Золотой возраст: почему современной России нужны качественные коммерческие дома для престарелых

В странах западной Европы и США дома для престарелых – это крупный сетевой бизнес, но в России рынок недвижимости для людей старшего поколения только зарождается. Михаил Беляков, глава архитектурного бюро Noor Architects, рассказывает о том, почему сейчас стала еще более очевидна необходимость в безопасном и комфортном жилье для пожилых и что необходимо для развития качественных геронтологических услуг в России.
4130
Ситуация с эпидемией коронавируса обнажила не только слабые места в экономике, но и различные проблемы социального характера. Сегодня в России, как и во всем мире, помимо бизнеса страдают слабозащищенные группы населения, такие как пожилые люди. Необходимость обеспечения безопасной и комфортной жизни для них стала еще боле очевидной.

В странах западной Европы и США дома престарелых – это крупный сетевой бизнес. Только в Америке функционирует порядка 50 сетей резиденций для лиц пожилого возраста. Крупнейшие их них - HCR ManorCa и Genesis HealthCare. В среднем стоимость проживания в пансионатах начитается от 3 тыс. долларов в месяц. Такие проекты создаются по схеме мультифункциональных синтетических комплексов с медицинской, коммерческой, рекреационной инфраструктурой. Резиденции современного формата предоставляют возможность жить более полноценной жизнью без множества ограничений, изолирующих человека. Кроме того, подобные проекты создают эффект синергии социальных сервисов и коммерции.

Население нашей страны, как и во всем мире, стремительно стареет. Общество начинает осознавать необходимость развития качественных геронтологических услуг. С точки зрения бизнеса — это ликвидный продукт, который может развиваться в сетевом формате. В России рост сегмента тормозится низкой покупательской способностью и скепсисом по отношению к заведениям такого формата. Преодолеть недоверие людей можно, создавая новые проекты, которые наглядно покажут преимущества современной геронтологической архитектуры перед устаревшими советскими образцами.

Я считаю, что построение и популяризация полноценной индустрии геронтологических услуг и соответствующей сети современных объектов должно проводиться в два этапа. Первый предполагает развитие и дополнение соответствующих строительных и налоговых норм. Второй этап – это количественный рост рынка и усиление конкуренции, которая позитивно повлияет на разнообразие и качество проектов. Многим пенсионерам не хватает полноценного общения. В современных домах престарелых они получают не только комфортное жилье и медицинский уход, но и собственное комьюнити, что является не менее важным элементом функционирования таких проектов.

В прошлом году с правовой точки зрения ситуация сдвинулась с места. В декабре Минстрой опубликовал проект изменений к СП 145.13330.2012, который регулирует правила разработки «домов-интернатов». В документе говорится о расширении коридоров для проезда колясок до 2 метров, необходимости формирования специальной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями и т.д. Помимо этого, в новом СП разъяснены нормы «Обеспечение пожарной безопасности». Для получения субсидий права работать в специальном налоговом режиме частные дома должны соответствовать строительному СП. Однако параметры старого свода не соответствовали современным высоким стандартам геронтологических объектов. Новый документ также требует серьезной доработки, но позитивные сдвиги на данном направлении уже есть.

В хорошем проекте должны быть предусмотрены отдельные блоки для жильцов с разными потребностями в уходе. Необходимо сформировать полноценные вспомогательные составляющие для отдыха, поддержания здоровья, развлечений. Сценарии использования территории должны быть максимально разнообразными, безопасными и адаптированными под целевую аудиторию. Особое внимание состоит уделить вопросам инклюзивности. Например, все двери и проемы должны быть приспособлены для комфортного перемещения на колясках и с ходунками. Расстояние по коридору от крайних комнат до общественной зоны стоит рассчитывать так, чтобы оно не превышало 20-25 метров. Важно также упомянуть о необходимости отсутствия порогов во всем здании и т.д. Широкие проходы, поручни в душевых и туалетах, простая планировка с многочисленными нюансами позволяют безопасно жить и проводить досуг. Именно это и является основной, для пребывания в таких центрах. В отличие от массового в нашей стране представления о домах престарелых как о центрах паллиативной терапии, во всем мире это одни из самых инновационных проектов, которые учитывая целый ряд особенности их клиентов.

Подход может быть сопоставимым с сервисом сетевой отельной индустрии. Люди выбирают их, исходя из личных предпочтений. Дом для пожилых может быть в пригороде, в центре мегаполиса (The Clare, Chicago) или даже в каком-то исключительном месте (The Rio Verde Country Club, Arizona). Главное, чтобы он был индивидуально подобранным лайфстайл-местом приятного проведения времени для разных людей.

Дома для пожилых людей в России должны быть привлекательным вложением в будущую старость для тех, кому сейчас 30-40 лет, а не вынужденной мерой, как это бывает сейчас. Рассматривать подобные проекты необходимо с точки зрения длительных, а не сиюминутных инвестиций, как с точки зрения извлечения выгоды, так и с позиции подготовки своего будущего. Если, создавая резиденции для пожилых, относиться к ним как к потенциальному собственному жилью, в котором захотелось бы поселиться в старости, то и результат будет позитивным. Кроме того, новые форматы резиденций для пожилых должны, в том числе, ответить на вопросы о том, как обеспечивать уход за пенсионерами в условиях форс-мажоров и внешних эпидемий, снизить нагрузку на медицинские учреждения и т.д.


иГРОКИ РЫНКА

Михаил Беляков

Материалы по теме

Точка зрения

Торговые центры одолеют кризис только при условии господдержки

Акоп Сейсян, исполнительный директор сети районных ТЦ «Ареал», о том, что сегодня происходит на рынке торговых центров и как собственники договариваются с арендаторами, мерах поддержки, которые необходимы отрасли, и сценариях развития ситуации.
22.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04
KnowHow

«Русский Burning Man»: как создается временная архитектура на фестивалях

Летом в Крыму состоялся молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Участники мероприятия присвоили ему второе негласное название - «русский Burning Man», сравнив с американским фестивалем в пустыне Блэк-Рок в Неваде. О том, что такое временный редевелопмент территории и как на подобных площадках создаются гигантские инсталляции и инфраструктура, рассказал Михаил Беляков, руководитель мастерской Noor Architects.
03.12

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre