Офисы больше не нужны

Объем спроса в 3-м квартале 2020 г. на московском офисном рынке достиг минимума за последние 14 лет.
 
 
4987
По оценкам компании JLL, объем сделок аренды и купли-продажи, заключенных в 3-м квартале 2020 г. на офисном рынке Москвы, снизился более чем в 2,5 раза в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. и составил 149 тыс. кв. м. Это минимальное квартальное значение с 2006 г. В целом за январь-сентябрь 2020 г. объем спроса достиг 622 тыс. кв. м, а по итогам года впервые с 2009 г. не превысит 1 млн кв. м.

Наибольшую долю в 3-м квартале 2020 г. составили компании, предоставляющие бизнес-услуги: на их долю пришлось более половины сделок (60%). При этом за три квартала текущего года они заняли второе место (28%). На 2-м месте в спросе на офисные помещения в 3-м квартале 2020 г. оказались компании сферы услуг (11%). На третьем месте по объему купленных и арендованных офисов в прошедшем квартале – банки и финансовые компании (10%), также являющиеся лидерами по итогам 9 месяцев 2020 г. (32%).

Несмотря на сокращение количества сделок по новым договорам, объем сделок аренды в гибких пространствах вырос. По итогам 3-го квартала показатель составил 18 тыс. кв. м, что практически в 2 раза выше аналогичного показателя 2019 г., а за девять месяцев 2020 г. объем сделок на 60% превзошел значения первых трех кварталов прошлого года. Крупнейшими сделками 3-го квартала стали аренда компанией «Сбер» гибкого офиса от оператора Manufaqtury (4,7 тыс. кв. м) в БЦ Poklonka Place и аренда компанией «ФСК» flex-пространства у оператора Space 1 (3,2 тыс. кв. м) в БЦ «Мидланд Плаза» на Старом Арбате.

Алексей Кучвальский, член Совета директоров, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL: «Сервисные офисы сейчас являются альтернативой классическим офисам. Данный формат не требует капитальных затрат, времени на выполнение отделочных работ, но при этом уже включает в себя определенный набор услуг, таких как обслуживание помещений, поддержка административного персонала. Еще одним фактором, привлекающим арендаторов, является гибкий договор аренды, предоставляющий возможность расширения либо сокращения необходимого количества рабочих мест, что в период кризиса и развития удаленной работы становится все более актуально».

Учитывая растущий спрос на сервисные офисы и гибридные пространства, сетевые операторы продолжают активно открывать новые площадки. Так, до конца 2021 г. заявлено к открытию около 60 тыс. кв. м новых гибких офисов, и еще 82 тыс. кв. м площадей анонсировано в формате built-to-suit при наличии арендатора.
 
Что касается бизнес-центров и традиционных офисов, то в 3-м квартале 2020 г. было введено 54 тыс. кв. м, а суммарный объем по итогам 9-ти месяцев составил 115 тыс. кв. м. Стоит отметить, что 90% новых площадей должны были быть введены в 2019 г. До конца текущего года планируется ввод еще 230 тыс. кв. м офисных площадей. Около 65% нового предложения, запланированного до конца года, – это объекты класса А, ключевыми из которых являются бизнес-центры Neva Towers (60 тыс. кв. м), «Алкон II» (26 тыс. кв. м). Низкий спрос и рост предложения приведет к увеличению доли свободных площадей – до 12,5 – 13% к концу 2020 г.

Увеличение вакантности, начавшееся еще в начале года, в прошедшем квартале стало набирать все большие темпы. Общая доля свободных площадей на офисном рынке Москвы за 3-й квартал выросла на 0,8 п.п. и составила 11,5%. В бизнес-центрах класса А доля свободных площадей за прошедший квартал выросла на 1,2 п.п. до 11,9%, при этом в прайм-объектах было зафиксировано более значительное изменение – 1,9 п.п. до 9,1%. В классе В- доля вакантных площадей достигла максимума с 2012 года и составила 15,6%.

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL: «В 3-м квартале компании стали уже активно пересматривать условия аренды офисных площадей. Небольшие компании, арендовавшие площади в бизнес-центрах классов В+/-, ввиду ухудшения экономических условий стали сокращать затраты на аренду и отказываться от занимаемых площадей. Часть крупных компаний, арендующие более 5 тыс. кв. м в высококачественных зданиях в премиальных локациях, вследствие перевода части работников на удаленную работу также стараются оптимизировать расходы на аренду, предлагая часть своих площадей в субаренду».

Согласно данным компании JLL, запрашиваемые ставки аренды по результатам 3-го квартала 2020 г. несколько снизились. В премиальных зданиях значения ставок варьируются в диапазоне 35-55 тыс. руб. за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов), а в бизнес-центрах класса А – 20-40 тыс. руб. за кв. м в год, в классе В+ –10-25 тыс. руб. за кв. м в год. Часть игроков, бизнес-центры которых расположены преимущественно в центре города, продолжают держать ставки на докризисном уровне. Однако собственники офисных зданий в децентрализованных локациях, столкнувшиеся с ростом свободных площадей, уже начали снижение ставок аренды, рассчитывая на привлечение новых арендаторов.


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Фадеев Владислав

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Экспертный анализ

Share More: об эволюции гибких офисных пространств

Несколько лет назад гибкий офис был форматом для студентов и фрилансеров, а сегодня такие рабочие пространства арендуют «Яндекс», «Тинькофф», X5 Retail Group… Спрос на гибкие рабочие пространства растет достаточно быстро, средний уровень заполняемости в Москве и Петербурге на сентябрь 2020 г. составляет 70-75%.   
06.10
Точка зрения

Какие решения гарантируют безопасную офисную среду

Мир начинает оправляться после первой волны вирусного шока. Многие глобальные корпорации приступили к возвращению сотрудников в офисы. Постепенно свой штат выводят с удаленки и российские компании. Что полезно знать, чтобы защитить своих сотрудников на рабочем месте не только в период пандемии, но и в мирной жизни, рассказывает управляющий партнер SOK Ирек Аллаяров. В основе безопасной офисной среды лежит несколько компонентов: микроклимат, световой и акустический комфорт. И во всем есть свои нюансы.

04.08
Исследования рынка

Итоги первой половины 2020 года на офисном рынке Москвы

Компания ILM подвела итоги 1-го полугодия 2020 года на рынке офисной недвижимости Москвы в своем ежеквартальном отчете. По итогам полугодия в эксплуатацию было введено в два раза меньше площадей аналогичного показателя прошлого года. Если в 1 квартале негативное влияние внешних факторов не оказало существенного воздействия на рынок, и ввод нового предложения составил 45 тыс. кв. м, то во 2 квартале ограничительные меры карантина, в том числе остановка строек новых объектов, привели к сокращению объемов нового строительства до 16 тыс. кв. м. Несмотря на негативный эффект пандемии, в качественных объектах уровень невостребованных площадей остается низким, и владельцы помещений не готовы кардинально менять коммерческие условия.

30.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre