Помните, как в 90-е гг. прошлого века четверть розничных магазинчиков ретировалась под натиском новых крупных маркетов? Людям было в диковинку ходить с тележками по громадным магазинам с огромным ассортиментом. Торговые «гиганты» строились вплоть до 2014-го, после – лишь единицы. В топ-20 самых больших ТЦ страны нет ни одного, возведенного в 2018-м. За пару десятков лет покупатели насытились масштабами, теперь в фаворе – малые ТЦ у метро, удобные магазины «у дома» (площадью до 15000 кв. м, обслуживающие до 100000 человек, живущих неподалеку). Порожден тренд экономией, сейчас покупают меньше и чаще. Магазины шаговой доступности и, в частности, дискаунтеры и супермаркеты, перетянули часть клиентов из гипермаркетов. Не случайно размножаются «Пятерочка», «Магнит». На такие места приходится 7 из 10 шопингов и почти 1/3 продаж.
На снижение платежеспособности населения ретейлеры закономерно реагируют замедлением темпов запуска новых больших объектов. В прошлом году ввод «торговой недвижимости» по стране оказался самым низким за 15 лет. Но стоит ли бить по этому поводу в набат? Нет, ведь идет естественный процесс саморегуляции: рынок развивается по-новому, стремится к балансу. Вакансии заполняются: в городах-миллионниках их уровень упал до 7%. Девелоперы перешли от количества к качеству: реновируют и реконструируют. Так, перестройка ТРЦ «АУРА» в Новосибирске за 300 млн руб. заметно повысила эффективность заведения. Активно развивается сегмент общепита (он и в кризис на волне). Спорт уже проник в большинство центров. Так, в Екатеринбурге фитнес-залы есть в 21 ТЦ. Ретейлеры рисуют портреты ЦА, ведь для того же малого формата важно учитывать, студенческая это локация или «спальник». «Взялись» и за регионы, где крупные площади пока в дефиците (Дальний Восток, Северный Кавказ). Еще одна тенденция – включение торговых объектов в структуры МФК, БЦ и ТПУ.
Переформатирование идет бурное. Появились аутлеты, гибридные форматы: Costa Coffee от МТС и Билайн, кафе eat & go в «Магнитах». Множатся интернет-магазины и пункты выдачи заказов, с онлайнерами наоборот: Lamoda открыла офлайн-точку. Запускаются и мини-версии магазинов: «М.Видео» предлагает мелкогабаритную технику в формате m_mobile в «Афимолле»; IKEA создает компактные дизайн-студии площадью до 200 «квадратов», мини тестируют Leroy Merlin, OBI, «Ашан». За год «Азбука Вкуса» откроет десятки минимаркетов, предпочитая стрит-ретейл (в торгцентрах - лишь около 15% ее площадей). Нацелилась на улицы и «Аскона».
Интерес к стриту понятен: он быстро оправляется от кризиса в силу небольших размеров и скромных потребностей во вложениях. Вакансии на Садовом кольце и пешеходных улицах Москвы сократились в 2 раза. Арендная ставка в рублях осталась на уровне 2014 г. Входной билет для инвестиций в стрит-ретейл - от 40 до 300 млн руб. в зависимости от расположения и планировки. При сдаче в аренду оно окупится лет за 10.
Вернемся к большим моллам: горожане, успевшие их полюбить, со временем сконцентрировались на интертейнменте. В крупных ТРК все больше размещают развлечения, а также офисы и образовательные организации, где проводят мастер-классы. Кстати, повышению притягательности различных торговых точек сегодня способствует и благоустройство общественных пространств (это тоже место для ретейла). Потенциал у территорий есть. Подмосковье наверняка еще пополнят ретейл-парки, да и столица обеспечена качественными площадями неравномерно. Здесь до января ожидаем появления 489000 «квадратов» - более половины от заявленного ввода по стране. Это превысит показатель 2018-го. В целом же потребительская активность останется слабой, так что среднесрочная перспектива обещает стабильность стагнации.