Трудовой кризис пришел в клининг

Рафал Яскула, управляющий партнер DAKO
 
Власти больших городов один за другим официально признают, что из-за оттока мигрантов возник колоссальный дефицит низкоквалифицированной рабочей силы. И масштабы этой проблемы намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Если сейчас это не так заметно, то думаю, что с первым обильным снегопадом картина станет очевидна абсолютно всем. В сентябре этого года по сравнению с февралем спрос на персонал клининга вырос аж в два раза. К октябрю - еще на треть, и это данные российских сервисов по поиску работы: HeadHunter, Super Job и Avito. А когда спрос на вакансии превышает предложения, то за тяжелую работу будут браться в последнюю очередь.

К сожалению, дефицит кадров ставит под удар реализацию многих проектов. В основном сталкиваются с проблемой те, кто не может быстро увеличить стоимость своих услуг. Чаще всего это касается всех, кто получил контракты вследствие победы в тендерах, по которым контракты не заканчиваются с концом года. Совсем сложно, если это еще был не коммерческий тендер, а по 223 и 44 Федеральному закону.

Многие скептики говорят о том, что надо использовать граждан Российской Федерации, и мы, конечно, только за, и у нас есть такие работники, но, как показывает практика, россиянине, в том числе и с Северного Кавказа, не хотят работать дворниками и уборщиками, это связанно с заложенной менталитетом непрестижностью этой профессии. Еще одной возможной причиной можно назвать то, что максимальное пособие по безработице в Москве 20 тыс., а в том же Санкт-Петербурге 12 тыс. руб., поэтому многие предпочитают оставаться дома, ничего не делать и получать «легкие деньги». Тем более что в период пандемии нет необходимости ходить и собирать отказы от работодателей. В итоге, несмотря на то, что, например, наша отрасль крайне нуждается в персонале, безработица в Москве выросла в семь раз. По данным руководителя департамента труда и соцзащиты населения столицы Евгения Стружака, уровень регистрируемой безработицы в столице превысил 3% против 0,37% в 2019 г.

Россияне из регионов не живут в дешевых хостелах. Они арендуют общежития по цене от 500 руб. в сутки. Как правило, это проживание оплачивает работодатель, а средняя зарплата строителей и комплектовщиков составляет от 60-80 тыс. руб. в месяц. Их труд окупается даже с учетом оплаты проживания и питания. Поэтому рассчитывать на эту категорию массово пока не приходится. Наша категория работников и сфера труда оплачивается существенно дешевле, а хостелы за 250-300 руб. в сутки неподъемны ни для работника, ни для работодателя, т.к в данной сфере очень большая текучесть кадров, нет уверенности в постоянной работе ни одного сотрудника. 

Конечно, нам трудно конкурировать с заработными платами на стройках, где оплата труда также выросла минимум в два раза, по данным тех же сервисов.

Для нас строители — это главные конкуренты, забирающие мужчин. Вторая по значимости категория - курьеры и таксисты.

Конечно, подбор - сейчас самая уязвимая составляющая. Мы используем все наши возможности. Увеличиваем уровень заработной платы наших сотрудников на 15% на объектах за счет согласованного с заказчиками уменьшения количества персонала, привлекаемого для выполнения работ, реже - путем повышения стоимости услуг. За дополнительное поощрение проводим акции: «Приведи друга», «Порекомендуй нас», распространяем листовки. Продолжаем быть на связи с нашими сотрудниками, которые вынуждены были уехать для соблюдения правомерности нахождения в России. Они и рады бы вернуться и продолжать здесь зарабатывать, но цены на билеты сейчас равносильны двум, а то и трем средним зарплатам. Из Москвы, действительно, билеты сейчас подешевели, но купить их не всегда получается - все раскуплено. А вот цены в Москву держатся на высоком уровне. К тому же системы покупок из тех стран отличаются от наших - не всегда просто купить или забронировать. Приходится переплачивать.

В жесткой конкуренции за кадры, скорее всего, смогут удержаться на плаву только сильные и гибкие игроки рынка. Такие, которые умеют быстро адаптироваться к новым условиям. Мы же стараемся придерживаться того, что сложности в бизнесе неминуемо ведут к его совершенствованию. Текущие проблемы, с которыми столкнулись все, приближают будущее быстрее, чем мы могли ранее предполагать. Люди привыкли бережнее относиться к тому, что достается с большим трудом. В нынешних реалиях — это наш персонал. Бережное отношение к персоналу было ключевым фактором в ДАКО всегда, но сейчас особенно. Далеко не все компании обеспечивают хорошими бытовыми условиями труда, хотя это же элементарно и очень важно - свой шкафчик, оборудованная комната для приема пищи, красивая, отглаженная и удобная спецодежда. 

Минимизировать физические нагрузки нам позволяет применение современных поломоечных машин и профессионального инвентаря. Использование системы СВЕП (безведерная система уборки) ускоряет процесс работы и дает нам возможность сократить численность персонала на наших объектах.

Сейчас остро выражена тенденция перехода персонала из одной компании в другую. Сотрудник уходит туда, где ему дадут хоть на 100 руб. больше, и накал страстей с такой «миграцией» достигает пиковых значений, порождает множество обманов. Так мы тоже теряли персонал, который потом, конечно, возвращается, но мы упускаем время и силы на обучение новых.

К сожалению, ожидание притока мигрантов после открытия авиасообщения с Киргизией не оправдалось, а стало окном для выезда оставшихся.
 


иГРОКИ РЫНКА

ДАКО

Яскула Рафал

Клининг

ДАКО

Материалы по теме

Точка зрения

Как изменилась жизнь клининговых компании после выхода из карантина?

Рафал Яскула, управляющий партнер DAKO Professional Team
 
02.07
Экспертный анализ

Ретейл и клининг – перемены назрели

Всем нам хочется делать покупки в чистых магазинах. Торговые площади крупных ретейлеров убираются специализированными клининговыми компаниями. Только на поддержание чистоты ТРК их владельцы ежегодно тратят, по разным оценкам, от 25 до 40 млрд руб. 

11.10
Точка зрения

10 главных мифов рынка клининга

Елена Кузьмина, директор департамента клининга NAI Becar

26.09

журнал CRE 22-1(379)

декабрь 2 - январь 1
CRE №22-1 (379) Ознакомиться c PDF-версией можно ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке PPF Real Estate Russia https://www.ppfrealestate.ru/ru MD Facility Management www.mdpm.ru     Raven Russia www.rrpa.ru   БЦ «Искра-Парк» https://hals-development.ru/   Sawatzky Property Management www.sawatzky.ru   Crocus Group https://crocusgroup.ru/   OZ МОЛЛ www.ozmall.ru   ПАО «КМЗ» http://www.kmzlift.ru/    PROFESSIONAL FACILITY MANAGEMENT www.pro-fm.com   Алютех htt...

Популярное

Сделка

Ingka Centres стала единственным хозяином ТЦ МЕГА в России

Компания выкупила 25,1% акций ООО «МЕГА Белая Дача» у АО «Белая Дача», теперь ей принадлежат все российские торговые центры сети.

12.01
Управление недвижимостью

AFI доверила Sawatzky свой новый бизнес-центр

Управляющая компания будет отвечать за предэксплуатацию БЦ AFI2B площадью около 50 тыс. кв. м в районе станции метро «Белорусская».

12.01
Игроки рынка

ИКЕА инвестирует 1 млрд евро в развитие бизнеса в России

Компания завершила первый этап реновации «МЕГА Дыбенко», инвестиции в него составили 2,7 млрд рублей.

14.01
Инвестиции

Инвесторы распробовали стрит-ритейл

По данным аналитиков «Рентавед», более 70% спроса на помещения стрит-ритейла обеспечивают инвесторы. В новостройках данный показатель превышает 90%.

12.01
Аукцион

В Петербурге продают фарм-компанию с заводом и складом

Продажа 100% ООО «Фарма Капитал», на балансе которой находится завод со складом общей площадью 18 тыс. кв. м, ведется по поручению дочерних структур ПАО «Сбербанк».

15.01
Открытие

H&M Group выводит новые бренды в Петербург

Первые в городе магазины трех брендов группы откроются на Большом пр. П.С., д. 59. Брокером сделки выступил Knight Frank St Petersburg.

12.01
Сделка

«Зорге 1» принял нового арендатора

В московском БЦ «Зорге 1» появился новый арендатор.
 
13.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre