Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
4479
Изображение взято из источника: GPGroup
Растущая популярность гибких офисов и  вместе с тем развитие сегмента коворкингов меняют  офисный ландшафт - у арендатора все больше вариантов для  размещения рабочих мест. Разберемся, каковы различия  этих форматов, и в чем особенности планировочных решений в гибких офисах и коворкингах.

Гибкие офисы от классических отличает, в первую очередь, то, что в проектировании пространства заложена мобильность, а планировки позволяют адаптировать зоны под нужды и требования клиента всего за несколько недель. Это дает возможность организовать быстрый переезд сотрудников, легко трансформировать офис под меняющиеся задачи, сократить или увеличить число рабочих мест.

В отличие от коворкингов, в которых можно арендовать хоть одно место на 1 час, в гибких офисах каждый арендатор имеет полностью изолированный блок, и планировку можно полностью адаптировать под задачи компании. В соответствии с запросом арендаторов одно и то же рабочее пространство легко перезонируется - кому-то нужны изолированные кабинеты, кому-то - openspace для работы проектных команд, кто-то хочет много переговорных, а кто-то – многофункциональную зону для работы и отдыха.

Коворкинги также подразумевают  размещение отдельных компаний в выделенных кабинетах, однако планировки пространства и рассадка от этого не изменятся. В коворкингах есть общие пространства (кухня, зона отдыха), где пересекаются все арендаторы. Коворкинги брендированы под оператора или собственника коворкинга, в то время как гибкие офисы подразумевают использование фирменного стиля клиента на арендуемой площади.

Эти различия определяют и состав арендаторов - если в коворкингах располагаются преимущественно фрилансеры, индивидуальные предприниматели и небольшие старт-апы, то гибкие офисы готовы арендовать крупные корпорации, переводящие туда новые блоки или отделы.

Гибкие офисы предлагают гибкие и более короткие договоры аренды (порядка 1,5 лет), которые позволяют без труда увеличивать или уменьшать площадь. Количество рабочих мест легко трансформировать в зависимости от индивидуальных запросов компаний. В случае роста штата арендатор может взять дополнительные места в openspace. Если количество сотрудников сокращается, арендодатель подбирает новых клиентов на освободившиеся площади.

Немаловажным преимуществом является отсутствие капитальных затрат и аутсорсинг поддерживающих функций - за это отвечает оператор гибкого офиса. Стоимость аренды гибкого офиса выше, по сравнению с классическим, но арендаторы существенно экономят на  отделке, мебели, оргтехнике. Все перечисленное входит в ставку. Гибкий офис подходит для компаний, которые строят бизнес на проектных командах или решают краткосрочные задачи. Это старт-апы, консалтинговые и IT-компании, банки, готовящие для рынка новые продукты. Такие компании не могут прогнозировать потребность в рабочих местах в перспективе более чем на 2-3 года. Последнее становится особо актуально в связи с пандемией коронавируса, когда работодатели массово столкнулись с неопределенностью рабочего режима, необходимостью разделения персонала на офисный и тот, который может работать удаленно.
В России  гибкие офисы представлены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и т.д. В перспективе такие форматы появятся во всех городах-миллионниках и, вероятно, в ряде городов с населением 500 тыс. человек. Формат коворкингов также давно вышел за пределы Москвы и Санкт-Петербурга.

Сейчас каждая десятая сделка на рынке офисной недвижимости совершается в формате гибких офисов. Недавно «Сбербанк» арендовал 4700 кв. м в Manufaqtury, а группа «Группа ФСК» - 3200 кв. м Space 1. Несколько лет назад на рынке коворкингов и гибких офисов уже произошел бум - объем таких площадей с 2017 г. вырос почти в три раза - с 60 тыс кв. м до 170 тыс. кв. м.

Несмотря на это, по итогам 2019 г. доля коворкингов и гибких офисов составила всего 1% от объема офисных помещений Москвы. Однако ситуация с коронавирусом, переводом персонала на удаленную работу дала дополнительный толчок для развития гибкого сегмента офисной недвижимости. Во 2-3 кварталах 2020 г., рассчитывая на сохранении частью компаний формата удаленной работы сотрудников, на рынок вышло сразу несколько крупных проектов гибких пространств и коворкингов, а если все заявленные до конца года проекты будут реализованы, такие площади суммарно достигнут 1,5% рынка. В 3 квартале 2020 г. классические офисы продолжили терять арендаторов, тогда как коворкинги и сервисные офисы – заполняться.

По запросам, поступающим от наших клиентов, мы также отмечаем рост интереса к проектам с гибкими офисами - все больше заказчиков просят выделить в openspace приватные зоны и закрытые пространства. В зонирование возвращается кабинетная рассадка. При этом в отделке набирают популярность «карантинные» линейки офисной мебели с соблюдением социальной дистанции - конфигурация мебели для рабочих мест, переговорных и кухни подразумевает большего размера столы и кресла.

Действующие бизнес-центры также готовы переформатировать часть своих площадей в гибкие либо самостоятельно, либо через операторов таких пространств. А девелоперы вносят изменения в проекты новых офисных центров, уделяя внимание наличию площадей для гибких пространств и коворкингов. Можно предположить, что после пандемии на первый план выйдет гибридный формат работы, так как перед компаниями встанет задача сохранения баланса между проведением переговоров, общением, контролем за персоналом и стандартной работой за компьютером, которую можно осуществлять без привязки к рабочему месту. Поэтому с большой долей вероятности в перспективе нескольких лет мы будем наблюдать ежегодный прирост гибких офисов на рынке и дальнейший рост офисных сделок с гибким форматом.


иГРОКИ РЫНКА

GPGroup

Грецов Игорь

Строительство

GPGroup

Материалы по теме

Исследования рынка

Как пандемия влияет на гибкие офисы?

Усиленное восстановление спроса на европейские свободные пространства предсказуемо замедлилось после вспышки коронавирусной инфекции.
14.10
Точка зрения

Игра на выживание: что происходит с гибкими пространствами в 2020 году

Офисный сегмент коммерческой недвижимости в 2020 году претерпевает существенные изменения, причем как на локальном, так и на глобальном уровне. Пандемия затронула практически все развитые и развивающиеся рынки, компании по всему миру пересматривают свой подход к организации офисных пространств и стремятся оптимизировать расходы на содержание площадей, что на фоне падения доходов в большинстве отраслей бизнеса становится первостепенной задачей арендаторов. О ситуации на рынке с точки зрения сегмента гибких офисов рассказывает Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank.

13.10
Экспертный анализ

Share More: об эволюции гибких офисных пространств

Несколько лет назад гибкий офис был форматом для студентов и фрилансеров, а сегодня такие рабочие пространства арендуют «Яндекс», «Тинькофф», X5 Retail Group… Спрос на гибкие рабочие пространства растет достаточно быстро, средний уровень заполняемости в Москве и Петербурге на сентябрь 2020 г. составляет 70-75%.   
06.10

журнал CRE 2 (436)

февраль 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Ознакомиться с PDF-версией номера можно ЗДЕСЬ Вышел из печати CRE №2 (436) соредактором в котором выступил Игорь Коновалов, председатель правления Группы Инпром Эстейт. Номер посвящен прогнозам на 2024 год.  В НОМЕРЕ: Летучка Игорь КОНОВАЛОВ: "Русские люди могут и должны создавать капитал в России" Инвестиции ТИХАЯ ГАВАНЬ Недвижимость останется главным защитным и самым надежным в условиях падающего рубля и в...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (19-25 февраля)

Переход Андрея Постникова из Ориентира в CORE.XP, выход скандинавского бренда в Петербург, новости девелопера Stone, коворкинг TheOffice в DM Tower, БЦ от Газпромбанка и отель от Газпрома, пилотный проект в «Сити-2», еще одна очередь в проекте «Строительного Альянса» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
25.02
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

«Селигер Сити» станет здоровее

MR Group открывает центр красоты и здоровья в «Селигер Сити».
 
27.02
Источник: CRE
Проект

«Магнит» получит распредцентр на 86 тыс. кв. м в Подмосковье

Новый РЦ расположен в Подольском районе, его ввод намечен на середину 2024 года, а инвестиции оцениваются в 10 млрд рублей.
26.02
Источник: Kanayan Retail&Development Consulting
Экспертный анализ

Сын ошибок трудных: клиентский опыт будет одним из главных конкурентных инструментов дискаунтеров

К февралю 2024 года доля дискаунтеров в российской сетевой рознице превысила 60%. Уже через три года формат может занять более 70 %  рынка, но с клиентским опытом в большинстве сетей по-прежнему работают по остаточному принципу и в убеждении, что главное для покупателя — цена. Однако на фоне продолжающегося бума открытий новых «дешёвых» магазинов, инфляции и спада доходов, на авансцену театра конкурентной борьбы неизбежно выйдет сервис, убеждены игроки.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail
26.02
Источник: cre.ru
Игроки рынка

«Всеинструменты.ру» отчитались об итогах года

«Всеинструменты.ру» по итогам 2023 г. нарастили выручку на 54%.
 
27.02
Источник: Instone Development
Экспертный анализ

Камера сохранения

Инвестиции в региональные складские и логистические проекты остаются самым перспективным направлением для игроков. Спрос на склады будет значительно превышать предложение ещё очень долго и практически везде, хотя ожидаемый объём ввода уже в 2024-м окажется максимальным за всю историю рынка, а региональные показатели – впервые же превысят московские.

Текст: Алина Арсенина. Журнал CRE
 
Продолжение, начало читайте здесь и здесь.
28.02
Источник: CRE
Сделка

«Самолет» купил банк

Девелоперская группа закрыла сделку по приобретению КБ «Система». 
27.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre