О саморегуляции рынка ретейла, или «стабильность стагнации»

Сергей Камлюк, генеральный директор KEY CAPITAL

 
4889

Помните, как в 90-е гг. прошлого века четверть розничных магазинчиков ретировалась под натиском новых крупных маркетов? Людям было в диковинку ходить с тележками по громадным магазинам с огромным ассортиментом. Торговые «гиганты» строились вплоть до 2014-го, после – лишь единицы. В топ-20 самых больших ТЦ страны нет ни одного, возведенного в 2018-м. За пару десятков лет покупатели насытились масштабами, теперь в фаворе – малые ТЦ у метро, удобные магазины «у дома» (площадью до 15000 кв. м, обслуживающие до 100000 человек, живущих неподалеку). Порожден тренд экономией, сейчас покупают меньше и чаще. Магазины шаговой доступности и, в частности, дискаунтеры и супермаркеты, перетянули часть клиентов из гипермаркетов. Не случайно размножаются «Пятерочка», «Магнит». На такие места приходится 7 из 10 шопингов и почти 1/3 продаж.

На снижение платежеспособности населения ретейлеры закономерно реагируют замедлением темпов запуска новых больших объектов. В прошлом году ввод «торговой недвижимости» по стране оказался самым низким за 15 лет. Но стоит ли бить по этому поводу в набат? Нет, ведь идет естественный процесс саморегуляции: рынок развивается по-новому, стремится к балансу. Вакансии заполняются: в городах-миллионниках их уровень упал до 7%. Девелоперы перешли от количества к качеству: реновируют и реконструируют. Так, перестройка ТРЦ «АУРА» в Новосибирске за 300 млн руб. заметно повысила эффективность заведения. Активно развивается сегмент общепита (он и в кризис на волне). Спорт уже проник в большинство центров. Так, в Екатеринбурге фитнес-залы есть в 21 ТЦ. Ретейлеры рисуют портреты ЦА, ведь для того же малого формата важно учитывать, студенческая это локация или «спальник». «Взялись» и за регионы, где крупные площади пока в дефиците (Дальний Восток, Северный Кавказ). Еще одна тенденция – включение торговых объектов в структуры МФК, БЦ и ТПУ.

Переформатирование идет бурное. Появились аутлеты, гибридные форматы: Costa Coffee от МТС и Билайн, кафе eat & go в «Магнитах». Множатся интернет-магазины и пункты выдачи заказов, с онлайнерами наоборот: Lamoda открыла офлайн-точку. Запускаются и мини-версии магазинов: «М.Видео» предлагает мелкогабаритную технику в формате m_mobile в «Афимолле»; IKEA создает компактные дизайн-студии площадью до 200 «квадратов», мини тестируют Leroy Merlin, OBI, «Ашан». За год «Азбука Вкуса» откроет десятки минимаркетов, предпочитая стрит-ретейл (в торгцентрах - лишь около 15% ее площадей). Нацелилась на улицы и «Аскона».

Интерес к стриту понятен: он быстро оправляется от кризиса в силу небольших размеров и скромных потребностей во вложениях. Вакансии на Садовом кольце и пешеходных улицах Москвы сократились в 2 раза. Арендная ставка в рублях осталась на уровне 2014 г. Входной билет для инвестиций в стрит-ретейл - от 40 до 300 млн руб. в зависимости от расположения и планировки. При сдаче в аренду оно окупится лет за 10.

Вернемся к большим моллам: горожане, успевшие их полюбить, со временем сконцентрировались на интертейнменте. В крупных ТРК все больше размещают развлечения, а также офисы и образовательные организации, где проводят мастер-классы. Кстати, повышению притягательности различных торговых точек сегодня способствует и благоустройство общественных пространств (это тоже место для ретейла). Потенциал у территорий есть. Подмосковье наверняка еще пополнят ретейл-парки, да и столица обеспечена качественными площадями неравномерно. Здесь до января ожидаем появления 489000 «квадратов» - более половины от заявленного ввода по стране. Это превысит показатель 2018-го. В целом же потребительская активность останется слабой, так что среднесрочная перспектива обещает стабильность стагнации.



иГРОКИ РЫНКА

KEY CAPITAL

Камлюк Сергей

Консалтинг и брокеридж

KEY CAPITAL

Материалы по теме

Исследования рынка

Торговый апокалипсис в США: кто – самое слабое звено?

Dressbarn, CVS, Pier 1 и Topshop и др. закроют более 7150 магазинов в 2019 г., по данным Coresight Research. Компании по производству одежды и товаров для дома борются за то, чтобы оставаться на плаву сегодня, т.к. все больше продаж перемещается в Интернет или сосредотачивается в руках таких модных брендов, как Zara и H&M.
14.06
Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05
MAPIC

К чему готовиться рынку торговой недвижимости?

Одной из самых интересных дискуссий MAPIC Russia 2019 стала заключительная сессия, в рамках который спикеры обозначили самые актуальные тренды рынка торговой недвижимости и ретейла на сегодня.
30.04

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre