Какие решения гарантируют безопасную офисную среду

Мир начинает оправляться после первой волны вирусного шока. Многие глобальные корпорации приступили к возвращению сотрудников в офисы. Постепенно свой штат выводят с удаленки и российские компании. Что полезно знать, чтобы защитить своих сотрудников на рабочем месте не только в период пандемии, но и в мирной жизни, рассказывает управляющий партнер SOK Ирек Аллаяров. В основе безопасной офисной среды лежит несколько компонентов: микроклимат, световой и акустический комфорт. И во всем есть свои нюансы.

3884

Мир начинает оправляться после первой волны вирусного шока. Многие глобальные корпорации приступили к возвращению сотрудников в офисы. Постепенно свой штат выводят с удаленки и российские компании. Что полезно знать, чтобы защитить своих сотрудников на рабочем месте не только в период пандемии, но и в мирной жизни, рассказывает управляющий партнер SOK Ирек Аллаяров. В основе безопасной офисной среды лежит несколько компонентов: микроклимат, световой и акустический комфорт. И во всем есть свои нюансы.

ВОЛШЕБНЫЙ ВОЗДУХ

Проверка систем вентиляции входит в число базовых правил безопасности, разработанных Центром по контролю и профилактике заболеваний США и опубликованных в конце мая, специально к выходу офисных работников с удаленки. В России также сформулированы общие требования к офисному воздуху. Например, нормой считается ГОСТ 30494-2011. “Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях”, где подробно описаны состояния среды микроклимата в офисных помещениях. Однако любая компания может сделать для своих сотрудников намного больше.

Микроклимат SOK Magic Air, поддерживаемый в наших смарт-офисах, является результатом совместной разработки с научно-исследовательской компанией ТИОН. Подобными решениями также пользуются в Сбербанке и ВЭБе. Специалисты последнего подсчитали, что использование системы снизило случаи болезни на 35-46%.

Идея заключается в мониторинге качества воздуха по целому ряду позиций. Мы меряем 10 показателей, в том числе температуру воздуха, его влажность, содержание в нем твердых частиц (пыли) и даже бактерий, не говоря уже о CO2. Последнее особенно важно, например, в переговорных: после пары часов дискуссий воздух становится тяжелым, а находящиеся внутри люди чувствуют себя утомленными. Как только датчик улавливает превышение уровня CO2 (сигнал срабатывает на уровне 900 ppm), бризеры начинают забор воздуха из коридора и выравнивают концентрацию углекислого газа до приемлемого уровня. В идеале такими датчиками имеет смысл оборудовать каждое помещение.

Не все задумываются о том, что в офисах важно контролировать и скорость движения воздуха. Она распределена неоднородно, где-то могут возникать «застойные зоны», которые не проветриваются, там уровень CO2 выше. Создание 3D моделей таких зон существенно упрощает решение проблемы.

ПРОТИВОВИРУСНЫЕ РЕШЕНИЯ

Пандемии внезапно случаются и проходят, но COVID-19, по данным китайских ученых, может стать сезонным явлением. В такие периоды особенно важно уделять внимание противовирусной дезинфекции, влажной уборке, протирке поверхностей. В числе рекомендаций для американских офисов есть совет оборудовать их системами УФ-очистки. Но при работе таких приборов люди должны покидать помещение, что не все могут себе позволить.

Отправить сотрудника на больничный может не только коронавирус, но и обычная ОРВИ, поэтому еще до COVID-19 в некоторых офисах устанавливались автономные системы блокаторов вирусов. Внутри таких обеззараживателей находится пятиступенчатый фильтр, включающий в себя очистку воздуха в том числе электромагнитными частицами, когда вредные вещества просто прилипают к магниту. На выходе мы видим 99,9% очистки и обеззараживания, это фактически медицинский воздух, но пахнет он не лекарствами, а свежестью. У нас такие установки расположены пока только на двух площадках в общих зонах, но в перспективе мы планируем установить их во всех локациях, причем не только в фойе и опенспейсах, но и в кабинетах.

Дополнительные меры защиты дает и озонирование помещений, что также имеет смысл периодически делать в общих зонах.

ЖИЗНЬ «ПО СОЛНЦУ»

Достаточный уровень освещенности помещения – это тот минимум, который должен быть обеспечен в рабочих пространствах. Нормой для рабочего стола считается показатель в 300-500 люксов.

Разработчики систем биодинамического освещения заметили, что работоспособность человека определяется так называемыми циркадными ритмами, отвечающими за фазы бодрствования и сна. Наши внутренние биологические часы выстроены «по солнцу»: организм реагирует на теплоту света – более холодного утром и вечером и более теплого днем. Воспроизведение такой системы освещения в офисе улучшает производительность труда на 10-15%, подсчитали американские эксперты. До конца года мы рассчитываем запустить такую систему на одной из наших площадок.

АКУСТИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

Работать в тишине легко и приятно. Норма офисного шума не должна превышать 45 децибел. Она достигается при помощи декоративных акустических панелей, шумопоглощающих светильников и потолков «Армстронг». Но соблюдение этого показателя отнюдь не гарантирует офисным обитателям полного акустического комфорта.

Помимо шума как такового, человеческое ухо реагирует еще и на уровень реверберации. Мы его воспринимаем как эффект эха в просторных полупустых помещениях. Так бывает, когда ремонт в квартире уже сделан, а мягкую мебель еще не занесли.

Каким должен быть уровень реверберации в офисах, сейчас не прописано нигде, в России на этот счет нет вообще нет никаких стандартов. То есть многие даже не знают о существовании этого эффекта. Мы стали выяснять и замерять его на всех наших площадках, и оказалось, что комфорт достигается при уровне 0,5 сек. Но как стандартизировать этот показатель? С просьбой о помощи мы обратились в Институт строительной физики: совместно с его экспертами к началу следующего года мы рассчитываем создать такой стандарт для его последующей регистрации. Конечно, стоимость подобных исследований – не дешевая, порядка несколько миллионов рублей, но компании, зарабатывающие на предложении сотрудникам комфорта в офисах, заинтересованы в его появлении.

ЗДОРОВЫЙ ОФИС

Мы постоянно ищем, что еще можно улучшить в офисных помещениях для более полного комфорта наших резидентов. Что-то, как в случае с реверберацией, мы уже открыли. Что-то пока работает на уровне ощущений. Речь идет об общей здоровой и экологичной атмосфере офиса, о находках, которые позволяют поддержать иммунитет человека вне зависимости от того, какие вирусы бушуют за окном.

Здесь можно говорить и об эргономичной мебели, и о нерабочих зонах, соседствующих с офисными помещениями, где человек может ненадолго переключить свое внимание, расслабиться и за счет этого быстрее восстановиться. Мы понимаем, что наличие в офисе тренажерного зала или даже капсулы сна только улучшит производительность труда. А оборудование соляных пещер было бы полезно не только в ФОКах и детских учреждениях, но и на взрослых площадках, ведь иммунитет каждого жителя большого города нуждается в укреплении.

Иммунологи подают нам интересные идеи организации доставки органических сезонных продуктов – такого своеобразного офисного маркета. Возможно, в ближайшее время мы опробуем и эту идею. Пока же за здоровое офисное питание у нас отвечают холодильники «Вкусвилла». Индивидуальная упаковка вполне вписывается в реалии пандемии.

Важно думать и о том, как именно сотрудники добираются в офис. Это, например, одна из проблем, которая беспокоит западных банкиров, в частности из Citigroup. А Bank of America намерен оплачивать сотрудникам поездки в Lyft и Uber или возмещать расходы на вождение, чтобы они не использовали общественный транспорт. Коворкинги в этой ситуации могут предусмотреть для своих резидентов гибкий график работы (24/7), а также парковки для традиционного и альтернативного транспорта – самокатов и велосипедов. В этом случае и душевые кабины в помещении будут очень кстати.

Здоровье и экологичность зданий – это то, в разработку чего предлагает вкладываться и основатель Давосского форума Клаус Шваб и ведущие экономисты мира. Пандемия заставляет нас задуматься, как можно изменить жизнь человека к лучшему, на что стоит направить свои ресурсы. Учитывая, что взрослый человек проводит на работе более трети своей жизни, здесь точно еще есть над чем поработать.



Материалы по теме

Точка зрения

Как измерить гибкость рабочего пространства по шкале от офиса до современного коворкинга?

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate
 
24.07
Исследования рынка

Движения офисного планктона

Совместный опрос компании CBRE и агентства «СканМаркет», проведенный среди работников «Москва-Сити», показал высокую лояльность аудитории к местоположению и инфраструктуре делового центра. Только 10% респондентов не устраивает атмосфера делового кластера.

17.07
Исследования рынка

Как упал спрос на офисы в Москве?

Совокупный объем спроса на офисном рынке Москвы за 2-й квартал 2020 г. достиг рекордно низкого значения среди аналогичных показателей за последние 6 лет, подсчитали в JLL.
 
13.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11
Источник: CRE
Игроки рынка

РАД реализовал имущества более чем на 1,25 трлн рублей

Аукционный дом подвел итоги за 15 лет своего существования.
18.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre