Игра на выживание: что происходит с гибкими пространствами в 2020 году

Офисный сегмент коммерческой недвижимости в 2020 году претерпевает существенные изменения, причем как на локальном, так и на глобальном уровне. Пандемия затронула практически все развитые и развивающиеся рынки, компании по всему миру пересматривают свой подход к организации офисных пространств и стремятся оптимизировать расходы на содержание площадей, что на фоне падения доходов в большинстве отраслей бизнеса становится первостепенной задачей арендаторов. О ситуации на рынке с точки зрения сегмента гибких офисов рассказывает Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank.

4679

На рынке Москвы мы часто наблюдали активные переговоры собственников, которые стремились сохранить пул арендаторов в кризисный период, и резидентов, которые в условиях неопределенности предпочитали продлевать договоры аренды в рамках их текущих офисов на лучших или схожих условиях. Не менее важным фактором, сдерживающим массовые релокации, является отсутствие на рынке качественных и доступных по бюджету опций – дефицит офисов, особенно в ключевых деловых районах, сохраняется. В дополнение к этому, даже в случае переезда компаний в менее дорогие объекты, затраты на физический переезд, подготовку помещений и обустройство офиса сделают такой сценарий экономически неэффективным. Альтернативой могут выступить гибкие офисные пространства, при аренде которых все указанные факторы можно нивелировать.

Несмотря на сохраняющуюся неопределенность рынка офисной недвижимости, включая рынок гибких офисов, крупные операторы продолжают анонсировать открытие новых пространств и запуск новых продуктов. Гибкость таких пространств, на которую ориентируются арендаторы, может повлиять на рост спроса на такие офисы. Более того, некоторые операторы сейчас уходят от модели создания спекулятивного пространства к гибким офисам в формате built-to-suit (BTS) под конкретную компанию. В целом, как и рынок классических офисов, сегмент трансформируется, а многие ключевые игроки пробуют новые стратегии ведения бизнеса.

В период с 2010 по 2019 года рынок гибких офисов Москвы демонстрировал рост в среднем 25-35% ежегодно, за это время сегмент рос качественно и количественно, на рынке сформировался пул профильных игроков, в том числе из международных операторов, не присутствовавших ранее в России, например, WeWork. Оператор, изначально заявлявший об амбициозных целях и крайне агрессивно вышедший на рынок, судя по информации из прессы, заявил о начале поиска покупателя на свой бизнес в России. Впоследствии WeWork пояснил, что информация некорректна и планов ухода с рынка у компании нет. Вероятно, оператор продолжит развиваться, например, через франшизу или предлагая другим сетям продолжить управлять пространствами под их брендом, таким образом сохранив и расширив свое присутствие. Мнений относительно перспектив развития множество, однако в России WeWork практически сразу занял лидирующие позиции, и в целом пространства оператора пользуются спросом.

Также стоит отметить крупнейшего по объему офисных пространств в Москве и мире международного оператора Regus, который появился в Москве еще в 1998 году и сейчас управляет одиннадцатью площадками в столице и четырьмя – в других городах. Появляется информации о том, что бизнес компании может стать меньше – оператор может потерять одно из юридических лиц, которое управляет 15% площадей группы IWG. Однако фактически оператор намерен отказаться от части арендованных для управления площадей в странах, где типовые условия договора аренды не дают возможности полностью или частично выйти из проекта. Для Regus эти пространства в новых реалиях оказались недостаточно ликвидны, а штрафы и пени, которые компания понесет при одностороннем выходе, слишком высоки. С меньшими издержками компании проще обанкротить юрлицо, которое несет обязательства по аренде этих неликвидных площадей и найти более привлекательные проекты для размещения.

Гибкость, которую операторы пространств предоставляют резидентам, является ключевым конкурентным преимуществом. Однако эта же гибкость позволяет резидентам за один день покинуть пространство независимо от объема занимаемых площадей. На рынке наблюдались случаи, когда компании, занимающие помещение полностью, в период пандемии оптимизировались в своих собственных или арендованных классических офисах, отказываясь в первую очередь от гибких площадей. В качестве примера можно привести отказ моноарендатора «Яндекс.Маркет» в Workki на Зубовском бульваре от всей занимаемой площади гибкого пространства. Операторы, которые работают по модели субаренды, в таких случаях также могут постараться отказаться от площадей, если очевидно отсутствие спроса, и компания управляет пространством в убыток. Однако часть площадок, в которых располагаются пространства сети Workki, находятся у компании в собственности, а значит, в отличие от операторов, работающих по модели субаренды, компания не несет настолько существенных издержек.

Для такого крупного игрока, как Regus, текущая ситуация может дать новые возможности для развития. Глобальная сеть, присутствующая практически во всех крупных города мира, а также целая линейка брендов в рамках портфолио – Spaces, HQ, No18 и Signature by Regus – позволит предложить продукт практически для любых резидентов с особенными требованиями и применять международный опыт там, где рынки только развиваются. В России, например, в 2022 году компания планирует запуск пространств премиального формата под новым брендом группы, таким образом расширяя линейку продуктов на локальном рынке.

В целом, сказать, что гибкие офисы переживают кризис существенно легче классических, нельзя: так, например, арендодателей классических офисов в какой-то мере поддерживают долгосрочные договоры аренды, заключенные еще до периода кризиса, в отличие от операторов гибких пространств. Оба сегмента как часть рынка офисной недвижимости пострадали и вынуждены трансформироваться – возможно, они будут меняться, постепенно все больше превращаясь в гибридный формат. Сегодня изменения в мир происходят быстрыми темпами, поэтому скоро мы сможем увидеть появление множества интересных форматов, проектов и подходов к коммерческой недвижимости с учетом изменения функционала и размеров офисов для бизнеса.



иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Офисы больше не нужны

Объем спроса в 3-м квартале 2020 г. на московском офисном рынке достиг минимума за последние 14 лет.
 
 
09.10
Экспертный анализ

Share More: об эволюции гибких офисных пространств

Несколько лет назад гибкий офис был форматом для студентов и фрилансеров, а сегодня такие рабочие пространства арендуют «Яндекс», «Тинькофф», X5 Retail Group… Спрос на гибкие рабочие пространства растет достаточно быстро, средний уровень заполняемости в Москве и Петербурге на сентябрь 2020 г. составляет 70-75%.   
06.10

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre