Что делать со спортивными объектами после ЧМ-2018?

Михаил Беляков, руководитель мастерской NOOR Architects
 
6138
Чемпионат мира по футболу успешно прошел во многих российских городах, оставив после себя не только приятные впечатления от грандиозного праздника, но и немалое количество спортивной инфраструктуры, построенной к мероприятию, которую необходимо использовать и «загружать» в дальнейшем.

В первую очередь, речь идет о стадионах, которые готовились, строились, реконструировались и адаптировались под требования FIFA. Сами требования достаточно жестко регламентированы: ориентация поля с севера на юг, длина 105 м и ширина 68 м, техническая зона выноса по газону – 8,5 и 10 м, натуральное покрытие и многое другое. Кроме этого, отдельно регламентируются такие аспекты: количество лож и VIP-трибун, нормы безопасности по количеству входов и выходов, видеонаблюдения и систем рамочных конструкций, минимальное освещение мощностью не менее 2000 люкс, наличие независимых источников энергии, зонирование территории и многое другое.



Также особое внимание уделяется временным и нестационарным конструкциям. В мировую практику уже давно вошел принцип адаптации масштабных объектов без серьезного вмешательства в конструктив первоначального проекта. Иными словами, мы можем за счет временных конструкций увеличить количество мест на трибунах, создать прилегающую инфраструктуру, которая по требованиям FIFA должна включать в себя так называемую «зону гостеприимства», медиацентр, зоны телевещателей и технологический центр, логистическую зону, помещения для волонтеров, аккредитационный блок и коммерческие помещения, павильоны, столовую для обслуживания третьих лиц, а также специальные сервисы для зрителей.

Главная задача всех этих объектов – обеспечить стадион недостающей инфраструктурой и создать комфортную обстановку как для зрителей, так и для гостей. Чаще всего для этих целей используют сборно-разборные металлоконструкции (Layher), шатры (Rоder, Veldeman) и модульные здания, время сборки-разборки которых редко превышает 2 недели. Это позволяет в кратчайшие сроки перестроить тот или иной сегмент и адаптировать его под необходимые задачи. К примеру, если стадион будет в дальнейшем использоваться под проведение концертных мероприятий, то потребуется специальное оформление входов-выходов, кассовая зона, камеры хранения, специальные шатры для получения VIP-билетов и для фанатской атрибутики. Ни один объект не в состоянии предусмотреть все возможные варианты использования пространства, поэтому временные конструкции становятся наилучшим решением. 

Также трендом последних 20 лет в мировой практике строительства спортивных объектов и в последние 5 лет в нашей стране стало стремление к многофункциональности. Более того, сегодня – это уже не один из возможных вариантов развития, а необходимость. Из российских примеров – это стадионы в Сочи и Казани, где крупный спортивный блок превратился в многофункциональный комплекс не только для использования по основной функции, но и для организации представлений, что успешно продемонстрировала Олимпиада в Сочи в 2014 г. и Универсиада в Казани.

Одна из главных проблем всех спортивных объектов, которые готовились под массовые чемпионаты, – их невостребованность после окончания тех или иных событий. Даже для крупного города загрузить стадион вместимостью 80 тыс. человек - непростая задача (например, средняя посещаемость российских арен во время игр наших команд составляет 11,5 тыс. человек). А когда объект, пусть даже на 60 тыс., находится в регионе – это уже серьезная нагрузка на бюджет. Модульные конструкции позволяют придумывать бесконечное количество возможных вариантов использования площадки. Можно делать саму игровую зоны на несколько частей, проводить выставки и фестивали, устраивать городские праздники, а также адаптировать арену не только под футбольные игры, но и для других соревнований.



Более того, современные технологии позволяют проектировать небольшие стадионы с возможностью расширения их вместимости за счет временных конструкций. Еще на этапе концепции такой вариант в обязательном порядке должен рассматриваться инвесторами и зачастую он более экономически обоснован, чем строительство крупного, но невостребованного в конкретном регионе объекта.

Временные объекты могут размещаться там, где нет возможности строить капитальные сооружения и с точки зрения действующего законодательства, так как не требуются разрешения на строительство, объект не ставится на учет и ему не присватается адрес. Еще одним плюсом можно назвать то, что затраты на возведение временного сооружения значительно меньше, чем на капитальное соответствующей площади. При этом, как ни странно, требования строительных регламентов и нормативов для временных объектов не отличаются от требований к капитальным зданиям.

На мой взгляд, возможности, которые дают нам временные конструкции сегодня, – это шанс более экономно расходовать средства и лучше их адаптировать под те задачи, которые стоят перед городом или инвестором, будь то новый стадион или концертный зал.
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Михаил Беляков

Материалы по теме

Точка зрения

Пожарная безопасность спортивных объектов

Ирина Орлова, ROCKWOOL Russia

19.06
10 фактов Вам надо знать о…

10 фактов о спортивных сооружениях

Спортивные сооружения, отдельные здания и комплексы построек, предназначенные для оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, а также соревнований по различным видам спорта. Прототипами современных спортивных сооружений явились античные палестры стадионы, ипподромы и цирки.


31.01
не указано

Oценка стоимости спортивных сооружений

Строительство олимпийских объектов в Сочи – одно из наиболее значимых событий на российском рынке недвижимости. Его значение определяется не только масштабом строительства, но и особыми условиями, в которых формируется новый рынок недвижимости Черноморского побережья России. К 2014 году запланировано строительство сети новых магистральных автодорог, трех новых электростанций, линии электропередач, коммунальных инженерных сетей, нескольких больших отелей, 11 крупных спортивных сооружений, включая 5 ледовых дворцов и пр.
27.05

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre