Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
• Общее количество гибких пространств, в том числе классических коворкингов, в Москве достигло 125 локаций;

• объем площадей, занимаемый гибкими пространствами, составил около 100 тыс. кв. м, из которых почти 80% располагается в офисных помещениях классов A и B;

• средняя стоимость закрепленного рабочего места в классическом коворкинге составляет 14 840 руб. в месяц, в то время как по итогам 2017 г. средняя стоимость составляла 14 640 руб. в месяц;

• средняя стоимость резидентства без фиксированного рабочего места составляет 15 тыс. руб. в месяц;

• стоимость рабочего места в open space составляет от 25 тыс. до 30 тыс. руб. в месяц, отдельный кабинет — 40 тыс. руб.;

• всего по итогам 2018 г. рынок коворкингов пополнится не менее чем на 30 тыс. кв. м новых пространств.  К открытию заявлены преимущественно крупные по размеру коворкинги площадью 2 000 кв. м, 4 500 кв. м и 6 000 кв. м;

• средняя площадь коворкинга Москвы составляет 500 кв. м, что в разы меньше по сравнению с мировыми столицами. В Лондоне средняя площадь коворкинга составляет 1 800 кв. м;



• опыт удаленной занятости начал распространяться среди международных компаний, имеющих офис в Москве. Практика удаленной работы актуальна также и для российских компаний («Вымпелком», «Яндекс», Tele2). Этот тренд пока еще не сильно распространен, тогда как в Северной Америке он доходит до 15% от общего объема рабочей силы;

• говорить о том, что гибкие пространства отражаются на отечественной экономике, можно будет в том случае, когда их количество достигнет 3–5% от общего объема рынка. Пока коворкинговые пространства составляют меньше 1% от общего объема рынка офисной недвижимости в Москве;

• Regus занимает 40% рынка гибких пространств Москвы;

• Офисы Regus расположены преимущественно в качественных бизнес-центрах класса «А» как в Москве, так и в регионах. 78% офисов расположено в классе «А» и 22% - в классе «В+».
 
Франсуа Нонненмашер, директор департамента представления интересов арендаторов Colliers International: «Увеличение количества и площади коворкингов, рост стоимости аренды рабочего места, трансформации в зонировании пространства коворкингов — все вышеперечисленные факторы указывают на то, что сегмент гибких пространств переживает динамичное развитие на рынке офисной недвижимости Москвы. Количество крупных коворкингов, способных принять крупного клиента, ограничено, что говорит о том, что качественное предложение помещений данного формата еще не сформировано. Некоторые операторы коворкингов предлагают крупным корпорациям решения «под ключ», которые более выгодны для них по сравнению с традиционной арендой офиса. В условиях низкой вакансии корпорации не хотят брать на себя риски, характерные для долгосрочной аренды. Однако повсеместное развитие коворкингов уже ставит под угрозу существование традиционных офисных рынков во многих крупных городах в мире».

Перевод части сотрудников на удаленную работу в первую очередь отразится на бизнесе, позволив компании снизить арендую плату за офис, а также на самих сотрудниках, работающих удаленно, качество жизни которых увеличится за счет удовлетворенности работой. Увеличение числа сотрудников, работающих удаленно, создаст дополнительный спрос на гибкие пространства, в том числе и на коворкинги. Сегодня в мировой практике крупные международные корпорации используют коворкинги для временного размещения сотрудников, исходя из своих потребностей в размере и сроке арендуемого пространства, что позволяет минимизировать риски и затраты, характерные при долгосрочных обязательствах перед арендодателем.



Примеров снятия в аренду крупной компанией помещения коворкинга для размещения своих сотрудников в Москве на сегодняшний день не зафиксировано, однако интерес к такой опции со стороны крупных международных компаний однозначно уже есть, что позволяет строить оптимистичные прогнозы развития рынка гибких пространств в Москве.

Перевод сотрудников на дистанционную занятость может сделать офисное пространство более комфортным для сотрудников, работающих в офисе, за счет увеличения количества квадратных метров на человека и перепланировки в пользу увеличения общих зон и зон отдыха».


иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Экспертный анализ

Москва прирастает коворкингами

Аналитики CBRE отмечают, что на данный момент в Москве насчитывается 111 гибких офисных пространств, которыми управляют 63 оператора. Общий объем предложения гибких офисных площадей достиг 122 тыс. кв. м. 
24.10
Исследования рынка

Век коворкинга недолог

Компания Maris в ассоциации с CBRE завершила исследование одного из новых направлений рынка офисной недвижимости – коворкинг-центров Санкт-Петербурга.

14.09
Точка зрения

Пространство для идей: как спроектировать и построить коворкинг?

Арсений Леонович, архитектурное бюро Panacom
 
27.03

журнал CRE 6 (363)

16-31.03.2020
Каннский июнь В связи с распространением коронавируса во Франции ежегодная международная выставка инвестиционной недвижимости MIPIM в Каннах перенесена с марта на июнь.  Морские рассказы ООО «Ривьера», владеющее одноименным торговым центром на Автозаводской в Москве, признано банкротом.  Форвард на позиции К 2022 году, по разным оценкам, на рынок выйдет примерно 1,2 млн офисных квадратных метров.&...

Популярное

Игроки рынка

«Пятерочка» поддержит пенсионеров

«Пятерочка» выделяет утренние часы для обслуживания пенсионеров.
 
26.03
Законодательство

Уходим на тотальный карантин

В Москве и Подмосковье приостанавливается работа большинства ретейлеров.
 
26.03
не указано

Crocus Group готовится к убыткам от закрытия ТЦ

Каждый день простоя торгового центра масштаба Vegas может приносить от 100 млн до 150 млн рублей убытка.

26.03
Конфликт

«Леруа Мерлен» сопротивляется карантину

В Москве и Подмосковье продолжают работу 8 гипермаркетов «Леруа Мерлен» из 26, так как в их ассортимент входят товары первой необходимости. В ряде регионов из-за пандемии коронавируса гипермаркеты DIY-сети были закрыты по решению местных властей.
30.03
Назначения

JLL усиливает отдел гостиничного консалтинга

К команде отдела на должности руководителя проектов присоединилась Ангелина Самадова, занимавшая должность заместителя директора департамента управления гостиничной недвижимостью курорта «Роза Хутор».

26.03
Сделка

МКБ арендовал офис в БЦ «Георг Плаза»

Подразделение банка займет помещение площадью более 1 тыс. кв. м в офисном центре в районе Чистых прудов.

26.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre