Стратегии инвестирования в кризисное время

В условиях, когда нестабильна вся мировая экономика, самым устойчивым инструментом остается недвижимость. Почему недвижимость может не только сохранить накопления, но и станет доходным инструментом? Какую стратегию выбирать инвесторам с валютным капиталом? И как действовать инвесторам, которые не успели до 8 марта купить доллары и остались с рублями? Рассказывают эксперты IPG.Estate.
6475
В 21 веке российская экономика уже в третий раз сталкивается с падением курса национальной валюты. В таких условиях инвесторы с частным капиталом стремятся сохранить свои накопления, рассматривая различные рынки: акции, ценные бумаги, валюта, драгоценные металлы, недвижимость. В условиях, когда нестабильна вся мировая экономика, самым устойчивым инструментом остается недвижимость. Почему недвижимость может не только сохранить накопления, но и станет доходным инструментом? Какую стратегию выбирать инвесторам с валютным капиталом? И как действовать инвесторам, которые не успели до 8 марта купить доллары и остались с рублями? Рассказывают эксперты IPG.Estate: Александр Волошин, руководитель отдела финансовых рынков и инвестиций и Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга.
 

Замедление экономики как сигнал к действию

 
Пандемия коронавируса и рекомендуемый карантин и самоизоляция, закрытие государственных границ, нестабильность мировых рынков, снижение цен на нефть и падение рубля – вес это в совокупности привело к замедлению темпов экономического роста во всем мире.

В сложившихся условиях на рынке могут появиться ликвидные «стрессовые активы»: некоторые собственники будут вынуждены продавать объекты. В первую очередь такие объекты привлекательны для инвесторов с точки зрения стоимости.
  • За теряющий в ликвидности рубль можно купить действующие объекты недвижимости, которые вырастут в цене и прибавят в капитализации, как только восстановится спрос.
  • У инвесторов, которые хранили накопления в валюте, в пересчете на рубли появился апсайд. Имеет смысл его реализовать до того, как рубль начнет укрепляться.
Наиболее выгодными городами для инвестирования в недвижимость остаются Москва с долей в 60% общего объема инвестиций и Санкт-Петербург – 34%, на все остальные регионы России приходится всего 6%. Причина – Москва остается единственным международным финансовым рынком России, а в Санкт-Петербурге развиваются три основных направления: IT, нефтегаз и туризм – отрасль пострадает в среднесрочной перспективе.  
 

Что предлагает рынок: консервативная оценка активов

 
В период кризиса перед инвестором не стоит выбора: готовый объект или строящийся, поскольку деньги важно сохранить. Ответ очевиден: готовый доходный объект. Какую недвижимость выбирать?
 
В 2020 году кризис, вызванный негативным влиянием коронавируса и падением цен на нефть, усугубляется еще и закрытием межгосударственных границ, изменением покупательских моделей и информационной паникой. Мы исключаем из рассмотрения гостиницы, включая апартаменты, и торговые центры, поскольку эти сегменты в краткосрочной перспективе (6-18 месяцев) будут наиболее подвержены рискам: невозможно спрогнозировать длительность пандемии, сроки открытия межгосударственных границ и восстановление туристических потоков, восстановление торговых связей с Китаем и Италией, откуда поступает значительный объем товаров, материалов и комплектующих как для ритейла, так и для легкой и тяжелой промышленности.

Несмотря на то, что в любой кризис снижается деловая активность во всех сегментах бизнеса, самым стабильным остается офисный сегмент, а самым доходным – стрит-ритейл с продуктовым арендатором. Поговорим подробно про каждый вариант.
 

Дефицит офисов и отложенный спрос

 
Объекты офисной недвижимости в Санкт-Петербурге приносят доходность в размере 10% годовых. Заполняемость держится на уровне 90-95%. Минимальный порог входа – 50-60 тыс. руб./кв. м для объектов площадью более 10 тыс. кв. м, 70 – 100 тыс. руб./кв. м при покупке встроенных офисных помещений.
 
В 2014 году, когда рынки офисной недвижимости Москвы и регионов упали, потому что ушли иностранные компании и начались банкротства, рынок Санкт-Петербурга поддержал переезд «Газпрома». Собственники смогли сохранить ставки аренды. Но новые объекты не выводились. Бизнес-активность восстановилась быстрее, чем активность в девелопменте. Особенно быстро начали расти IT-компании. Это сформировало, во-первых, дефицит качественных офисов, во-вторых, отложенный спрос. Ставки аренды начали расти. Сейчас рынок все еще находится в состоянии дефицита, а новые объекты выводятся на рынок с высоким уровнем заполненных площадей. Нестабильность экономики поставила переговоры на паузу, но клиенты не отказываются от объектов. Инвесторы рассматривают два типа офисных объектов:
 
  • Стабилизированные офисные центры с высоким уровнем заполненных площадей, что позволяет.
  • Недостроенные объекты с возможностью редевелопмента. При минимальных вложениях новые собственники повышают качество и классность объектов, выводя на рынок объекты по максимальной арендной ставке. Как только восстановится спрос, реконструированный объект быстро заполнится отложенным и возобновившимся спросом.


Стрит-ритейл и продуктовые сети


В любых экономических условиях наиболее комфортно себя ощущают продуктовые сети, поскольку они реализуют товары первой необходимости, а также способны гибко подстраиваются под «кошелек» клиента. И чем ближе ритейлер к покупателю, тем он успешнее. Поэтому сетевые компании активнее осваивают формат магазинов «у дома». Крупные сети не боятся конкуренции: «Магнит», X5 Retail Group с брендом «Пятерочка», «Дикси», «Верный», «ВкусВилл» открывают магазины в одних и тех же локациях.
 
Собственники встроенных помещений в стрит-ритейле с арендатором из ряда крупных сетевых ритейлеров сохраняют доходность на уровне 9-10 %, несмотря на падение цен на нефть и пандемию. Порог входа – от 150 тыс. руб. / кв.м. При рассмотрении помещений в стрит-ритейле инвесторы рассматривают два сценария:
 
  • Покупка готового бизнеса: помещение стрит-ритейла с уже подписанным договором аренды с продуктовым оператором.
  • Покупка помещения в стрит-ритейле и поиск арендатора. При этом сценарии стоит внимательнее относиться к выбору, учитывая все технические характеристики и специфику локации. Например, оценивать транспортные и пешеходные потоки, зоны охвата. В общем, все те характеристики, которые важны продуктовым сетям. Зачастую инвесторы работают с консультантами, которые предлагают как помещения, так и ведут работу по привлечению продуктовой сети.


иГРОКИ РЫНКА

IPG.Estate

Трушин Валерий

Консалтинг и брокеридж

IPG.Estate

Материалы по теме

Экспертный анализ

Гостиницы Москвы и Петербурга теряют в день по 258 млн рублей

Сегодня из-за коронавируса убытки гостиниц в Москве составляют 210 млн рублей в день, в Санкт-Петербурге - 48,1 млн рублей. В случае введения режима чрезвычайной ситуации ежедневные убытки гостиниц двух столиц составят 317,3 млн рублей, считают в Rusland SP Hospitality.
23.03
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Точка зрения

Инвестиции в стрит-ритейл: 10 правил поиска надежного актива

Анастасия Попова, генеральный директор агентства недвижимости LIGHTHAUS, выделила 10 правил, которыми необходимо руководствоваться при поиске надежного и доходного помещения для стрит-ритейла в городских новостройках.
17.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre