Большая часть всех опрошенных (65%) заявила об оптимизации сети в сложившейся ситуации с ограничениями работы ретейла. Из них более 30% - это представители fashion-ретейла. При этом 18% ретейлеров не планируют проводить оптимизацию, 17% еще не определились с решением.
В то же время почти половина респондентов заявила о том, что не планирует развивать новые форматы магазинов (47%), в основном это представители сегмента fashion. 31% уже внедряет новые форматы, 22% - в процессе их разработки. Приспосабливаются к изменениям в основном такие профили, как товары для дома и DIY, продукты питания, в меньшей степени - одежда и обувь, спортивные товары.
78% всех опрошенных компаний ретейла планируют открывать во втором полугодии 2020 новые точки (среднее количество – 20 магазинов за период). Наиболее активное развитие планируется в сегменте продуктов питания (в плане по открытиям - до 100 новых магазинов). Планы по открытию новых точек после введения ограничений в сравнении с началом года сократились более чем в 2 раза.
18% ретейлеров не планирует закрытий во 2-ом квартале. Около трети торговых сетей планирует закрыть от 1 до 10 магазинов. В среднем те ретейлеры, которые хотят закрывать магазины, имеют планы по закрытию около 15 торговых точек. Треть еще не приняла решения о закрытиях.
26% оценивают состояние компании как среднее (оценка 5 по 10-балльной шкале), 34% - выше среднего (оценка от 6 до 8), 13% ощущают себя отлично (оценка 9-10 баллов), 28% - ниже среднего (от 1 до 4).
42% компаний ожидают изменений в лучшую сторону в 2021 г., 35% - в худшую, 23% изменений не предвидят. Среди оптимистов в основном профили товаров для дома, а также одежда и обувь. Пессимистичны такие профили, как парфюмерия и косметика, а также заведения общепита.
Более трети опрошенных ожидают восстановления товарооборота до уровня 2019 г. во 2 полугодии 2021 г., 27% ожидают улучшений только в 2022 г., 15% рассчитывают на восстановление в 1 половине 2021 г., 13% - верят в восстановление экономической активности уже до конца текущего года.
Почти половина респондентов использует собственный сайт как канал продаж, менее приоритетными являются службы доставки и маркетплейсы.
Интернет-продажи увеличились в среднем на 40% у опрошенных компаний. 55% использует возможность самовывоза из торговых точек.
В опросе приняли участие 17 799 торговых точек в РФ.
Аналитика по профилям
Одежда, обувь
Несмотря на то что последствия карантина сейчас требуют замедления развития многих непродуктовых ретейлеров, большая часть компаний не теряет уверенности в нормализации спроса и необходимости развития, в связи с чем меняет планы по открытию новых точек несущественно.
В сегменте fashion компании будут готовы открывать десятки новых магазинов до конца второго полугодия после снятия ограничений.
Большая часть компаний сегмента одежды и обуви ожидает восстановления во 2 полугодии 2021 г. Большинство компаний использует в первую очередь для продаж собственный сайт в условиях закрытия магазинов, вторым по приоритету являются маркетплейсы (Lamoda, Wilberries, Ozon) и на третьем месте – сотрудничество с платформами и службами доставки.
За апрель-май текущего года продажи через интернет-магазины у ретейлеров выросли в среднем на 45%.
Продукты питания
Все компании единогласно высказались за проведение оптимизации магазинов сети и внедрение нового формата. В среднем продуктовые ретейлеры планируют до конца года открыть порядка 30 торговых точек, что почти вдвое ниже первоначальных планов на начало 2020 г. В то же время в среднем компании планируют закрыть около 7 торговых точек каждая. Все компании оценили свое положение как отличное (от 8 до 10 по 10-балльной шкале). В то же время половина респондентов ожидает до конца года изменений в лучшую сторону, половина считает, что таковых не предвидится. Восстановления товарооборота до уровня 2019 г. ожидают до конца 2020 г. 50% не использует в качестве каналов продаж интернет-магазин, 33% отметили в среднем увеличение продаж онлайн в два раза, 17% компаний незначительно нарастили продажи онлайн - на 3-5%. 67% респондентов предоставляет возможность самовывоза готового заказа.
Товары для дома, DIY
43% ретейлеров не приняли решение по оптимизации сетей, около трети респондентов не планирует закрывать магазины, 30% – планирует. Почти половина разрабатывает новый формат торговых точек, 30% уже внедряют его, 14% - не планируют никаких изменений в формате. В течение второго полугодия ретейлеры планируют открывать 3-5 новых торговых точек, в начале 2020 г. планы были более активные – до 10 новых точек планировалось к открытию до ограничений. Большая часть планирует закрыть около 5 торговых точек в ближайшее время, треть респондентов будет принимать решение о закрытии только после возобновления работы. Компании оценивают свое состояние в среднем на 5 баллов (по 10-балльной шкале).
Почти половина ожидает изменений в лучшую сторону, треть респондентов считает, что будут изменения в худшую сторону, треть – вообще не предвидит никаких изменений. Большинство компаний ожидает восстановления товарооборота во втором полугодии 2021 г. Почти половина респондентов отметили увеличение объема продаж в онлайне, треть отметила 100%-ый рост продаж. Практически все ретейлеры предоставляют возможность самовывоза из своих торговых точек.
Рестораны и кафе
83% опрошенных компаний будут проводить оптимизацию. Практически сразу после введения ограничений было отмечено, что многие не откроются после снятия ограничений в связи с потерями товарооборота и высокими арендными платежами. Все компании уже внедряют или разрабатывают новый формат. Заведения общепита в среднем закроют или уже закрыли по 4 точки в течение 2-го квартала. Половина респондентов отмечают свое состояние как выше среднего (оценка 7-8 баллов по 10-балльной шкале), половина оценивает свое состояние как среднее (оценка 5 баллов). Большая часть ожидает изменений в лучшую сторону в 2021 г., треть – в худшую сторону, 14% никаких изменений не предвидит. Треть компаний ожидает восстановления товарооборота в 1 полугодии 2021 г., треть – во 2 полугодии 2021 г.. Большая часть опрошенных отметили увеличение товарооборота с доставки / на вынос от 20 до 70%. Более 80% ресторанов и кафе сейчас работают на доставку.
В то же время почти половина респондентов заявила о том, что не планирует развивать новые форматы магазинов (47%), в основном это представители сегмента fashion. 31% уже внедряет новые форматы, 22% - в процессе их разработки. Приспосабливаются к изменениям в основном такие профили, как товары для дома и DIY, продукты питания, в меньшей степени - одежда и обувь, спортивные товары.
78% всех опрошенных компаний ретейла планируют открывать во втором полугодии 2020 новые точки (среднее количество – 20 магазинов за период). Наиболее активное развитие планируется в сегменте продуктов питания (в плане по открытиям - до 100 новых магазинов). Планы по открытию новых точек после введения ограничений в сравнении с началом года сократились более чем в 2 раза.
18% ретейлеров не планирует закрытий во 2-ом квартале. Около трети торговых сетей планирует закрыть от 1 до 10 магазинов. В среднем те ретейлеры, которые хотят закрывать магазины, имеют планы по закрытию около 15 торговых точек. Треть еще не приняла решения о закрытиях.
26% оценивают состояние компании как среднее (оценка 5 по 10-балльной шкале), 34% - выше среднего (оценка от 6 до 8), 13% ощущают себя отлично (оценка 9-10 баллов), 28% - ниже среднего (от 1 до 4).
42% компаний ожидают изменений в лучшую сторону в 2021 г., 35% - в худшую, 23% изменений не предвидят. Среди оптимистов в основном профили товаров для дома, а также одежда и обувь. Пессимистичны такие профили, как парфюмерия и косметика, а также заведения общепита.
Более трети опрошенных ожидают восстановления товарооборота до уровня 2019 г. во 2 полугодии 2021 г., 27% ожидают улучшений только в 2022 г., 15% рассчитывают на восстановление в 1 половине 2021 г., 13% - верят в восстановление экономической активности уже до конца текущего года.
Почти половина респондентов использует собственный сайт как канал продаж, менее приоритетными являются службы доставки и маркетплейсы.
Интернет-продажи увеличились в среднем на 40% у опрошенных компаний. 55% использует возможность самовывоза из торговых точек.
В опросе приняли участие 17 799 торговых точек в РФ.
Аналитика по профилям
Одежда, обувь
Несмотря на то что последствия карантина сейчас требуют замедления развития многих непродуктовых ретейлеров, большая часть компаний не теряет уверенности в нормализации спроса и необходимости развития, в связи с чем меняет планы по открытию новых точек несущественно.
В сегменте fashion компании будут готовы открывать десятки новых магазинов до конца второго полугодия после снятия ограничений.
Большая часть компаний сегмента одежды и обуви ожидает восстановления во 2 полугодии 2021 г. Большинство компаний использует в первую очередь для продаж собственный сайт в условиях закрытия магазинов, вторым по приоритету являются маркетплейсы (Lamoda, Wilberries, Ozon) и на третьем месте – сотрудничество с платформами и службами доставки.
За апрель-май текущего года продажи через интернет-магазины у ретейлеров выросли в среднем на 45%.
Продукты питания
Все компании единогласно высказались за проведение оптимизации магазинов сети и внедрение нового формата. В среднем продуктовые ретейлеры планируют до конца года открыть порядка 30 торговых точек, что почти вдвое ниже первоначальных планов на начало 2020 г. В то же время в среднем компании планируют закрыть около 7 торговых точек каждая. Все компании оценили свое положение как отличное (от 8 до 10 по 10-балльной шкале). В то же время половина респондентов ожидает до конца года изменений в лучшую сторону, половина считает, что таковых не предвидится. Восстановления товарооборота до уровня 2019 г. ожидают до конца 2020 г. 50% не использует в качестве каналов продаж интернет-магазин, 33% отметили в среднем увеличение продаж онлайн в два раза, 17% компаний незначительно нарастили продажи онлайн - на 3-5%. 67% респондентов предоставляет возможность самовывоза готового заказа.
Товары для дома, DIY
43% ретейлеров не приняли решение по оптимизации сетей, около трети респондентов не планирует закрывать магазины, 30% – планирует. Почти половина разрабатывает новый формат торговых точек, 30% уже внедряют его, 14% - не планируют никаких изменений в формате. В течение второго полугодия ретейлеры планируют открывать 3-5 новых торговых точек, в начале 2020 г. планы были более активные – до 10 новых точек планировалось к открытию до ограничений. Большая часть планирует закрыть около 5 торговых точек в ближайшее время, треть респондентов будет принимать решение о закрытии только после возобновления работы. Компании оценивают свое состояние в среднем на 5 баллов (по 10-балльной шкале).
Почти половина ожидает изменений в лучшую сторону, треть респондентов считает, что будут изменения в худшую сторону, треть – вообще не предвидит никаких изменений. Большинство компаний ожидает восстановления товарооборота во втором полугодии 2021 г. Почти половина респондентов отметили увеличение объема продаж в онлайне, треть отметила 100%-ый рост продаж. Практически все ретейлеры предоставляют возможность самовывоза из своих торговых точек.
Рестораны и кафе
83% опрошенных компаний будут проводить оптимизацию. Практически сразу после введения ограничений было отмечено, что многие не откроются после снятия ограничений в связи с потерями товарооборота и высокими арендными платежами. Все компании уже внедряют или разрабатывают новый формат. Заведения общепита в среднем закроют или уже закрыли по 4 точки в течение 2-го квартала. Половина респондентов отмечают свое состояние как выше среднего (оценка 7-8 баллов по 10-балльной шкале), половина оценивает свое состояние как среднее (оценка 5 баллов). Большая часть ожидает изменений в лучшую сторону в 2021 г., треть – в худшую сторону, 14% никаких изменений не предвидит. Треть компаний ожидает восстановления товарооборота в 1 полугодии 2021 г., треть – во 2 полугодии 2021 г.. Большая часть опрошенных отметили увеличение товарооборота с доставки / на вынос от 20 до 70%. Более 80% ресторанов и кафе сейчас работают на доставку.