Эволюция музеев в современном мире

Сегодня нельзя просто так взять и открыть музей в классическом понимании этого слова. Диджитализация в корне изменила отношение широкого потребителя к любым видам досуга. Не является исключением и интеллектуально-эстетическая сфера, где уже недостаточно собрать богатую экспозицию, но необходимо вовлекать посетителя, работать над удобством и многофункциональностью пространства, внедрять разнообразные сервисы и интерактив. О том, как меняются музеи не только в условиях карантинных ограничений, но и по причине естественного процесса эволюции рассуждает Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ.

3901

Во время Второй мировой войны экспонаты Национальной галереи Лондона были спрятаны в шахтах Уэльса, а ее залы пустовали. После окончания бомбардировок сотрудники стали ежемесячно выставлять на всеобщее обозрение по одному шедевру, чтобы создать нужный ажиотаж и продемонстрировать важность поддержки общественных институтов в сфере искусства. Сегодня из-за эпидемии коронавируса, экономического кризиса и смены поколений многие музеи вновь находятся в трудном положении, нуждаясь в глубоком реформировании, но уже другого толка.

Совсем скоро сканирование температуры, обязательное онлайн-бронирование, принятие новых норм социального дистанцирования и дезинфекции станут привычными выставочных пространств. Кроме того, уже сегодня многие европейские галереи начинают внедрять системы обязательного ношения масок и выделяют отдельные часы посещения для людей пожилого возраста. Многие музеи намерены модифицировать схемы функционирования, внедряя максимальное количество методов бесконтактного взаимодействия с посетителями. Среди них – сканирование билетов на главном входе и при проходе в различные залы, смена схем зонирования и навигации для разграничения и контроля трафика.

Все это ситуационные и вполне законные меры, связанные с эпидемиологической повесткой. Но важно понимать, что в музейной индустрии назрели и другие не менее актуальные проблемы, требующие решения. В их числе - устаревшие и консервативные моноконцепции, недостаток финансирования, конкуренция с миром цифровых медиа, дефицит общественных пространств в музеях, расположенных в старом фонде.

Во Флоренции из-за дефицита бюджета в 200 миллионов евро город не может позволить себе вновь открыть все музеи. Галерея Метрополитен в Нью-Йорке ожидает нехватки финансирования в 150 миллионов долларов, а знаменитый Музей современного искусства «Большого яблока» вместо ранее анонсированного расширения, сокращает бюджет почти на 45 миллионов долларов и увольняет часть персонала.

В отсутствие посетителей музеи стараются привлечь людей онлайн, увеличив активность в соцсетях, организуя удаленные семинары, выставки и даже модные «челенджи». Но, несмотря на видимый позитив в интернете, ситуация остается тяжелой в особенности для небольших объектов, финансовое положение которых полностью зависит от продажи билетов. Музеи пока не научились эффективно и корректно монетизировать цифровые технологии, без чего выжить в современном мире сложно. Для того, чтобы стабилизировать свое положение, необходимо совместить преимущества живых посещений с гибкостью онлайн-форматов. Система может развиваться по аналогии с другими сферами и сервисами, переходя к мультиканальности, а затем и омниканальности.

Кроме того, важно понять, что в 21 веке музеи уже не могут позволить себе функционировать в монорежиме. Даже масштабным проектам с уникальными коллекциями придется подстраиваться под современные нормы восприятия досуга. Их посещение должно ассоциироваться с разнообразным мультиформатным времяпрепровождением, стать поводом встретиться с друзьями, получить новый опыт, духовно обогатиться не только по выходным и праздникам, но и в любой будний день. Должна произойти смена восприятия от консервативного до прогрессивного.

При фокусе на общественной составляющей можно создавать образцы привлекательной архитектуры различного назначения в абсолютно любых контекстах. В каждой типологии есть место для интеграции общественных пространств. При чем их включение в концепцию может быть органичным без ущемления основных функций проекта. Такие площади при должном подходе не нарушают, а поддерживают баланс интересов пользователей и города. Общественная составляющая способна стать одним из драйверов развития. Ведь так люди получат в свое распоряжение не только локальную площадку одного профиля, а полноценный центр социальной активности, куда может приходить и хорошо проводить время взрослые и дети с различными интересами.

В целом при проектировании новых объектов востребованной может стать идея внедрения максимального количества объемно пространственных решений, работающих не только на целевых гостей, но и любого проходящего мимо. Так создается интрига, заинтересованность сторонних людей. Кроме того, подобный формат позволит генерировать «вторичные расходы».

Правильный социокультурный проект предполагает разнообразие сценариев времяпрепровождения, что помогает популяризировать выставочную культуру в ненавязчивой форме.

Например, музейный кластер в Коммунарке, конкурс на проектирование которого недавно выиграло наше бюро, должен стать одним из центров концентрации активностей в Новой Москве, включенным в повседневную жизнь района. Нашей задачей стало увязать на одном участке фондохранилища и выставочные зоны Третьяковской галереи, Музея Победы, Государственного исторического Музея, РОСИЗО и более двадцати столичных музеев. Необходимо было отработать тонкую логистику, безопасность и автономию каждого из учреждений, связав все блоки в единый организм. Но сверхзадачей для себя мы определили создание пространства нового типа, где строгие технологические процессы и функционал работают в унисон с живой общественной средой, пронизывающей объект на всех уровнях.

Так, у гостей комплекса появится возможность не просто посетить основные выставочные залы и экспозиции, но и при желании попасть в открытые фондохранилища, ознакомиться с работой реставраторов и хранителей. Таким образом, у человека создается ощущение вовлеченности и причастности к жизни музеев. Также в кластере есть конференц-зал, кинозал, образовательный центр, библиотека, коворкинг, тематический ритейл, кафе, ресторан. Обширные вестибюли и общественные зоны призваны органично распределять потоки.

Многофункциональные пространства могут трансформироваться под любые ивенты, лекции и выступления. Все это окружено оболочкой парка, который приподнят над уровнем земли, изолируя посетителя от соседних магистралей. Сам комплекс является продолжением озелененного бульвара от метро «Ольховая», становясь продолжением пешего маршрута. На озелененной платформе развернуты уличная экспозиция, открытый кинотеатр, спортивные и смотровые площадки, зона для проведения мероприятий, фестивалей. При прогулке через витрины частично просматриваются экспонаты. Сам факт путешествия по парку инициирует зрительный диалог людей с миром музея и является безмолвным приглашением к посещению комплекса.

В данном случае архитектура работает в качестве фактора распространения внутреннего наполнения здания за границы его стен. Именно акцент на человеке, его эмоциях и впечатлениях должен лежать в основе фундамента преображения музейного мира и помочь ему быть востребованным в новой реальности.



иГРОКИ РЫНКА

IQ

Валеев Эрик

Архитектура

IQ

Материалы по теме

Сюжет

Роботы построят себе музей

Дроны и беспилотники возведут Музей робототехники в Сеуле.
 
12.03
Экспертный анализ

В Петербурге формируются новые музейные кварталы

Инвестиции в создание современных музейных пространств в Петербурге могут превысить 15,2 млрд руб. Это в случае, если все планы городских властей и частных инвесторов будут реализованы.
13.12

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre