О саморегуляции рынка ретейла, или «стабильность стагнации»

Сергей Камлюк, генеральный директор KEY CAPITAL

 
5014

Помните, как в 90-е гг. прошлого века четверть розничных магазинчиков ретировалась под натиском новых крупных маркетов? Людям было в диковинку ходить с тележками по громадным магазинам с огромным ассортиментом. Торговые «гиганты» строились вплоть до 2014-го, после – лишь единицы. В топ-20 самых больших ТЦ страны нет ни одного, возведенного в 2018-м. За пару десятков лет покупатели насытились масштабами, теперь в фаворе – малые ТЦ у метро, удобные магазины «у дома» (площадью до 15000 кв. м, обслуживающие до 100000 человек, живущих неподалеку). Порожден тренд экономией, сейчас покупают меньше и чаще. Магазины шаговой доступности и, в частности, дискаунтеры и супермаркеты, перетянули часть клиентов из гипермаркетов. Не случайно размножаются «Пятерочка», «Магнит». На такие места приходится 7 из 10 шопингов и почти 1/3 продаж.

На снижение платежеспособности населения ретейлеры закономерно реагируют замедлением темпов запуска новых больших объектов. В прошлом году ввод «торговой недвижимости» по стране оказался самым низким за 15 лет. Но стоит ли бить по этому поводу в набат? Нет, ведь идет естественный процесс саморегуляции: рынок развивается по-новому, стремится к балансу. Вакансии заполняются: в городах-миллионниках их уровень упал до 7%. Девелоперы перешли от количества к качеству: реновируют и реконструируют. Так, перестройка ТРЦ «АУРА» в Новосибирске за 300 млн руб. заметно повысила эффективность заведения. Активно развивается сегмент общепита (он и в кризис на волне). Спорт уже проник в большинство центров. Так, в Екатеринбурге фитнес-залы есть в 21 ТЦ. Ретейлеры рисуют портреты ЦА, ведь для того же малого формата важно учитывать, студенческая это локация или «спальник». «Взялись» и за регионы, где крупные площади пока в дефиците (Дальний Восток, Северный Кавказ). Еще одна тенденция – включение торговых объектов в структуры МФК, БЦ и ТПУ.

Переформатирование идет бурное. Появились аутлеты, гибридные форматы: Costa Coffee от МТС и Билайн, кафе eat & go в «Магнитах». Множатся интернет-магазины и пункты выдачи заказов, с онлайнерами наоборот: Lamoda открыла офлайн-точку. Запускаются и мини-версии магазинов: «М.Видео» предлагает мелкогабаритную технику в формате m_mobile в «Афимолле»; IKEA создает компактные дизайн-студии площадью до 200 «квадратов», мини тестируют Leroy Merlin, OBI, «Ашан». За год «Азбука Вкуса» откроет десятки минимаркетов, предпочитая стрит-ретейл (в торгцентрах - лишь около 15% ее площадей). Нацелилась на улицы и «Аскона».

Интерес к стриту понятен: он быстро оправляется от кризиса в силу небольших размеров и скромных потребностей во вложениях. Вакансии на Садовом кольце и пешеходных улицах Москвы сократились в 2 раза. Арендная ставка в рублях осталась на уровне 2014 г. Входной билет для инвестиций в стрит-ретейл - от 40 до 300 млн руб. в зависимости от расположения и планировки. При сдаче в аренду оно окупится лет за 10.

Вернемся к большим моллам: горожане, успевшие их полюбить, со временем сконцентрировались на интертейнменте. В крупных ТРК все больше размещают развлечения, а также офисы и образовательные организации, где проводят мастер-классы. Кстати, повышению притягательности различных торговых точек сегодня способствует и благоустройство общественных пространств (это тоже место для ретейла). Потенциал у территорий есть. Подмосковье наверняка еще пополнят ретейл-парки, да и столица обеспечена качественными площадями неравномерно. Здесь до января ожидаем появления 489000 «квадратов» - более половины от заявленного ввода по стране. Это превысит показатель 2018-го. В целом же потребительская активность останется слабой, так что среднесрочная перспектива обещает стабильность стагнации.



иГРОКИ РЫНКА

KEY CAPITAL

Камлюк Сергей

Консалтинг и брокеридж

KEY CAPITAL

Материалы по теме

Исследования рынка

Торговый апокалипсис в США: кто – самое слабое звено?

Dressbarn, CVS, Pier 1 и Topshop и др. закроют более 7150 магазинов в 2019 г., по данным Coresight Research. Компании по производству одежды и товаров для дома борются за то, чтобы оставаться на плаву сегодня, т.к. все больше продаж перемещается в Интернет или сосредотачивается в руках таких модных брендов, как Zara и H&M.
14.06
Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05
MAPIC

К чему готовиться рынку торговой недвижимости?

Одной из самых интересных дискуссий MAPIC Russia 2019 стала заключительная сессия, в рамках который спикеры обозначили самые актуальные тренды рынка торговой недвижимости и ретейла на сегодня.
30.04

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre