«Русский Burning Man»: как создается временная архитектура на фестивалях

Летом в Крыму состоялся молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Участники мероприятия присвоили ему второе негласное название - «русский Burning Man», сравнив с американским фестивалем в пустыне Блэк-Рок в Неваде. О том, что такое временный редевелопмент территории и как на подобных площадках создаются гигантские инсталляции и инфраструктура, рассказал Михаил Беляков, руководитель мастерской Noor Architects.
9914
Фестивальная культура и архитектура во всем мире сегодня переживают свой второй «Золотой век». Летом 2019 года на Крымском полуострове состоялся молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Мероприятие запомнилось участникам масштабным преображением территории, появлением гигантских инсталляций и настоящего временного города, из-за чего ему присвоили второе негласное название - «русский Burning Man». Созданием инфраструктуры для фестиваля в Крыму занималось архитектурное бюро Noor Architects. Михаил Беляков, руководитель Noor Architects, рассказал, как природные ландшафты превращаются в культурные пространства и создается событийная архитектура.
 

Временный редевелопмент: что это такое?

Мы именуем подобный формат работы временным редевелопментом, который можно сравнить с шахматной блиц-партией. На площадке быстро и с математической точностью расставляются объекты и элементы инфраструктуры, которые по завершении мероприятий необходимо столь же стремительно разобрать. Подобный стиль разработки проектов связан со слаженностью работы, ювелирной аккуратностью и оперативностью управления различными процессами. Обычно поп-ап концепции создаются, исходя из расчета на взаимодействие с несколькими десятками или сотнями людей одновременно. В случае «Тавриды-Арт» речь идет уже о тысячах и даже десятках тысяч посетителей.



Являясь гостем такого мероприятия, человек должен легко считывать территорию и ориентироваться на ней. Этому во многом способствует концентрическая система зонирования. Схема работает так, что, попадая на центральную площадь, гость может моментально сориентироваться и найти любые нужные ему объекты или площадки. Данный момент концептуально объединяет мероприятие в Неваде и «Тавриду». 
 

Временный редевелопмент в России и в мире


Событийная архитектура играет важную роль в современном мире. На принципах временного редевеломента базируются крупнейшие фестивали культуры, музыки и искусства («Коачелла»), политические и экономические саммиты (G20) и многочисленные мероприятия других форматов. Поэтому все проекты очень различаются по своему внешнему виду. За последние годы в России появилось достаточно много как локальных, так и крупных качественных кейсов такого рода, например, тот же фестиваль Alfa Future People (AFP). «Таврида» же выделяется своей масштабностью, уникальностью локации и мультиформатностью.

Современный временный редевелопмент — это консолидация ландшфатной, городской, а также параметрической архитектуры. Кроме того, в нем широко применяются передовые технологии световой, звуковой и социальной инженерии. Подобные мероприятия международного уровня каждый год становятся масштабнее, разнообразнее и интереснее. Сегодня просто установки большой сцены в центре отведенного участка уже недостаточно. В целом разработка событийных проектов похожа на создание многофункциональных городов в миниатюре.



Архитектурное бюро Noor Architects в 2015 занималось возведением временных конструкций для проведения предварительной жеребьевки мундиаля-2018. Инфраструктура сооружалась внутри территории Константиновского дворца в Стрельне, а также в Михайловском саду в историческом центре Северной столицы. Площадь одного только зала проведения жеребьевки составила 10 тыс. кв. м, а совокупная площадь всех объектов достигала примерно 20 тыс. кв. м. Другой проект сходного формата был реализован бюро на территории московского спорткомплексе «Лужники», где специалисты возвели для нужд Чемпионата мира объекты суммарной площадью более 10 тыс. кв. м.
 

Выбор места и его роль

Нахождение территории для проведения фестивалей такого уровня является очень ответственным делом, ведь локация должна мотивировать и вдохновлять людей.

Бухта Капсель находится прямо у мыса Меганом, защищена от степных ветров и одинаково живописна днем и ночью. Климат и долгие годы его воздействия превратили соседнюю долину в настоящий внеземной пейзаж, который играет роль природных декораций. При этом с логистической точки зрения территория также весьма удачна, так как расположена недалеко районного центра - города Судак, но, благодаря ландшафту, скрыта от глаз.



Временный редевелопмент предполагает очень щадящее внедрение элементов нового строительства привычную структуру участка, что в определенной степени сыграло нам на руку. Ландшафт долины невероятно интересен и сложно структурирован уже сам по себе. В нем спрятано множество складок, перепадов, пейзажных локаций. Проектировать в таком месте непросто, но вместе с тем очень интересно.



Вся инфраструктура «Тавриды» расположилась на 55 гектарах земли, на которых пришлось искать точки для органичного и удобного расположения временных сооружений. Правильно разделить различные зоны не в последнюю очередь помог природный рельеф долины.



Особенность событийного девелопмента заключается в том, что он должен быть живым, помогать раскрепостить людей и настраивать на правильную волну. Культурное пространство фестиваля создано так, чтобы не застывать в моменте, а работать в качестве эволюционирующей культурной площадки, где бухта и побережье становятся динамическим фоном для проведения арт-экспериментов. С этой целью было решено специально оставить места для больших арт-объектов, которые постоянно обсуждались, постепенно менялись и преображались в течение всех дней мероприятия. Основная задача организаторов в таком случае – дать гостям качественную базовую инфраструктуру и одновременно предоставить право и возможность преображать арт-пространство, менять тональность настроения.
 

Создание инфраструктуры
 

Конечно, регулировка многочисленных систем функционирования мероприятия такого формата гораздо трудозатратнее, чем в случае с гастрономическими или туристическими мероприятиями. Нам было необходимо сформировать не только максимально удобную бытовую среду, но и разработать все необходимые объекты. В их числе места для мастер-классов с возможностью для удобного монтажа аппаратуры, большие и малые шатры, зоны работы сотрудников и др. Наша задача в качестве архитекторов состояла в том, чтобы создать, включить и синхронизировать такой механизм со множеством «пружин и шестеренок».

Структурно территорию разделили на 5 больших зон с определенными функциями: прогулочную зону; зону для мероприятий; зону для размещения гостей форума; зоны для размещения почетных гостей и официальных лиц; зону для арт-объектов и служебные зоны.


В зоне временного пребывания гостей фестиваля было построено деревянное быстро сооружаемое жилье, объекты гигиены, а также модульные постройки. Малые архитектурные формы представлены в формате площадок для йоги и отдыха. В ряде локаций размещены костровые. Они играли большую роль в создании атмосферы мероприятия, являясь своеобразными общественными хабами. Для почетных гостей появились модульные жилые дома, кафе и корпус администрации.  Помимо этого, мы занимались разработкой зоны руководства техническим обеспечением.



В целом за период организации фестиваля была проделана огромная инженерная работа. Электрическое освещение, снабжение энергией, питьевой и технической водой – все это было организовано и создано полностью с нуля и в более чем достаточном объеме. Во время форума и фестиваля команда организаторов тщательно наблюдала за тем, чтобы все системы работали в бесперебойном режиме. Не забыли они и о безопасности. Территория фестиваля и форума была огорожена, а опасные места рядом с обрывами, морем и оврагами – надежно изолированы.


Как показала практика, инфраструктура полностью справилась со своей задачей. На основной сцене «Тавриды» прошло 834 мероприятия. В арт-кварталах за неделю успешно состоялись десятки концертов, кастингов и т.д.



иГРОКИ РЫНКА

Михаил Беляков

Материалы по теме

Точка зрения

Офис по стратегии: как создать

Руслан Кубрава, директор S.A. Ricci Project Management, рассуждает о том, как создать качественный офис, основываясь не только на требованиях клиента, но и на глобальной стратегии организации офисных пространств.
28.10
Точка зрения

Что делать со спортивными объектами после ЧМ-2018?

Михаил Беляков, руководитель мастерской NOOR Architects
 
17.09
Экспертный анализ

Почему девелоперы тратят миллионы на детскую инфраструктуру?

По данным аналитиков Sminex, инфраструктура жилого проекта входит в топ-5 факторов для покупателей элитной и премиальной недвижимости в Москве. Для семей с детьми до 16 лет определяющее значение имеет детская инфраструктура.
29.07

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre