Share More: об эволюции гибких офисных пространств

Несколько лет назад гибкий офис был форматом для студентов и фрилансеров, а сегодня такие рабочие пространства арендуют «Яндекс», «Тинькофф», X5 Retail Group… Спрос на гибкие рабочие пространства растет достаточно быстро, средний уровень заполняемости в Москве и Петербурге на сентябрь 2020 г. составляет 70-75%.   
4348
Подстегнула в некотором смысле рынок коворкингов в том числе пандемия. Гибкие пространства становятся все более востребованной историей для малого, среднего и крупного бизнеса, размещения проектных команд, стартапов, удаленных отделов крупных компаний.

По данным консалтинговой компании Bright Rich | CORFAC International, в Москве, по состоянию на сентябрь 2020 г., действует около 190 гибких офисных пространств общей площадью 220 тыс. кв. м. Большая часть из них расположена в Центральном административном округе – 49% от общего количества.

Средняя арендная ставка одного рабочего места в Москве составляет от 20-25 тыс. руб./мес. до 45-50 000 руб./мес. (с учетом НДС).

В Петербурге, по состоянию на сентябрь 2020 г., действует около 50 гибких офисных пространств общей площадью 37 тыс. кв. м. Большая часть из них расположена в Центральном районе (23 коворкинга) в пределах пешей доступности от станций метрополитена (до 10 минут пешком). Арендная ставка составляет 800 руб./день, 11 500 руб./мес. с учетом НДС.

Вообще на рынке гибких офисных пространств эксперты выделяют аренду отдельных рабочих мест, бизнес- и премиум-коворкинги.

Молодые специалисты, фрилансеры, начинающие предприниматели, которые пока не могут потянуть классическую аренду или которым в принципе не нужен классический офис, могут арендовать место с хорошим качественным ремонтом и стильной мебелью. Это самый что ни на есть яркий пример шеринговой экономики, о которой мы так много говорим сегодня.

Коворкинги бизнес- и премиум-класса рассчитаны прежде всего на корпоративных клиентов. Виктор Заглумин, партнер Bright Rich | CORFAC International, отмечает, что будущее – за такими гибкими офисами в рамках классических бизнес-центров.

Проводя аналогию с рынком складов, можно отметить, что в ряде складских комплексов класса А предоставляется услуга временного хранения грузов, и арендатор, например, дистрибьютор, в таком случае получает возможность в пик сезона какой-либо категории товаров оставить оверсток на ответственном хранении, не арендуя дополнительные складские площади. Наличие таких операторов является большим плюсом для складского проекта в качестве важной сервисной составляющей.

Применительно к рынку офисной недвижимости действует такая же логика. В крупных бизнес-центрах высокого класса помещения зачастую арендуют крупные российские и международные компании, в том числе имеющие головной офис на Западе. Для случаев, когда для запуска нового направления компании необходимо разместить временную проектную группу или отдельный департамент, коворкинг в рамках бизнес-центра станет наиболее подходящим вариантом. Компании гораздо удобнее арендовать смарт-офис или рабочие места в качественном коворкинге, чем тратить ресурсы на поиск дополнительных площадей в бизнес-центре в другой локации и думать, как туда будет добираться команда и как эффективно выстроить коммуникацию с основным офисом. Кроме того, такой формат организации работы позволит работодателю планировать пространство и для командировочных сотрудников.

Важно упомянуть, что в Москве гибкий офис может оказаться для компании выгоднее, чем классическая аренда. Хотя, конечно, для каждого конкретного случая нужны индивидуальные расчеты, и есть ряд условий. Если уровень локации и ремонта помещений примерно одинаковый, у арендатора нет специфических требований к IT-инфраструктуре, и локальную сетку арендатора можно успешно реализовать в рамках типовых решений смарт-офиса.

Среди тенденций рынка коворкингов эксперты Bright Rich отмечают тренд, который начал набирать популярность сейчас, в пост-ковидную эпоху, – субаренда площадей. Не секрет, что компании, в первую очередь московские (но постепенно эта история доходит и до петербургского рынка), сдают свои площади в субаренду. Коворкинги к этой истории тоже подключились. Например, сеть сервисных офисов Space 1 займется управлением 4,8 тыс. кв. м площадей в офисном центре «Аврора бизнес парк», которые арендованы компаний EY. Эта сделка не станет единственной. Операторы гибких офисов вполне могут занять часть сдаваемых в субаренду площадей в бизнес-центрах и тем самым повысить их ликвидность.

Кроме того, постепенно на рынок выходят лайфворкинги. В этом году сразу несколько крупных московских девелоперов сообщили о запуске коворкингов в рамках жилых комплексов. Такой формат станет «рабочей» историей прежде всего для московского рынка. Этот тренд по сути является логичным продолжением концепции «город в городе», когда новые районы и жилые кварталы проектируются со всей необходимой социальной и коммерческой инфраструктурой.

В Санкт-Петербурге рынок недвижимости идет за рынком Москвы, но столичные тренды приходят в северную столицу с некоторым опозданием. Сегодня для Петербурга более характерна аренда отдельных рабочих мест в рамках коворкингов. Здесь в принципе достаточно мало площадок, которые подошли бы корпоративным клиентам. Хотя, конечно, такой формат на рынке присутствует: гибкие офисы для корпоративных клиентов предлагают, например, сети «Практик» и Page.


иГРОКИ РЫНКА

Bright Rich I CORFAC International

Заглумин Виктор

Консалтинг и брокеридж

Bright Rich I CORFAC International

Материалы по теме

Экспертный анализ

Гибкие офисы потеснили класс A

По данным компании JLL, объем сделок аренды и покупки офисов под собственные нужды в Москве во 2-м квартале 2019 г. вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 361 тыс. кв. м. В результате в целом за полугодие показатель увеличился до 646 тыс. кв. м.
22.07
Исследования рынка

Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
14.11
Точка зрения

Как измерить гибкость рабочего пространства по шкале от офиса до современного коворкинга?

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate
 
24.07

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: Магнит
Игроки рынка

«Магнит Маркет» планирует нарастить московскую сеть ПВЗ до 1000 точек

Сейчас в столице работают 300 ПВЗ сети. При этом об официальном начале работы ритейлер объявляет только сейчас, до этого проект работал в тестовом режиме.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre