Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
9409
Текущая ситуация, сложившаяся в связи с распространением вируса COVID-19, показала, насколько хрупко равновесие и насколько быстро может измениться привычный уклад жизни. Во избежание ее усугубления принятые беспрецедентные меры, в числе которых –  закрытие границ, отмена авиасообщения с другими странами, введение карантина и массовый перевод рабочего процесса в удаленный формат, будем надеяться, окажутся эффективными. Однако последняя мера – напрямую касается формата бизнес-центров и их будущего в долгосрочной перспективе. Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как это отразится на офисных пространствах.
 
Нет причин думать, что бизнес-центры «выйдут в тираж» – они по-прежнему будут функционировать, без этого формата недвижимости рынок не сможет обойтись. Но в каком виде?..
 
Уже сейчас понятно, что принцип совместной работы изменится навсегда. Завоевавший мир open space теперь ставит под угрозу не только здоровье сотрудников, но и экономическую стабильность всей компании. Крупные международные и российские компании, в офисах которых превалировали пространства открытого типа и где одновременно могли разместиться до 100 человек, быстро осознали эту проблему и оперативно перевели подавляющее большинство персонала в формат хоум-офиса еще в середине марта. Даже те компании, которые не обладали большим штатом сотрудников, также сочли перевод на «удаленку» превентивной мерой, чтобы сократить число контактов как в офисе, так и в транспорте. Теперь и вовсе – Москва и область на жестком карантине без возможности перемещения по городу.
 
И все мы понимаем, что возвращение в офисы может затянуться. По некоторым прогнозам, в лучшем случае это случится к концу апреля или после майских праздников, а худший вариант сейчас попросту невозможно спрогнозировать. Однако все это может стать поводом для модернизации офисов как на уровне собственников бизнес-центров, так и на уровне владельцев или арендаторов помещений.
 
Для собственников бизнес центров – сейчас время проверять инженерно-техническое обеспечение своих зданий и то, насколько оно соответствует предпринимаемым мерам по профилактике распространения инфекций в общественных помещениях. Большую роль в этом играет вентиляционная система, которая в бизнес-центрах А-класса обязательно должна быть приточно-вытяжной. Кроме того, расчетный расход воздуха на человека должен составлять не менее 60 м3 в час с кратностью воздухообмена не ниже 3 раз – это значит, что воздух в помещении за один час должен смениться три раза. Также важна своевременная очистка и замена фильтров в блоках фильтрации, и лучше, если на период ухудшения эпидемиологической обстановки это будут фильтры абсолютной очистки HEPA. При таких условиях в помещении будет создаваться не просто благоприятный микроклимат, а по-настоящему здоровая среда.
 
Владельцам и арендаторам офисов придется задуматься о переформатировании офисных пространств. Планировочные «open space»-решения теряют актуальность не только в связи с увеличением рисков распространения инфекции, но и в связи с наличием повышенного уровня шума, негативно сказывающегося на психологическом состоянии и эффективности работы сотрудников. Все идет к тому, что открытая планировка неизбежно уйдет в прошлое. На ее место придет более гибкий принцип организации пространства, популярный в коворкингах, который объединяет в себе черты все имеющиеся на сегодняшний день типы: кабинеты, переговорные разных форматов – от вместительных до мини-версий, рассчитанных всего на пару человек, а также общие зоны для работы, прежде всего, небольших групп. И в этом не последнюю роль сыграет как раз спровоцированный коронавирусом массовый перевод работы в удаленный формат, а также глобализация в целом. Согласно нашему прошлогоднему исследованию, доля компаний, где более трети сотрудников работают удаленно либо по гибкому графику, в структуре спроса на аренду площадей в бизнес-центрах А-класса выросла на 10% за два года. Сейчас эта доля вырастет в разы, как и число сотрудников, предпочитающих «удаленку».
 
Вынужденная изоляция заставляет компании по-новому выстраивать рабочий процесс, а сотрудники – приспосабливаются работать из дома, не тратя лишнего времени на дорогу. И не факт, что все они захотят вернуться на свои рабочие места, тем более если условия для здоровой рабочей среды так и не были созданы. Таким образом, гибридизация офисов станет выходом из сложившейся ситуации и новым доминирующим принципом организации планировочных решений, поскольку такое многосоставное пространство сможет решать противоположные задачи – объединять людей и давать столь необходимый в рабочей среде уровень приватности. Для компаний – это будет способом вернуть работников в офисы и провести оптимизацию арендуемых площадей, сократив издержки на его содержание.


иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Девелопмент

A-Store Estates

Материалы по теме

Экспертный анализ

Правильный офис защищает здоровье сотрудников

Дополнительные меры защиты здоровья сотрудников в офисах, предпринимаемые в период пандемии, в дальнейшем станут нормой на рабочих местах.
08.04
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Исследования рынка

Москва стала лидером по снижению цен на коммерческую недвижимость

Динамику арендных ставок в городах-миллионниках в четырех категориях коммерческой недвижимости за полгода представили в Domofond.ru. Больше других — на 36,9% — снизились цены на аренду офисов в Москве. Максимальный рост — на 50% — отмечен в категории производственных помещений в Красноярске. В большинстве городов-миллионников отмечено снижение арендных ставок по сравнению с июлем 2019 года.
18.03

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre