За пределами двух столиц тоже есть коворкинги

Всего в регионах насчитывается более 300 гибких офисных пространств. О региональном рынке коворкингов и новых трендах рассказывает Виталий Паймуков, основатель сетей коворкингов Аник и ProfitRooms. 

2355
Изображение взято из источника: РИА Недвижимость
По данным CBRE за 2020 год рынок коворкингов вырос примерно на 20%, это почти в 2 раза меньше, чем в предыдущих годах - 43% (2018) и 39% (2019). Коворкинги составляют всего 1,5% от офисного рынка недвижимости, однако он может достигнуть 5% в перспективе в 3-5 лет. 

За ростом столичного рынка следует и развитие регионального - формат коворкинга уже знаком, им интересуются конечные потребители и владельцы офисной недвижимости.  

О цифрах

Основная масса действующих коворкингов, по данным портала kovorkingi.ru, сосредоточена в столичных регионах - Москве, Санкт-Петербурге. В Московской и Ленинградской областях насчитывается 437 гибких пространств. На все остальные регионы в общей сложности приходится 336 гибких пространств. Действующие сконцентрированы преимущественно в городах-миллионниках - 160 из 336. Среди регионов по числу коворкингов лидируют такие территории, как Краснодарский край, Свердловская и Новосибирская области.

В 2020 году проявилась тенденция к открытию новых объектов в городах с численностью менее 1 млн человек. По данным портала kovorkingi.ru за 2020 год был анонсирован запуск 61 коворкинга. Большая часть из них (41 проект) в малых городах. 



Этот тренд продолжился и в 2021 году, примером является сеть коворкингов NAMES, которая открыла новый объект в 658-тысячном Ижевске, а также анонсировала коворкинг в Тюмени.

Федеральные проекты все больше обращают свое внимание на региональный рынок. Форматы коворкингов, ранее доступных в столице, переходят в регионы. В 2020 году сети коворкингов Meeting Point, Page заявили о развитии региональной франшизы. А уже в 2021 сеть Практик заявила о лоукост-сети коворкингов у дома, ориентированной на разные города. 

Что ждать в 2021

Формат коворкинга показал свою эффективность во время пандемии. Спрос на аренду мест снижался, но не так сильно, как спрос на стандартные офисы. По данным CBRE, по итогам третьего квартала 2020 года доля пустующих помещений класса А в Москве составляла 11,6%, класса В — 10%. В ситуации, когда компания не знает, сколько сотрудников будет через неделю и необходимо сфокусироваться на своем деле, коворкинги вышел на первый план за счет своей гибкости и сервисной составляющей. 



Управляющим компаниям поступают предложение от владельцев недвижимости об открытии объектов на свободных площадях. Зачастую, эти объекты не отвечают стандартам качества сетей - это бывшие склады  или пустующие площади торговых центров. Такие предложения уже поступали в нашу сеть коворкингов ProfitRooms. Интерес девелоперов понятен - таким образом они хотят избавиться от пустующих помещений за счет коворкингов внутри. С другой стороны, сама идея коворкинга, как эффективного формата организации рабочего пространства, становится ближе и понятнее для местного бизнеса.

Для федеральных игроков - это проверка концепции: им нужно пересматривать свою бизнес-модель под регионы, чтобы пространство оставалось столь же рентабельным, как и в столице. Для этого необходима большая площадь и высокий класс здания, чтобы поддерживать тот же высокий уровень качества, что и на столичном рынке. Такие объекты рассчитаны на якорного арендатора или проектные команды. Но региональный рынок остается потенциально интересным сетевым игрокам. Уже сейчас слышны анонсы от сетей коворкингов о большом числе открытий в текущем году. Так NAMES заявили о 20 коворкингах в сети до конца года, а OFIX в 2021 году откроет 11 локаций в спальных районах. Наша сеть ProfitRooms после открытия пилотного проекта запуск еще одного коворкинга в текущем году. Помимо этого стоит ждать как открытий от франчайзинговых сетей, так и от региональных представителей, которые не планируют разрастаться до сетевых решений. 
 


Материалы по теме

Источник: GPGroup
Точка зрения

Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
16.11
Точка зрения

Как измерить гибкость рабочего пространства по шкале от офиса до современного коворкинга?

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate
 
24.07

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre