Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

6973

Сценарий 1 «Кабинеты вместо опенспейс»

Сейчас в Китае и некоторых европейских странах люди постепенно начинают возвращаться на работу в офисы, и перед работодателями встает очень важная задача - обеспечить их безопасность. Разрабатываются новые нормативы: увеличенное расстояние между столами, перегородки, которые защищают от потенциально опасных частиц, технологии дезинфекции и клининга.

Правило социальной дистанции станет актуальным и для офиса. Место открытых планировок с большим количеством рабочих мест займут более закрытые пространства, в которых будут детально проработаны сценарии перемещения сотрудников.

На самом деле опенспейс начал сдавать свои позиции еще до эпидемии коронавируса. Начиная с 2018 года было проведено очень много исследований, демонстрирующих, что далеко не всегда открытые пространства хорошо влияют на коммуникации и эффективность сотрудников.

С точки зрения планировок предсказуемо увеличится расстояние между рабочими местами. Скорее всего зоны для отдыха и игр будут трансформированы в индивидуальные офисы или помещения, где предусмотрено зонирование с помощью гибких перегородок. В результате того, что все сотрудники не будут одновременно находиться в офисе, изменится и количество кубических метров на одного человека.

Сценарий 2 «Инженерная безопасность»

Большие инвестиции будут направлены в инженерные системы: голосовое распознавание в лифтах, QR-коды при входе, проверка температуры людей. Ужесточатся требования к вентиляции: будут внедряться системы очистки и увлажнения воздуха (раньше такие решения считались привилегией, а после окончания карантина будут применяться более широко).

Помимо рабочих пространств работодателям и арендодателям нужно будет модернизировать общие зоны: лобби, коридоры. Большое развитие получат системы, координирующие перемещения сотрудников по офису и разделяющие потоки. Их основная задача - препятствовать большому скоплению людей в одном и том же месте.

Сценарий 3 «Рост количества удаленных сотрудников»

Несмотря на то, что большинство людей некомфортно переносят самоизоляцию и хотят вернуться в офис, многие видят в удаленной работе преимущества и будут рады хотя бы несколько дней в неделю трудиться из дома после снятия ограничений. О намерении оставить сотрудников на удаленке до конца года уже заявили такие крупные компании, как Saleforce и другие. Высока вероятность того, что в будущем у сотрудников будет выбор, а работодатели будут разделять персонал на определенные команды, которые приходят в офис в назначенный день недели. Таким образом, количество одновременно работающих сотрудников в одном офисном пространстве уменьшится.

Сценарий 4 «Рост спроса на коворкинги и гибкие пространства»

Развитие коворкингов и гибких пространств после пандемии тоже потребует дополнительных инвестиций. В отличие от обычных офисов, где работодатель знает всех своих сотрудников и может достаточно четко их контролировать, резиденты коворкингов могут меняться каждый день, приезжать из других регионов и стран. Поэтому в этом случае огромное внимание будет уделено инженерным системам, в первую очередь очистке воздуха, могут использоваться ультрафиолетовые лампы для дезинфекции, автоматические двери, санузлы с автоматической кнопкой смыва, автоматизированные раковины. Количество квадратных метров на человека и расстояние между столами будут четко регламентироваться. Очень вероятно, что и сами резиденты коворкингов будут обращать на это большое внимание.

Сценарий 5 «Повышение спроса на материалы и оборудование российских производителей»

В период карантина европейские производства стали закрываться, и многие строительные компании, включая нашу, столкнулись с проблемой невозможности поставки оборудования и материалов из-за рубежа. Мы были вынуждены находить отечественные аналоги и поняли, что практически все позиции есть и в России. Как выяснилось, многие заказчики также готовы рассматривать отделочные материалы, произведенные в нашей стране. С точки зрения ценовой политики это намного выгоднее, но самое главное - более короткий срок поставок,

что делает стоимость отделки за квадратный метр существенно ниже. Таким образом, Covid- 19 привел к тому, что строительный бизнес вынужден был находить варианты импортозамещения, и на сегодняшний день все больше и больше компаний как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков, будут рассматривать такие решения.

Сценарий 6 «Усиление тренда на экологию и осознанное потребление»

Поскольку здоровье персонала станет ключевым приоритетом для работодателя, тренд на экологичные офисы, который и так был на подъеме до карантина, получит свое дальнейшее развитие. Осознанное потребление (sustainability) выйдет на первый план в условиях экономического кризиса, который неизбежно переживут многие компании. У работодателей появятся дополнительные задачи - мониторинг чистоты воздуха, воды, дезинфекция всех поверхностей.

Многочисленные исследования подтверждают, что “зеленый” офис, в котором используются грамотные инженерные решения, естественное освещение, экологичные материалы и озеленение территории, положительно влияет на здоровье сотрудников. Важность этого фактора сложно переоценить в эпоху, когда большинство стран мира борется с эпидемией.



иГРОКИ РЫНКА

Q1 Group

Ньюман Екатерина

Строительство

Q1 Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
23.04
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre