Как упал спрос на офисы в Москве?

Совокупный объем спроса на офисном рынке Москвы за 2-й квартал 2020 г. достиг рекордно низкого значения среди аналогичных показателей за последние 6 лет, подсчитали в JLL.
 
4009
По данным компании JLL, объем сделок аренды и купли-продажи, заключенных во 2-м квартале 2020 г. на офисном рынке Москвы, снизился на 8% в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. и составил 265 тыс. кв. м. Это является наименьшим значением среди сопоставимых периодов с 2014 г. При этом 30% от общего в объем спроса занимает крупнейшая за всю историю рынка сделка аренды компании «Тинькофф Банк» в БЦ AFI Square. В целом за первое полугодие 2020 г. объем спроса достиг 469 тыс. кв. м, что ниже показателя прошлого года на 18%.
«Спрос на офисную недвижимость неразрывно связан с экономической ситуацией. Как правило, в условиях экономического спада спрос на офисы падает по мере снижения занятости, а компании переходят к режиму сбережения средств, - комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL. – Успех удаленной работы приведет к уменьшению количества работающих в офисе, однако это не означает пропорционального уменьшения спроса на офисы. В долгосрочной перспективе изменятся функции офиса, который будет предоставлять возможности для коллаборации, внедрения инноваций, командной работы, то есть тех процессов, которые не могут быть полноценно выполнены удаленно».

«Ввод карантинных мер и вынужденная инвестиционная пауза привели к тому, что спрос потенциальных арендаторов был перенаправлен в сторону более экономных вариантов размещения. Некоторые компании, офис которых располагался в высококачественных бизнес-центрах, уже начали сокращать расходы и занимаемые площади за счет перевода части сотрудников на дистанционную работу, или переезжать в офисы классом ниже, – комментирует Алексей Кучвальский, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL. – При этом арендаторы в первую очередь рассматривают помещения, требующие минимальных вложений в отделку и оснащение, полностью готовые к въезду, в т.ч. и с мебелью. Многие компании предлагают излишки площадей в субаренду. Для многих арендаторов выходом из ситуации стала аренда рабочих мест в коворкингах. Данный формат офисного пространства предоставляет для компаний большую гибкость как по площадям, так и по срокам договора аренды. Однако если в 2019 г. средний запрос был на 200-300 рабочих мест, то сейчас большинство запросов приходится на формат 100 и менее рабочих мест».

Карантинные меры и приостановление строительства отразились и на вводе новых офисных объектов. По итогам 1-го полугодия новое предложение в Москве составило 61 тыс. кв. м, что в 2 раза ниже и так невысокого значения аналогичного периода прошлого года (120 тыс. кв. м). Во 2-м квартале было введено только два объекта класса В+, совокупной площадью 5 тыс. кв. м. Несмотря на высокую степень готовности ряда объектов, ввод в эксплуатацию практически всех бизнес-центров, изначально намеченный на прошедший квартал, был перенесен на 3-4 квартал. Это обусловлено карантинным периодом, который повлек за собой как приостановку строительных работ, так и переход на удаленный режим работы контролирующих организаций. Учитывая то, что тенденция к переносу сроков окончания строительства сохранится и во второй половине года, мы ожидаем, что объем нового предложения по итогам 2020 г. составит порядка 350 тыс. кв. м.

Низкие темпы ввода во 2-м квартале сдерживают рост доли свободных площадей. Увеличение вакантности, начавшееся еще в начале года, продолжилось и во 2-м квартале. Так, за прошедшие три месяца общая доля вакантных площадей на офисном рынке Москвы не претерпела значительных изменений, увеличившись за квартал на 0,2 п.п. и 10,7%.  Самое большое изменение было зафиксировано в классе А - показатель вырос на 2,3 п.п. до 10,6%. В то же время в бизнес-центрах класса В+ доля свободных площадей снизилась до показателя конца 2019 г. и составила 10%.

Согласно данным компании JLL, запрашиваемые ставки аренды по итогам 2-го квартала 2020 г. пока остаются на прежнем уровне. В премиальных зданиях - 45-60 тыс. руб./кв. м/год, в офисах класса А помещения экспонируются по ставке в диапазоне 25-40 тыс. руб./кв. м/год, в классе В+ ставки варьируются от 12 до 25 тыс. руб./кв. м/год. Крупные игроки пока продолжают держать ставки на докризисном уровне. Однако собственники понимают необратимость ситуации и по необходимости готовы идти на уступки и пересматривать условия договоров в разумных пределах. Мы ожидаем снижения ставок аренды в среднесрочной перспективе на фоне дальнейшего роста вакантных площадей.
 


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Фадеев Владислав

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Точка зрения

На воздухе не экономить! Как подготовить офис и торговый центр к возвращению сотрудников и посетителей

Сергей Степочкин, руководитель направления сервиса департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании КРОК, рассказывает, как подготовить системы вентиляция и кондиционирования к работе в новых условиях и что нужно сделать, прежде чем персонал массово вернется в офисы, а торговые центры начнут работать в обычном режиме.

05.06
Точка зрения

Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

18.05
Исследования рынка

Офисы Москвы: итоги I квартала 2020 года от Knight Frank

Доля свободных офисов Москвы по итогам I квартала 2020 года снизилась до уровня 7%, что ниже показателя 2008 года. Объем ввода составил 61 тыс. кв. м, а объем поглощения площадей - 199 тыс. кв. м. Несмотря на высокий показатель спроса, в следующие два квартала ожидается замедление активности пользователей офисов.
14.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre