может не только сохранить накопления, но и станет доходным инструментом? Какую стратегию выбирать инвесторам с валютным капиталом? И как действовать инвесторам, которые не успели до 8 марта купить доллары и остались с рублями? Рассказывают эксперты IPG.Estate.
25.03
Точка зрения

Как заполнить новый комплекс сервисных апартаментов: ключевые факторы успеха

Карине Шмарева, генеральный директор Intermark Hospitality, о том, какие факторы препятствуют максимальной заполняемости проектов сервисных апартаментов в России.
 
10.03

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre