Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

6933

Сценарий 1 «Кабинеты вместо опенспейс»

Сейчас в Китае и некоторых европейских странах люди постепенно начинают возвращаться на работу в офисы, и перед работодателями встает очень важная задача - обеспечить их безопасность. Разрабатываются новые нормативы: увеличенное расстояние между столами, перегородки, которые защищают от потенциально опасных частиц, технологии дезинфекции и клининга.

Правило социальной дистанции станет актуальным и для офиса. Место открытых планировок с большим количеством рабочих мест займут более закрытые пространства, в которых будут детально проработаны сценарии перемещения сотрудников.

На самом деле опенспейс начал сдавать свои позиции еще до эпидемии коронавируса. Начиная с 2018 года было проведено очень много исследований, демонстрирующих, что далеко не всегда открытые пространства хорошо влияют на коммуникации и эффективность сотрудников.

С точки зрения планировок предсказуемо увеличится расстояние между рабочими местами. Скорее всего зоны для отдыха и игр будут трансформированы в индивидуальные офисы или помещения, где предусмотрено зонирование с помощью гибких перегородок. В результате того, что все сотрудники не будут одновременно находиться в офисе, изменится и количество кубических метров на одного человека.

Сценарий 2 «Инженерная безопасность»

Большие инвестиции будут направлены в инженерные системы: голосовое распознавание в лифтах, QR-коды при входе, проверка температуры людей. Ужесточатся требования к вентиляции: будут внедряться системы очистки и увлажнения воздуха (раньше такие решения считались привилегией, а после окончания карантина будут применяться более широко).

Помимо рабочих пространств работодателям и арендодателям нужно будет модернизировать общие зоны: лобби, коридоры. Большое развитие получат системы, координирующие перемещения сотрудников по офису и разделяющие потоки. Их основная задача - препятствовать большому скоплению людей в одном и том же месте.

Сценарий 3 «Рост количества удаленных сотрудников»

Несмотря на то, что большинство людей некомфортно переносят самоизоляцию и хотят вернуться в офис, многие видят в удаленной работе преимущества и будут рады хотя бы несколько дней в неделю трудиться из дома после снятия ограничений. О намерении оставить сотрудников на удаленке до конца года уже заявили такие крупные компании, как Saleforce и другие. Высока вероятность того, что в будущем у сотрудников будет выбор, а работодатели будут разделять персонал на определенные команды, которые приходят в офис в назначенный день недели. Таким образом, количество одновременно работающих сотрудников в одном офисном пространстве уменьшится.

Сценарий 4 «Рост спроса на коворкинги и гибкие пространства»

Развитие коворкингов и гибких пространств после пандемии тоже потребует дополнительных инвестиций. В отличие от обычных офисов, где работодатель знает всех своих сотрудников и может достаточно четко их контролировать, резиденты коворкингов могут меняться каждый день, приезжать из других регионов и стран. Поэтому в этом случае огромное внимание будет уделено инженерным системам, в первую очередь очистке воздуха, могут использоваться ультрафиолетовые лампы для дезинфекции, автоматические двери, санузлы с автоматической кнопкой смыва, автоматизированные раковины. Количество квадратных метров на человека и расстояние между столами будут четко регламентироваться. Очень вероятно, что и сами резиденты коворкингов будут обращать на это большое внимание.

Сценарий 5 «Повышение спроса на материалы и оборудование российских производителей»

В период карантина европейские производства стали закрываться, и многие строительные компании, включая нашу, столкнулись с проблемой невозможности поставки оборудования и материалов из-за рубежа. Мы были вынуждены находить отечественные аналоги и поняли, что практически все позиции есть и в России. Как выяснилось, многие заказчики также готовы рассматривать отделочные материалы, произведенные в нашей стране. С точки зрения ценовой политики это намного выгоднее, но самое главное - более короткий срок поставок,

что делает стоимость отделки за квадратный метр существенно ниже. Таким образом, Covid- 19 привел к тому, что строительный бизнес вынужден был находить варианты импортозамещения, и на сегодняшний день все больше и больше компаний как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков, будут рассматривать такие решения.

Сценарий 6 «Усиление тренда на экологию и осознанное потребление»

Поскольку здоровье персонала станет ключевым приоритетом для работодателя, тренд на экологичные офисы, который и так был на подъеме до карантина, получит свое дальнейшее развитие. Осознанное потребление (sustainability) выйдет на первый план в условиях экономического кризиса, который неизбежно переживут многие компании. У работодателей появятся дополнительные задачи - мониторинг чистоты воздуха, воды, дезинфекция всех поверхностей.

Многочисленные исследования подтверждают, что “зеленый” офис, в котором используются грамотные инженерные решения, естественное освещение, экологичные материалы и озеленение территории, положительно влияет на здоровье сотрудников. Важность этого фактора сложно переоценить в эпоху, когда большинство стран мира борется с эпидемией.



иГРОКИ РЫНКА

Q1 Group

Ньюман Екатерина

Строительство

Q1 Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
23.04
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre