Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

Сценарий 1 «Кабинеты вместо опенспейс»

Сейчас в Китае и некоторых европейских странах люди постепенно начинают возвращаться на работу в офисы, и перед работодателями встает очень важная задача - обеспечить их безопасность. Разрабатываются новые нормативы: увеличенное расстояние между столами, перегородки, которые защищают от потенциально опасных частиц, технологии дезинфекции и клининга.

Правило социальной дистанции станет актуальным и для офиса. Место открытых планировок с большим количеством рабочих мест займут более закрытые пространства, в которых будут детально проработаны сценарии перемещения сотрудников.

На самом деле опенспейс начал сдавать свои позиции еще до эпидемии коронавируса. Начиная с 2018 года было проведено очень много исследований, демонстрирующих, что далеко не всегда открытые пространства хорошо влияют на коммуникации и эффективность сотрудников.

С точки зрения планировок предсказуемо увеличится расстояние между рабочими местами. Скорее всего зоны для отдыха и игр будут трансформированы в индивидуальные офисы или помещения, где предусмотрено зонирование с помощью гибких перегородок. В результате того, что все сотрудники не будут одновременно находиться в офисе, изменится и количество кубических метров на одного человека.

Сценарий 2 «Инженерная безопасность»

Большие инвестиции будут направлены в инженерные системы: голосовое распознавание в лифтах, QR-коды при входе, проверка температуры людей. Ужесточатся требования к вентиляции: будут внедряться системы очистки и увлажнения воздуха (раньше такие решения считались привилегией, а после окончания карантина будут применяться более широко).

Помимо рабочих пространств работодателям и арендодателям нужно будет модернизировать общие зоны: лобби, коридоры. Большое развитие получат системы, координирующие перемещения сотрудников по офису и разделяющие потоки. Их основная задача - препятствовать большому скоплению людей в одном и том же месте.

Сценарий 3 «Рост количества удаленных сотрудников»

Несмотря на то, что большинство людей некомфортно переносят самоизоляцию и хотят вернуться в офис, многие видят в удаленной работе преимущества и будут рады хотя бы несколько дней в неделю трудиться из дома после снятия ограничений. О намерении оставить сотрудников на удаленке до конца года уже заявили такие крупные компании, как Saleforce и другие. Высока вероятность того, что в будущем у сотрудников будет выбор, а работодатели будут разделять персонал на определенные команды, которые приходят в офис в назначенный день недели. Таким образом, количество одновременно работающих сотрудников в одном офисном пространстве уменьшится.

Сценарий 4 «Рост спроса на коворкинги и гибкие пространства»

Развитие коворкингов и гибких пространств после пандемии тоже потребует дополнительных инвестиций. В отличие от обычных офисов, где работодатель знает всех своих сотрудников и может достаточно четко их контролировать, резиденты коворкингов могут меняться каждый день, приезжать из других регионов и стран. Поэтому в этом случае огромное внимание будет уделено инженерным системам, в первую очередь очистке воздуха, могут использоваться ультрафиолетовые лампы для дезинфекции, автоматические двери, санузлы с автоматической кнопкой смыва, автоматизированные раковины. Количество квадратных метров на человека и расстояние между столами будут четко регламентироваться. Очень вероятно, что и сами резиденты коворкингов будут обращать на это большое внимание.

Сценарий 5 «Повышение спроса на материалы и оборудование российских производителей»

В период карантина европейские производства стали закрываться, и многие строительные компании, включая нашу, столкнулись с проблемой невозможности поставки оборудования и материалов из-за рубежа. Мы были вынуждены находить отечественные аналоги и поняли, что практически все позиции есть и в России. Как выяснилось, многие заказчики также готовы рассматривать отделочные материалы, произведенные в нашей стране. С точки зрения ценовой политики это намного выгоднее, но самое главное - более короткий срок поставок,

что делает стоимость отделки за квадратный метр существенно ниже. Таким образом, Covid- 19 привел к тому, что строительный бизнес вынужден был находить варианты импортозамещения, и на сегодняшний день все больше и больше компаний как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков, будут рассматривать такие решения.

Сценарий 6 «Усиление тренда на экологию и осознанное потребление»

Поскольку здоровье персонала станет ключевым приоритетом для работодателя, тренд на экологичные офисы, который и так был на подъеме до карантина, получит свое дальнейшее развитие. Осознанное потребление (sustainability) выйдет на первый план в условиях экономического кризиса, который неизбежно переживут многие компании. У работодателей появятся дополнительные задачи - мониторинг чистоты воздуха, воды, дезинфекция всех поверхностей.

Многочисленные исследования подтверждают, что “зеленый” офис, в котором используются грамотные инженерные решения, естественное освещение, экологичные материалы и озеленение территории, положительно влияет на здоровье сотрудников. Важность этого фактора сложно переоценить в эпоху, когда большинство стран мира борется с эпидемией.



иГРОКИ РЫНКА

Q1 Group

Ньюман Екатерина

Строительство

Q1 Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
23.04
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04

журнал CRE 9-10 (366-367)

1-31.05.2020
Все на выход: этапы снятия, которых мы ждем Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, постепенное снятие ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, должно происходить в три этапа. Решение о переходе на тот или иной этап должно зависеть от коэффициента распространения эпидемии.   Оставить нельзя расторгнуть 22 мая Госдума РФ приняла в третьем чтении так называемый «коронавирусный закон» об аренде – речь идет о возможности арендаторов недвижимо...

Популярное

Сделка

В России заключили первую сделку аренды гибкого офиса built-to-suit

Space 1 и Brown-Forman заключили первую на российском рынке сделку аренды гибкого офиса в формате built-to-suit.

25.05
Игроки рынка

CRE 100 - 2020 уже здесь!

Вышел свежий ежегодный выпуск "CRE 100 - рейтинг самых влиятельных персон рынка коммерческой недвижимости". 
21.05
Законодательство

Договоры аренды расторгнуть не только можно, но и нельзя

Госдума разрешила расторжение договора аренды в одностороннем порядке только представителям малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в споре арендаторов и арендодателей первые как бы победили, но как бы и нет.

21.05
Открытие

На Большой Никитской поселится White Rabbit Family

В помещении R4S откроется новый ресторан White Rabbit Family.
 
26.05
Игроки рынка

ПИК может отказаться от части офисов

Предполагается, что 11 тыс. кв. м арендуемых помещений в бизнес-центре «Рассвет» компания будет сдавать в субаренду операторам коворкингов.

21.05
Игроки рынка

AB Development подарит вторую жизнь старому зданию

AB Development объявляет о старте нового проекта в историческом центре Москвы по адресу: Колпачный пер., 9А.
 
 
22.05
Игроки рынка

Alibaba откроет специализированные склады в России

«Цайняо» и KupiVip запускают программу открытия специализированных складов для партнеров Alibaba Group.
 
21.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre