Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
8821
Текущая ситуация, сложившаяся в связи с распространением вируса COVID-19, показала, насколько хрупко равновесие и насколько быстро может измениться привычный уклад жизни. Во избежание ее усугубления принятые беспрецедентные меры, в числе которых –  закрытие границ, отмена авиасообщения с другими странами, введение карантина и массовый перевод рабочего процесса в удаленный формат, будем надеяться, окажутся эффективными. Однако последняя мера – напрямую касается формата бизнес-центров и их будущего в долгосрочной перспективе. Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как это отразится на офисных пространствах.
 
Нет причин думать, что бизнес-центры «выйдут в тираж» – они по-прежнему будут функционировать, без этого формата недвижимости рынок не сможет обойтись. Но в каком виде?..
 
Уже сейчас понятно, что принцип совместной работы изменится навсегда. Завоевавший мир open space теперь ставит под угрозу не только здоровье сотрудников, но и экономическую стабильность всей компании. Крупные международные и российские компании, в офисах которых превалировали пространства открытого типа и где одновременно могли разместиться до 100 человек, быстро осознали эту проблему и оперативно перевели подавляющее большинство персонала в формат хоум-офиса еще в середине марта. Даже те компании, которые не обладали большим штатом сотрудников, также сочли перевод на «удаленку» превентивной мерой, чтобы сократить число контактов как в офисе, так и в транспорте. Теперь и вовсе – Москва и область на жестком карантине без возможности перемещения по городу.
 
И все мы понимаем, что возвращение в офисы может затянуться. По некоторым прогнозам, в лучшем случае это случится к концу апреля или после майских праздников, а худший вариант сейчас попросту невозможно спрогнозировать. Однако все это может стать поводом для модернизации офисов как на уровне собственников бизнес-центров, так и на уровне владельцев или арендаторов помещений.
 
Для собственников бизнес центров – сейчас время проверять инженерно-техническое обеспечение своих зданий и то, насколько оно соответствует предпринимаемым мерам по профилактике распространения инфекций в общественных помещениях. Большую роль в этом играет вентиляционная система, которая в бизнес-центрах А-класса обязательно должна быть приточно-вытяжной. Кроме того, расчетный расход воздуха на человека должен составлять не менее 60 м3 в час с кратностью воздухообмена не ниже 3 раз – это значит, что воздух в помещении за один час должен смениться три раза. Также важна своевременная очистка и замена фильтров в блоках фильтрации, и лучше, если на период ухудшения эпидемиологической обстановки это будут фильтры абсолютной очистки HEPA. При таких условиях в помещении будет создаваться не просто благоприятный микроклимат, а по-настоящему здоровая среда.
 
Владельцам и арендаторам офисов придется задуматься о переформатировании офисных пространств. Планировочные «open space»-решения теряют актуальность не только в связи с увеличением рисков распространения инфекции, но и в связи с наличием повышенного уровня шума, негативно сказывающегося на психологическом состоянии и эффективности работы сотрудников. Все идет к тому, что открытая планировка неизбежно уйдет в прошлое. На ее место придет более гибкий принцип организации пространства, популярный в коворкингах, который объединяет в себе черты все имеющиеся на сегодняшний день типы: кабинеты, переговорные разных форматов – от вместительных до мини-версий, рассчитанных всего на пару человек, а также общие зоны для работы, прежде всего, небольших групп. И в этом не последнюю роль сыграет как раз спровоцированный коронавирусом массовый перевод работы в удаленный формат, а также глобализация в целом. Согласно нашему прошлогоднему исследованию, доля компаний, где более трети сотрудников работают удаленно либо по гибкому графику, в структуре спроса на аренду площадей в бизнес-центрах А-класса выросла на 10% за два года. Сейчас эта доля вырастет в разы, как и число сотрудников, предпочитающих «удаленку».
 
Вынужденная изоляция заставляет компании по-новому выстраивать рабочий процесс, а сотрудники – приспосабливаются работать из дома, не тратя лишнего времени на дорогу. И не факт, что все они захотят вернуться на свои рабочие места, тем более если условия для здоровой рабочей среды так и не были созданы. Таким образом, гибридизация офисов станет выходом из сложившейся ситуации и новым доминирующим принципом организации планировочных решений, поскольку такое многосоставное пространство сможет решать противоположные задачи – объединять людей и давать столь необходимый в рабочей среде уровень приватности. Для компаний – это будет способом вернуть работников в офисы и провести оптимизацию арендуемых площадей, сократив издержки на его содержание.


иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Девелопмент

A-Store Estates

Материалы по теме

Экспертный анализ

Правильный офис защищает здоровье сотрудников

Дополнительные меры защиты здоровья сотрудников в офисах, предпринимаемые в период пандемии, в дальнейшем станут нормой на рабочих местах.
08.04
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Исследования рынка

Москва стала лидером по снижению цен на коммерческую недвижимость

Динамику арендных ставок в городах-миллионниках в четырех категориях коммерческой недвижимости за полгода представили в Domofond.ru. Больше других — на 36,9% — снизились цены на аренду офисов в Москве. Максимальный рост — на 50% — отмечен в категории производственных помещений в Красноярске. В большинстве городов-миллионников отмечено снижение арендных ставок по сравнению с июлем 2019 года.
18.03

журнал CRE 5 (425)

Май, 2023
Вышел из печати майский CRE #5 (425) Журнал выпущен при поддержке: Comcity O1 Standard NF Group Sawatzky Property Management MD Facility Management PLT KR Properties MR-Group Raven Russia ГАЛС RD Management Central Properties Столица Менеджмент CORE.XP ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ Репортаж ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ  Фотоотчет с юбилейной премии CRE Moscow Awards 2023 Тема номера АРАБСКОЕ ЗОЛОТО По данным Bloomberg, в прошлом году россияне купили в Дубае больше всего недвижимости сре...

Популярное

Источник: CRE
Экспертный анализ

Быстрые и легкие

По данным IBC Real Estate, общее предложение площадей формата light industrial составляет 267 тыс. кв. м. На этапе строительства со сроком реализации в 2023 году находятся 157 тыс. кв. м, в перспективе 2024–2026 годов к строительству запланировано 1,1 млн кв. м. Потенциальный объем развития рынка (планируемые и строящиеся площади) составляет 1,3 млн кв. м, что более чем в 5 раз превышает готовое предложение. Эксперты – о перспективах самого «молодого, да раннего» сегмента.
 
Автор: Влад Лория. Журнал CRE Склады и логистика.
22.05
Источник: CRE
Назначения

Николай Мороз – новый генеральный директор CMWP

Основатель компании Сергей Рябокобылко остается управляющим партнером группы компаний Commonwealth Partnership.
23.05
Источник: CRE
Проект

МК DoorHan построит 500 000 кв. м складов в Татарстане

Строительство может занять до 15 лет, а совокупные инвестиции – составить порядка 20 млрд рублей. Сейчас, по данным компании, в РТ всего около 433 тыс. кв. м качественных складов, 99% из которых недоступны для аренды.
22.05
Источник: Apollax Space
Сделка

Apollax Space закрыла сделки более чем на 200 рабочих мест

С начала 2023 года были закрыты четыре сделки в пространствах «Новосущевский» и «Цветной бульвар».
22.05
Источник: Пресс-служба RD Residence
Назначения

В RD Residence – новый генеральный директор

Компания RD Residence объявила о топовом назначении.

24.05
Источник: Stone Hedge
Назначения

Stone Hedge рассказал о новых назначениях

Кристина Недря возглавила коммерческое управление компанией, а Мария Чириканова – отдел по работе с партнерами.
23.05
Источник: «Сумма элементов»
Проект

Монолит стилобата готов в «Эйлере»

Девелопер «Сумма элементов» планирует ввести здание в эксплуатацию в начале 2024 года. Основной объем займут офисные помещения, а в шестиэтажном стилобате расположатся объекты инфраструктуры.
23.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre