О саморегуляции рынка ретейла, или «стабильность стагнации»

Сергей Камлюк, генеральный директор KEY CAPITAL

 
4997

Помните, как в 90-е гг. прошлого века четверть розничных магазинчиков ретировалась под натиском новых крупных маркетов? Людям было в диковинку ходить с тележками по громадным магазинам с огромным ассортиментом. Торговые «гиганты» строились вплоть до 2014-го, после – лишь единицы. В топ-20 самых больших ТЦ страны нет ни одного, возведенного в 2018-м. За пару десятков лет покупатели насытились масштабами, теперь в фаворе – малые ТЦ у метро, удобные магазины «у дома» (площадью до 15000 кв. м, обслуживающие до 100000 человек, живущих неподалеку). Порожден тренд экономией, сейчас покупают меньше и чаще. Магазины шаговой доступности и, в частности, дискаунтеры и супермаркеты, перетянули часть клиентов из гипермаркетов. Не случайно размножаются «Пятерочка», «Магнит». На такие места приходится 7 из 10 шопингов и почти 1/3 продаж.

На снижение платежеспособности населения ретейлеры закономерно реагируют замедлением темпов запуска новых больших объектов. В прошлом году ввод «торговой недвижимости» по стране оказался самым низким за 15 лет. Но стоит ли бить по этому поводу в набат? Нет, ведь идет естественный процесс саморегуляции: рынок развивается по-новому, стремится к балансу. Вакансии заполняются: в городах-миллионниках их уровень упал до 7%. Девелоперы перешли от количества к качеству: реновируют и реконструируют. Так, перестройка ТРЦ «АУРА» в Новосибирске за 300 млн руб. заметно повысила эффективность заведения. Активно развивается сегмент общепита (он и в кризис на волне). Спорт уже проник в большинство центров. Так, в Екатеринбурге фитнес-залы есть в 21 ТЦ. Ретейлеры рисуют портреты ЦА, ведь для того же малого формата важно учитывать, студенческая это локация или «спальник». «Взялись» и за регионы, где крупные площади пока в дефиците (Дальний Восток, Северный Кавказ). Еще одна тенденция – включение торговых объектов в структуры МФК, БЦ и ТПУ.

Переформатирование идет бурное. Появились аутлеты, гибридные форматы: Costa Coffee от МТС и Билайн, кафе eat & go в «Магнитах». Множатся интернет-магазины и пункты выдачи заказов, с онлайнерами наоборот: Lamoda открыла офлайн-точку. Запускаются и мини-версии магазинов: «М.Видео» предлагает мелкогабаритную технику в формате m_mobile в «Афимолле»; IKEA создает компактные дизайн-студии площадью до 200 «квадратов», мини тестируют Leroy Merlin, OBI, «Ашан». За год «Азбука Вкуса» откроет десятки минимаркетов, предпочитая стрит-ретейл (в торгцентрах - лишь около 15% ее площадей). Нацелилась на улицы и «Аскона».

Интерес к стриту понятен: он быстро оправляется от кризиса в силу небольших размеров и скромных потребностей во вложениях. Вакансии на Садовом кольце и пешеходных улицах Москвы сократились в 2 раза. Арендная ставка в рублях осталась на уровне 2014 г. Входной билет для инвестиций в стрит-ретейл - от 40 до 300 млн руб. в зависимости от расположения и планировки. При сдаче в аренду оно окупится лет за 10.

Вернемся к большим моллам: горожане, успевшие их полюбить, со временем сконцентрировались на интертейнменте. В крупных ТРК все больше размещают развлечения, а также офисы и образовательные организации, где проводят мастер-классы. Кстати, повышению притягательности различных торговых точек сегодня способствует и благоустройство общественных пространств (это тоже место для ретейла). Потенциал у территорий есть. Подмосковье наверняка еще пополнят ретейл-парки, да и столица обеспечена качественными площадями неравномерно. Здесь до января ожидаем появления 489000 «квадратов» - более половины от заявленного ввода по стране. Это превысит показатель 2018-го. В целом же потребительская активность останется слабой, так что среднесрочная перспектива обещает стабильность стагнации.



иГРОКИ РЫНКА

KEY CAPITAL

Камлюк Сергей

Консалтинг и брокеридж

KEY CAPITAL

Материалы по теме

Исследования рынка

Торговый апокалипсис в США: кто – самое слабое звено?

Dressbarn, CVS, Pier 1 и Topshop и др. закроют более 7150 магазинов в 2019 г., по данным Coresight Research. Компании по производству одежды и товаров для дома борются за то, чтобы оставаться на плаву сегодня, т.к. все больше продаж перемещается в Интернет или сосредотачивается в руках таких модных брендов, как Zara и H&M.
14.06
Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05
MAPIC

К чему готовиться рынку торговой недвижимости?

Одной из самых интересных дискуссий MAPIC Russia 2019 стала заключительная сессия, в рамках который спикеры обозначили самые актуальные тренды рынка торговой недвижимости и ретейла на сегодня.
30.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre