Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
4928

Предложение

По предварительным итогам, в Москве в I квартале 2020 г. было введено в эксплуатацию порядка 53 600 кв. м офисных площадей, согласно данным исследования компании CBRE. Это почти в 2 раза выше по сравнению с объемом нового предложения в аналогичном периоде 2019 г. (27 500 кв. м) и на 17% больше показателя I квартала 2018 г. (45 700 кв. м). В январе-марте были введены в эксплуатацию 3 новых объекта, крупнейшим из которых является МФК Kvartal West. Основной объем нового предложения принадлежит к сегменту класса В, доля которого составила 74%. В классе А был введен один объект – МФК «Смоленский Пассаж II», его доля составила 26% соответственно. В территориальной структуре новогопредложения основной вводновых площадей пришелся на зону между ТТК и МКАД. 

Исходя из заявленных планов девелоперов на начало года, в 2020 г. был запланирован ввод в эксплуатацию порядка 500 000 кв. м офисных площадей. Однако, учитывая нестабильность основных макроэкономических показателей, а также возросшую неопределенность и негативное влияние на бизнес многих сфер деятельности, возникшие в результате с распространением коронавируса и мер по борьбе с ним, эксперты ожидают, что заявленные планы могут корректироваться, а объем нового предложения в 2020 году может составить только порядка 250 000 - 300 000 кв. м. При этом сохранится тенденция частичного или полного заполнения некоторых объектов к моменту ввода в эксплуатацию.


Доля свободных площадей

Доля свободных офисных площадей в I квартале снизилась на 0,1 п.п. по сравнению с концом года и по предварительным итогам составила 9%. В бизнес-центрах класса А доля свободных площадей сохраняется на низком уровне и составляет 10%. Наиболее сильно ощущается дефицит доступного предложения в Центральном деловом районе, где доля свободных площадей в классе А составляет 3,7%. В классе В доля вакантных площадей снизилась с 8,8% на конец 2019 года до 8,6%.


Источник: CBRE


Спрос

По предварительным итогам, в I квартале 2020 г. объем чистого поглощения офисных площадей составил порядка 69 300 кв. м, что соответствует уровню в аналогичном периоде 2019 года (69 800 кв. м). В январе и феврале активность арендаторов и покупателей на рынке офисной недвижимости сохранялось на относительно высоком уровне. Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала. 

В краткосрочной перспективе эксперты ожидают снижение активности со стороны арендаторов. Принятие решений компаниями может затягиваться вследствие возможных сложностей с выездом на объекты и бизнес-поездками ответственных сотрудников, а также с ухудшением финансовых показателях компаний в 1 полугодии 2020 года. При этом, активность крупных пользователей в отношении офисной недвижимости с большой долей вероятности сохранится. 

В долгосрочном прогнозе эффект может быть замечен в том, что компании будут чаще использовать гибкие решения при аренде офисных помещений, что позволит им быстрее реагировать на изменения, а также оптимизировать расходы.


Источник: CBRE


Материалы по теме

Экспертный анализ

Снижать ставку пока не готовы

Аналитики брокерской компании Bright Rich | CORFAC International подвели итоги I квартала 2020 г. в сегменте офисной недвижимости Санкт-Петербурга и рассказали, как арендаторы и собственники бизнес-центров реагируют на падение курса рубля и эпидемию коронавируса.
16.04
Исследования рынка

Офисы Москвы: итоги I квартала 2020 года от Knight Frank

Доля свободных офисов Москвы по итогам I квартала 2020 года снизилась до уровня 7%, что ниже показателя 2008 года. Объем ввода составил 61 тыс. кв. м, а объем поглощения площадей - 199 тыс. кв. м. Несмотря на высокий показатель спроса, в следующие два квартала ожидается замедление активности пользователей офисов.
14.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre