Как упал спрос на офисы в Москве?

Совокупный объем спроса на офисном рынке Москвы за 2-й квартал 2020 г. достиг рекордно низкого значения среди аналогичных показателей за последние 6 лет, подсчитали в JLL.
 
3932
По данным компании JLL, объем сделок аренды и купли-продажи, заключенных во 2-м квартале 2020 г. на офисном рынке Москвы, снизился на 8% в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. и составил 265 тыс. кв. м. Это является наименьшим значением среди сопоставимых периодов с 2014 г. При этом 30% от общего в объем спроса занимает крупнейшая за всю историю рынка сделка аренды компании «Тинькофф Банк» в БЦ AFI Square. В целом за первое полугодие 2020 г. объем спроса достиг 469 тыс. кв. м, что ниже показателя прошлого года на 18%.
«Спрос на офисную недвижимость неразрывно связан с экономической ситуацией. Как правило, в условиях экономического спада спрос на офисы падает по мере снижения занятости, а компании переходят к режиму сбережения средств, - комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL. – Успех удаленной работы приведет к уменьшению количества работающих в офисе, однако это не означает пропорционального уменьшения спроса на офисы. В долгосрочной перспективе изменятся функции офиса, который будет предоставлять возможности для коллаборации, внедрения инноваций, командной работы, то есть тех процессов, которые не могут быть полноценно выполнены удаленно».

«Ввод карантинных мер и вынужденная инвестиционная пауза привели к тому, что спрос потенциальных арендаторов был перенаправлен в сторону более экономных вариантов размещения. Некоторые компании, офис которых располагался в высококачественных бизнес-центрах, уже начали сокращать расходы и занимаемые площади за счет перевода части сотрудников на дистанционную работу, или переезжать в офисы классом ниже, – комментирует Алексей Кучвальский, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL. – При этом арендаторы в первую очередь рассматривают помещения, требующие минимальных вложений в отделку и оснащение, полностью готовые к въезду, в т.ч. и с мебелью. Многие компании предлагают излишки площадей в субаренду. Для многих арендаторов выходом из ситуации стала аренда рабочих мест в коворкингах. Данный формат офисного пространства предоставляет для компаний большую гибкость как по площадям, так и по срокам договора аренды. Однако если в 2019 г. средний запрос был на 200-300 рабочих мест, то сейчас большинство запросов приходится на формат 100 и менее рабочих мест».

Карантинные меры и приостановление строительства отразились и на вводе новых офисных объектов. По итогам 1-го полугодия новое предложение в Москве составило 61 тыс. кв. м, что в 2 раза ниже и так невысокого значения аналогичного периода прошлого года (120 тыс. кв. м). Во 2-м квартале было введено только два объекта класса В+, совокупной площадью 5 тыс. кв. м. Несмотря на высокую степень готовности ряда объектов, ввод в эксплуатацию практически всех бизнес-центров, изначально намеченный на прошедший квартал, был перенесен на 3-4 квартал. Это обусловлено карантинным периодом, который повлек за собой как приостановку строительных работ, так и переход на удаленный режим работы контролирующих организаций. Учитывая то, что тенденция к переносу сроков окончания строительства сохранится и во второй половине года, мы ожидаем, что объем нового предложения по итогам 2020 г. составит порядка 350 тыс. кв. м.

Низкие темпы ввода во 2-м квартале сдерживают рост доли свободных площадей. Увеличение вакантности, начавшееся еще в начале года, продолжилось и во 2-м квартале. Так, за прошедшие три месяца общая доля вакантных площадей на офисном рынке Москвы не претерпела значительных изменений, увеличившись за квартал на 0,2 п.п. и 10,7%.  Самое большое изменение было зафиксировано в классе А - показатель вырос на 2,3 п.п. до 10,6%. В то же время в бизнес-центрах класса В+ доля свободных площадей снизилась до показателя конца 2019 г. и составила 10%.

Согласно данным компании JLL, запрашиваемые ставки аренды по итогам 2-го квартала 2020 г. пока остаются на прежнем уровне. В премиальных зданиях - 45-60 тыс. руб./кв. м/год, в офисах класса А помещения экспонируются по ставке в диапазоне 25-40 тыс. руб./кв. м/год, в классе В+ ставки варьируются от 12 до 25 тыс. руб./кв. м/год. Крупные игроки пока продолжают держать ставки на докризисном уровне. Однако собственники понимают необратимость ситуации и по необходимости готовы идти на уступки и пересматривать условия договоров в разумных пределах. Мы ожидаем снижения ставок аренды в среднесрочной перспективе на фоне дальнейшего роста вакантных площадей.
 


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Фадеев Владислав

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Точка зрения

На воздухе не экономить! Как подготовить офис и торговый центр к возвращению сотрудников и посетителей

Сергей Степочкин, руководитель направления сервиса департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании КРОК, рассказывает, как подготовить системы вентиляция и кондиционирования к работе в новых условиях и что нужно сделать, прежде чем персонал массово вернется в офисы, а торговые центры начнут работать в обычном режиме.

05.06
Точка зрения

Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

18.05
Исследования рынка

Офисы Москвы: итоги I квартала 2020 года от Knight Frank

Доля свободных офисов Москвы по итогам I квартала 2020 года снизилась до уровня 7%, что ниже показателя 2008 года. Объем ввода составил 61 тыс. кв. м, а объем поглощения площадей - 199 тыс. кв. м. Несмотря на высокий показатель спроса, в следующие два квартала ожидается замедление активности пользователей офисов.
14.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: ДОМ.РФ
Аукцион

Дом.РФ продает 32,5 га под Петербургом

Лот включает также недвижимость площадью 4,2 тыс. кв. м. Имущественный комплекс можно использовать под размещение складов и производства.
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre