Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

7077

Сценарий 1 «Кабинеты вместо опенспейс»

Сейчас в Китае и некоторых европейских странах люди постепенно начинают возвращаться на работу в офисы, и перед работодателями встает очень важная задача - обеспечить их безопасность. Разрабатываются новые нормативы: увеличенное расстояние между столами, перегородки, которые защищают от потенциально опасных частиц, технологии дезинфекции и клининга.

Правило социальной дистанции станет актуальным и для офиса. Место открытых планировок с большим количеством рабочих мест займут более закрытые пространства, в которых будут детально проработаны сценарии перемещения сотрудников.

На самом деле опенспейс начал сдавать свои позиции еще до эпидемии коронавируса. Начиная с 2018 года было проведено очень много исследований, демонстрирующих, что далеко не всегда открытые пространства хорошо влияют на коммуникации и эффективность сотрудников.

С точки зрения планировок предсказуемо увеличится расстояние между рабочими местами. Скорее всего зоны для отдыха и игр будут трансформированы в индивидуальные офисы или помещения, где предусмотрено зонирование с помощью гибких перегородок. В результате того, что все сотрудники не будут одновременно находиться в офисе, изменится и количество кубических метров на одного человека.

Сценарий 2 «Инженерная безопасность»

Большие инвестиции будут направлены в инженерные системы: голосовое распознавание в лифтах, QR-коды при входе, проверка температуры людей. Ужесточатся требования к вентиляции: будут внедряться системы очистки и увлажнения воздуха (раньше такие решения считались привилегией, а после окончания карантина будут применяться более широко).

Помимо рабочих пространств работодателям и арендодателям нужно будет модернизировать общие зоны: лобби, коридоры. Большое развитие получат системы, координирующие перемещения сотрудников по офису и разделяющие потоки. Их основная задача - препятствовать большому скоплению людей в одном и том же месте.

Сценарий 3 «Рост количества удаленных сотрудников»

Несмотря на то, что большинство людей некомфортно переносят самоизоляцию и хотят вернуться в офис, многие видят в удаленной работе преимущества и будут рады хотя бы несколько дней в неделю трудиться из дома после снятия ограничений. О намерении оставить сотрудников на удаленке до конца года уже заявили такие крупные компании, как Saleforce и другие. Высока вероятность того, что в будущем у сотрудников будет выбор, а работодатели будут разделять персонал на определенные команды, которые приходят в офис в назначенный день недели. Таким образом, количество одновременно работающих сотрудников в одном офисном пространстве уменьшится.

Сценарий 4 «Рост спроса на коворкинги и гибкие пространства»

Развитие коворкингов и гибких пространств после пандемии тоже потребует дополнительных инвестиций. В отличие от обычных офисов, где работодатель знает всех своих сотрудников и может достаточно четко их контролировать, резиденты коворкингов могут меняться каждый день, приезжать из других регионов и стран. Поэтому в этом случае огромное внимание будет уделено инженерным системам, в первую очередь очистке воздуха, могут использоваться ультрафиолетовые лампы для дезинфекции, автоматические двери, санузлы с автоматической кнопкой смыва, автоматизированные раковины. Количество квадратных метров на человека и расстояние между столами будут четко регламентироваться. Очень вероятно, что и сами резиденты коворкингов будут обращать на это большое внимание.

Сценарий 5 «Повышение спроса на материалы и оборудование российских производителей»

В период карантина европейские производства стали закрываться, и многие строительные компании, включая нашу, столкнулись с проблемой невозможности поставки оборудования и материалов из-за рубежа. Мы были вынуждены находить отечественные аналоги и поняли, что практически все позиции есть и в России. Как выяснилось, многие заказчики также готовы рассматривать отделочные материалы, произведенные в нашей стране. С точки зрения ценовой политики это намного выгоднее, но самое главное - более короткий срок поставок,

что делает стоимость отделки за квадратный метр существенно ниже. Таким образом, Covid- 19 привел к тому, что строительный бизнес вынужден был находить варианты импортозамещения, и на сегодняшний день все больше и больше компаний как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков, будут рассматривать такие решения.

Сценарий 6 «Усиление тренда на экологию и осознанное потребление»

Поскольку здоровье персонала станет ключевым приоритетом для работодателя, тренд на экологичные офисы, который и так был на подъеме до карантина, получит свое дальнейшее развитие. Осознанное потребление (sustainability) выйдет на первый план в условиях экономического кризиса, который неизбежно переживут многие компании. У работодателей появятся дополнительные задачи - мониторинг чистоты воздуха, воды, дезинфекция всех поверхностей.

Многочисленные исследования подтверждают, что “зеленый” офис, в котором используются грамотные инженерные решения, естественное освещение, экологичные материалы и озеленение территории, положительно влияет на здоровье сотрудников. Важность этого фактора сложно переоценить в эпоху, когда большинство стран мира борется с эпидемией.



иГРОКИ РЫНКА

Q1 Group

Ньюман Екатерина

Строительство

Q1 Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
23.04
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre