Сценарий 1 «Кабинеты вместо опенспейс»
Сейчас в Китае и некоторых европейских странах люди постепенно начинают возвращаться на работу в офисы, и перед работодателями встает очень важная задача - обеспечить их безопасность. Разрабатываются новые нормативы: увеличенное расстояние между столами, перегородки, которые защищают от потенциально опасных частиц, технологии дезинфекции и клининга.
Правило социальной дистанции станет актуальным и для офиса. Место открытых планировок с большим количеством рабочих мест займут более закрытые пространства, в которых будут детально проработаны сценарии перемещения сотрудников.
На самом деле опенспейс начал сдавать свои позиции еще до эпидемии коронавируса. Начиная с 2018 года было проведено очень много исследований, демонстрирующих, что далеко не всегда открытые пространства хорошо влияют на коммуникации и эффективность сотрудников.
С точки зрения планировок предсказуемо увеличится расстояние между рабочими местами. Скорее всего зоны для отдыха и игр будут трансформированы в индивидуальные офисы или помещения, где предусмотрено зонирование с помощью гибких перегородок. В результате того, что все сотрудники не будут одновременно находиться в офисе, изменится и количество кубических метров на одного человека.
Сценарий 2 «Инженерная безопасность»
Большие инвестиции будут направлены в инженерные системы: голосовое распознавание в лифтах, QR-коды при входе, проверка температуры людей. Ужесточатся требования к вентиляции: будут внедряться системы очистки и увлажнения воздуха (раньше такие решения считались привилегией, а после окончания карантина будут применяться более широко).
Помимо рабочих пространств работодателям и арендодателям нужно будет модернизировать общие зоны: лобби, коридоры. Большое развитие получат системы, координирующие перемещения сотрудников по офису и разделяющие потоки. Их основная задача - препятствовать большому скоплению людей в одном и том же месте.
Сценарий 3 «Рост количества удаленных сотрудников»
Несмотря на то, что большинство людей некомфортно переносят самоизоляцию и хотят вернуться в офис, многие видят в удаленной работе преимущества и будут рады хотя бы несколько дней в неделю трудиться из дома после снятия ограничений. О намерении оставить сотрудников на удаленке до конца года уже заявили такие крупные компании, как Saleforce и другие. Высока вероятность того, что в будущем у сотрудников будет выбор, а работодатели будут разделять персонал на определенные команды, которые приходят в офис в назначенный день недели. Таким образом, количество одновременно работающих сотрудников в одном офисном пространстве уменьшится.
Сценарий 4 «Рост спроса на коворкинги и гибкие пространства»
Развитие коворкингов и гибких пространств после пандемии тоже потребует дополнительных инвестиций. В отличие от обычных офисов, где работодатель знает всех своих сотрудников и может достаточно четко их контролировать, резиденты коворкингов могут меняться каждый день, приезжать из других регионов и стран. Поэтому в этом случае огромное внимание будет уделено инженерным системам, в первую очередь очистке воздуха, могут использоваться ультрафиолетовые лампы для дезинфекции, автоматические двери, санузлы с автоматической кнопкой смыва, автоматизированные раковины. Количество квадратных метров на человека и расстояние между столами будут четко регламентироваться. Очень вероятно, что и сами резиденты коворкингов будут обращать на это большое внимание.
Сценарий 5 «Повышение спроса на материалы и оборудование российских производителей»
В период карантина европейские производства стали закрываться, и многие строительные компании, включая нашу, столкнулись с проблемой невозможности поставки оборудования и материалов из-за рубежа. Мы были вынуждены находить отечественные аналоги и поняли, что практически все позиции есть и в России. Как выяснилось, многие заказчики также готовы рассматривать отделочные материалы, произведенные в нашей стране. С точки зрения ценовой политики это намного выгоднее, но самое главное - более короткий срок поставок,
что делает стоимость отделки за квадратный метр существенно ниже. Таким образом, Covid- 19 привел к тому, что строительный бизнес вынужден был находить варианты импортозамещения, и на сегодняшний день все больше и больше компаний как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков, будут рассматривать такие решения.
Сценарий 6 «Усиление тренда на экологию и осознанное потребление»
Поскольку здоровье персонала станет ключевым приоритетом для работодателя, тренд на экологичные офисы, который и так был на подъеме до карантина, получит свое дальнейшее развитие. Осознанное потребление (sustainability) выйдет на первый план в условиях экономического кризиса, который неизбежно переживут многие компании. У работодателей появятся дополнительные задачи - мониторинг чистоты воздуха, воды, дезинфекция всех поверхностей.
Многочисленные исследования подтверждают, что “зеленый” офис, в котором используются грамотные инженерные решения, естественное освещение, экологичные материалы и озеленение территории, положительно влияет на здоровье сотрудников. Важность этого фактора сложно переоценить в эпоху, когда большинство стран мира борется с эпидемией.