Во время Второй мировой войны экспонаты Национальной галереи Лондона были спрятаны в шахтах Уэльса, а ее залы пустовали. После окончания бомбардировок сотрудники стали ежемесячно выставлять на всеобщее обозрение по одному шедевру, чтобы создать нужный ажиотаж и продемонстрировать важность поддержки общественных институтов в сфере искусства. Сегодня из-за эпидемии коронавируса, экономического кризиса и смены поколений многие музеи вновь находятся в трудном положении, нуждаясь в глубоком реформировании, но уже другого толка.
Совсем скоро сканирование температуры, обязательное онлайн-бронирование, принятие новых норм социального дистанцирования и дезинфекции станут привычными выставочных пространств. Кроме того, уже сегодня многие европейские галереи начинают внедрять системы обязательного ношения масок и выделяют отдельные часы посещения для людей пожилого возраста. Многие музеи намерены модифицировать схемы функционирования, внедряя максимальное количество методов бесконтактного взаимодействия с посетителями. Среди них – сканирование билетов на главном входе и при проходе в различные залы, смена схем зонирования и навигации для разграничения и контроля трафика.
Все это ситуационные и вполне законные меры, связанные с эпидемиологической повесткой. Но важно понимать, что в музейной индустрии назрели и другие не менее актуальные проблемы, требующие решения. В их числе - устаревшие и консервативные моноконцепции, недостаток финансирования, конкуренция с миром цифровых медиа, дефицит общественных пространств в музеях, расположенных в старом фонде.
Во Флоренции из-за дефицита бюджета в 200 миллионов евро город не может позволить себе вновь открыть все музеи. Галерея Метрополитен в Нью-Йорке ожидает нехватки финансирования в 150 миллионов долларов, а знаменитый Музей современного искусства «Большого яблока» вместо ранее анонсированного расширения, сокращает бюджет почти на 45 миллионов долларов и увольняет часть персонала.
В отсутствие посетителей музеи стараются привлечь людей онлайн, увеличив активность в соцсетях, организуя удаленные семинары, выставки и даже модные «челенджи». Но, несмотря на видимый позитив в интернете, ситуация остается тяжелой в особенности для небольших объектов, финансовое положение которых полностью зависит от продажи билетов. Музеи пока не научились эффективно и корректно монетизировать цифровые технологии, без чего выжить в современном мире сложно. Для того, чтобы стабилизировать свое положение, необходимо совместить преимущества живых посещений с гибкостью онлайн-форматов. Система может развиваться по аналогии с другими сферами и сервисами, переходя к мультиканальности, а затем и омниканальности.
Кроме того, важно понять, что в 21 веке музеи уже не могут позволить себе функционировать в монорежиме. Даже масштабным проектам с уникальными коллекциями придется подстраиваться под современные нормы восприятия досуга. Их посещение должно ассоциироваться с разнообразным мультиформатным времяпрепровождением, стать поводом встретиться с друзьями, получить новый опыт, духовно обогатиться не только по выходным и праздникам, но и в любой будний день. Должна произойти смена восприятия от консервативного до прогрессивного.
При фокусе на общественной составляющей можно создавать образцы привлекательной архитектуры различного назначения в абсолютно любых контекстах. В каждой типологии есть место для интеграции общественных пространств. При чем их включение в концепцию может быть органичным без ущемления основных функций проекта. Такие площади при должном подходе не нарушают, а поддерживают баланс интересов пользователей и города. Общественная составляющая способна стать одним из драйверов развития. Ведь так люди получат в свое распоряжение не только локальную площадку одного профиля, а полноценный центр социальной активности, куда может приходить и хорошо проводить время взрослые и дети с различными интересами.
В целом при проектировании новых объектов востребованной может стать идея внедрения максимального количества объемно пространственных решений, работающих не только на целевых гостей, но и любого проходящего мимо. Так создается интрига, заинтересованность сторонних людей. Кроме того, подобный формат позволит генерировать «вторичные расходы».
Правильный социокультурный проект предполагает разнообразие сценариев времяпрепровождения, что помогает популяризировать выставочную культуру в ненавязчивой форме.
Например, музейный кластер в Коммунарке, конкурс на проектирование которого недавно выиграло наше бюро, должен стать одним из центров концентрации активностей в Новой Москве, включенным в повседневную жизнь района. Нашей задачей стало увязать на одном участке фондохранилища и выставочные зоны Третьяковской галереи, Музея Победы, Государственного исторического Музея, РОСИЗО и более двадцати столичных музеев. Необходимо было отработать тонкую логистику, безопасность и автономию каждого из учреждений, связав все блоки в единый организм. Но сверхзадачей для себя мы определили создание пространства нового типа, где строгие технологические процессы и функционал работают в унисон с живой общественной средой, пронизывающей объект на всех уровнях.
Так, у гостей комплекса появится возможность не просто посетить основные выставочные залы и экспозиции, но и при желании попасть в открытые фондохранилища, ознакомиться с работой реставраторов и хранителей. Таким образом, у человека создается ощущение вовлеченности и причастности к жизни музеев. Также в кластере есть конференц-зал, кинозал, образовательный центр, библиотека, коворкинг, тематический ритейл, кафе, ресторан. Обширные вестибюли и общественные зоны призваны органично распределять потоки.
Многофункциональные пространства могут трансформироваться под любые ивенты, лекции и выступления. Все это окружено оболочкой парка, который приподнят над уровнем земли, изолируя посетителя от соседних магистралей. Сам комплекс является продолжением озелененного бульвара от метро «Ольховая», становясь продолжением пешего маршрута. На озелененной платформе развернуты уличная экспозиция, открытый кинотеатр, спортивные и смотровые площадки, зона для проведения мероприятий, фестивалей. При прогулке через витрины частично просматриваются экспонаты. Сам факт путешествия по парку инициирует зрительный диалог людей с миром музея и является безмолвным приглашением к посещению комплекса.
В данном случае архитектура работает в качестве фактора распространения внутреннего наполнения здания за границы его стен. Именно акцент на человеке, его эмоциях и впечатлениях должен лежать в основе фундамента преображения музейного мира и помочь ему быть востребованным в новой реальности.