По данным CBRE за 2020 год рынок коворкингов вырос примерно на 20%, это почти в 2 раза меньше, чем в предыдущих годах - 43% (2018) и 39% (2019). Коворкинги составляют всего 1,5% от офисного рынка недвижимости, однако он может достигнуть 5% в перспективе в 3-5 лет.
За ростом столичного рынка следует и развитие регионального - формат коворкинга уже знаком, им интересуются конечные потребители и владельцы офисной недвижимости.
О цифрах
Основная масса действующих коворкингов, по данным портала kovorkingi.ru, сосредоточена в столичных регионах - Москве, Санкт-Петербурге. В Московской и Ленинградской областях насчитывается 437 гибких пространств. На все остальные регионы в общей сложности приходится 336 гибких пространств. Действующие сконцентрированы преимущественно в городах-миллионниках - 160 из 336. Среди регионов по числу коворкингов лидируют такие территории, как Краснодарский край, Свердловская и Новосибирская области.
В 2020 году проявилась тенденция к открытию новых объектов в городах с численностью менее 1 млн человек. По данным портала kovorkingi.ru за 2020 год был анонсирован запуск 61 коворкинга. Большая часть из них (41 проект) в малых городах.
Этот тренд продолжился и в 2021 году, примером является сеть коворкингов NAMES, которая открыла новый объект в 658-тысячном Ижевске, а также анонсировала коворкинг в Тюмени.
Федеральные проекты все больше обращают свое внимание на региональный рынок. Форматы коворкингов, ранее доступных в столице, переходят в регионы. В 2020 году сети коворкингов Meeting Point, Page заявили о развитии региональной франшизы. А уже в 2021 сеть Практик заявила о лоукост-сети коворкингов у дома, ориентированной на разные города.
Что ждать в 2021
Формат коворкинга показал свою эффективность во время пандемии. Спрос на аренду мест снижался, но не так сильно, как спрос на стандартные офисы. По данным CBRE, по итогам третьего квартала 2020 года доля пустующих помещений класса А в Москве составляла 11,6%, класса В — 10%. В ситуации, когда компания не знает, сколько сотрудников будет через неделю и необходимо сфокусироваться на своем деле, коворкинги вышел на первый план за счет своей гибкости и сервисной составляющей.
Управляющим компаниям поступают предложение от владельцев недвижимости об открытии объектов на свободных площадях. Зачастую, эти объекты не отвечают стандартам качества сетей - это бывшие склады или пустующие площади торговых центров. Такие предложения уже поступали в нашу сеть коворкингов ProfitRooms. Интерес девелоперов понятен - таким образом они хотят избавиться от пустующих помещений за счет коворкингов внутри. С другой стороны, сама идея коворкинга, как эффективного формата организации рабочего пространства, становится ближе и понятнее для местного бизнеса.
Для федеральных игроков - это проверка концепции: им нужно пересматривать свою бизнес-модель под регионы, чтобы пространство оставалось столь же рентабельным, как и в столице. Для этого необходима большая площадь и высокий класс здания, чтобы поддерживать тот же высокий уровень качества, что и на столичном рынке. Такие объекты рассчитаны на якорного арендатора или проектные команды. Но региональный рынок остается потенциально интересным сетевым игрокам. Уже сейчас слышны анонсы от сетей коворкингов о большом числе открытий в текущем году. Так NAMES заявили о 20 коворкингах в сети до конца года, а OFIX в 2021 году откроет 11 локаций в спальных районах. Наша сеть ProfitRooms после открытия пилотного проекта запуск еще одного коворкинга в текущем году. Помимо этого стоит ждать как открытий от франчайзинговых сетей, так и от региональных представителей, которые не планируют разрастаться до сетевых решений.
За ростом столичного рынка следует и развитие регионального - формат коворкинга уже знаком, им интересуются конечные потребители и владельцы офисной недвижимости.
О цифрах
Основная масса действующих коворкингов, по данным портала kovorkingi.ru, сосредоточена в столичных регионах - Москве, Санкт-Петербурге. В Московской и Ленинградской областях насчитывается 437 гибких пространств. На все остальные регионы в общей сложности приходится 336 гибких пространств. Действующие сконцентрированы преимущественно в городах-миллионниках - 160 из 336. Среди регионов по числу коворкингов лидируют такие территории, как Краснодарский край, Свердловская и Новосибирская области.
В 2020 году проявилась тенденция к открытию новых объектов в городах с численностью менее 1 млн человек. По данным портала kovorkingi.ru за 2020 год был анонсирован запуск 61 коворкинга. Большая часть из них (41 проект) в малых городах.
Этот тренд продолжился и в 2021 году, примером является сеть коворкингов NAMES, которая открыла новый объект в 658-тысячном Ижевске, а также анонсировала коворкинг в Тюмени.
Федеральные проекты все больше обращают свое внимание на региональный рынок. Форматы коворкингов, ранее доступных в столице, переходят в регионы. В 2020 году сети коворкингов Meeting Point, Page заявили о развитии региональной франшизы. А уже в 2021 сеть Практик заявила о лоукост-сети коворкингов у дома, ориентированной на разные города.
Что ждать в 2021
Формат коворкинга показал свою эффективность во время пандемии. Спрос на аренду мест снижался, но не так сильно, как спрос на стандартные офисы. По данным CBRE, по итогам третьего квартала 2020 года доля пустующих помещений класса А в Москве составляла 11,6%, класса В — 10%. В ситуации, когда компания не знает, сколько сотрудников будет через неделю и необходимо сфокусироваться на своем деле, коворкинги вышел на первый план за счет своей гибкости и сервисной составляющей.
Управляющим компаниям поступают предложение от владельцев недвижимости об открытии объектов на свободных площадях. Зачастую, эти объекты не отвечают стандартам качества сетей - это бывшие склады или пустующие площади торговых центров. Такие предложения уже поступали в нашу сеть коворкингов ProfitRooms. Интерес девелоперов понятен - таким образом они хотят избавиться от пустующих помещений за счет коворкингов внутри. С другой стороны, сама идея коворкинга, как эффективного формата организации рабочего пространства, становится ближе и понятнее для местного бизнеса.
Для федеральных игроков - это проверка концепции: им нужно пересматривать свою бизнес-модель под регионы, чтобы пространство оставалось столь же рентабельным, как и в столице. Для этого необходима большая площадь и высокий класс здания, чтобы поддерживать тот же высокий уровень качества, что и на столичном рынке. Такие объекты рассчитаны на якорного арендатора или проектные команды. Но региональный рынок остается потенциально интересным сетевым игрокам. Уже сейчас слышны анонсы от сетей коворкингов о большом числе открытий в текущем году. Так NAMES заявили о 20 коворкингах в сети до конца года, а OFIX в 2021 году откроет 11 локаций в спальных районах. Наша сеть ProfitRooms после открытия пилотного проекта запуск еще одного коворкинга в текущем году. Помимо этого стоит ждать как открытий от франчайзинговых сетей, так и от региональных представителей, которые не планируют разрастаться до сетевых решений.