Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
Текущая ситуация, сложившаяся в связи с распространением вируса COVID-19, показала, насколько хрупко равновесие и насколько быстро может измениться привычный уклад жизни. Во избежание ее усугубления принятые беспрецедентные меры, в числе которых –  закрытие границ, отмена авиасообщения с другими странами, введение карантина и массовый перевод рабочего процесса в удаленный формат, будем надеяться, окажутся эффективными. Однако последняя мера – напрямую касается формата бизнес-центров и их будущего в долгосрочной перспективе. Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как это отразится на офисных пространствах.
 
Нет причин думать, что бизнес-центры «выйдут в тираж» – они по-прежнему будут функционировать, без этого формата недвижимости рынок не сможет обойтись. Но в каком виде?..
 
Уже сейчас понятно, что принцип совместной работы изменится навсегда. Завоевавший мир open space теперь ставит под угрозу не только здоровье сотрудников, но и экономическую стабильность всей компании. Крупные международные и российские компании, в офисах которых превалировали пространства открытого типа и где одновременно могли разместиться до 100 человек, быстро осознали эту проблему и оперативно перевели подавляющее большинство персонала в формат хоум-офиса еще в середине марта. Даже те компании, которые не обладали большим штатом сотрудников, также сочли перевод на «удаленку» превентивной мерой, чтобы сократить число контактов как в офисе, так и в транспорте. Теперь и вовсе – Москва и область на жестком карантине без возможности перемещения по городу.
 
И все мы понимаем, что возвращение в офисы может затянуться. По некоторым прогнозам, в лучшем случае это случится к концу апреля или после майских праздников, а худший вариант сейчас попросту невозможно спрогнозировать. Однако все это может стать поводом для модернизации офисов как на уровне собственников бизнес-центров, так и на уровне владельцев или арендаторов помещений.
 
Для собственников бизнес центров – сейчас время проверять инженерно-техническое обеспечение своих зданий и то, насколько оно соответствует предпринимаемым мерам по профилактике распространения инфекций в общественных помещениях. Большую роль в этом играет вентиляционная система, которая в бизнес-центрах А-класса обязательно должна быть приточно-вытяжной. Кроме того, расчетный расход воздуха на человека должен составлять не менее 60 м3 в час с кратностью воздухообмена не ниже 3 раз – это значит, что воздух в помещении за один час должен смениться три раза. Также важна своевременная очистка и замена фильтров в блоках фильтрации, и лучше, если на период ухудшения эпидемиологической обстановки это будут фильтры абсолютной очистки HEPA. При таких условиях в помещении будет создаваться не просто благоприятный микроклимат, а по-настоящему здоровая среда.
 
Владельцам и арендаторам офисов придется задуматься о переформатировании офисных пространств. Планировочные «open space»-решения теряют актуальность не только в связи с увеличением рисков распространения инфекции, но и в связи с наличием повышенного уровня шума, негативно сказывающегося на психологическом состоянии и эффективности работы сотрудников. Все идет к тому, что открытая планировка неизбежно уйдет в прошлое. На ее место придет более гибкий принцип организации пространства, популярный в коворкингах, который объединяет в себе черты все имеющиеся на сегодняшний день типы: кабинеты, переговорные разных форматов – от вместительных до мини-версий, рассчитанных всего на пару человек, а также общие зоны для работы, прежде всего, небольших групп. И в этом не последнюю роль сыграет как раз спровоцированный коронавирусом массовый перевод работы в удаленный формат, а также глобализация в целом. Согласно нашему прошлогоднему исследованию, доля компаний, где более трети сотрудников работают удаленно либо по гибкому графику, в структуре спроса на аренду площадей в бизнес-центрах А-класса выросла на 10% за два года. Сейчас эта доля вырастет в разы, как и число сотрудников, предпочитающих «удаленку».
 
Вынужденная изоляция заставляет компании по-новому выстраивать рабочий процесс, а сотрудники – приспосабливаются работать из дома, не тратя лишнего времени на дорогу. И не факт, что все они захотят вернуться на свои рабочие места, тем более если условия для здоровой рабочей среды так и не были созданы. Таким образом, гибридизация офисов станет выходом из сложившейся ситуации и новым доминирующим принципом организации планировочных решений, поскольку такое многосоставное пространство сможет решать противоположные задачи – объединять людей и давать столь необходимый в рабочей среде уровень приватности. Для компаний – это будет способом вернуть работников в офисы и провести оптимизацию арендуемых площадей, сократив издержки на его содержание.


иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Девелопмент

A-Store Estates

Управление и эксплуатация недвижимости

Neopolis

Материалы по теме

Экспертный анализ

Правильный офис защищает здоровье сотрудников

Дополнительные меры защиты здоровья сотрудников в офисах, предпринимаемые в период пандемии, в дальнейшем станут нормой на рабочих местах.
08.04
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Исследования рынка

Москва стала лидером по снижению цен на коммерческую недвижимость

Динамику арендных ставок в городах-миллионниках в четырех категориях коммерческой недвижимости за полгода представили в Domofond.ru. Больше других — на 36,9% — снизились цены на аренду офисов в Москве. Максимальный рост — на 50% — отмечен в категории производственных помещений в Красноярске. В большинстве городов-миллионников отмечено снижение арендных ставок по сравнению с июлем 2019 года.
18.03

журнал CRE 8 (386)

Апрель 2
CRE №8 доступен в PDF-формате Номер вышел при поддержке  Raven Russia www.rrpa.ru В НОМЕРЕ Актуально НЕФОРМАТ   Тема номера ГОРОД НЕ СКАЗКА, ГОРОД НЕ МЕЧТА   Цифры и факты ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ МОСКВЫ   Тренды УРАВНЕНИЕ С ПЕРЕМЕННЫМИ   Мнение «У ДОМА» И E-COMMERCE     Мнение TO BE OR B2B?   Репортаж ВСЁ ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕКА   Ре СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКА И БИЗНЕС-РАЙОНА LINDHOLMEN SCIENCE PARK, ШВЕЦИЯ   Барометр  ...

Популярное

Сделка

Central Properties приобрела склад на 107 тыс кв м

Сделка по покупке складского комплекса Nordway у компании Sirin Development претендует на звание крупнейшей инвестиционной сделки в складском сегменте с начала года. Консультантом выступила компания Knight Frank.

06.05
Сделка

В «PNK Парке Софьино» продали более 11,5 тыс. кв. м

Покупателем стала сеть по продаже мебели ТД «Лазурит». Консультантом выступила компания NT Properties. Сделку профинансировал Альфа-Банк в Калининграде совместно с ГК Альфа-Лизинг.

04.05
Открытие

Meeting Point открылся в «Даниловской мануфактуре»

Коворкинг площадью 5 000 кв. м стал пятым для сети в Москве.
04.05
Проект

Stone Hedge завершает проектирование парка на Белорусской

Проект БЦ Stone Towers обещает быть уникальным на российском рынке по обеспеченности собственной инфраструктурой: площадь только парка составит 5000 кв. м.
06.05
Сделка

Производитель косметики переехал в Gregory's Palace

Сделку по аренде клиентского офиса компанией CellooE сопровождали специалисты Bright Rich | CORFAC Int.
05.05
Открытие

В ТРК Yolka открылся магазин Boston

Индивидуальный предприниматель занял 18 кв. м в проекте «Эссен Девелопмент» в Йошкар-Оле.

05.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre